Цветовая память – способность человека запоминать цветовые характеристики неоднократно наблюдаемых предметов.
Если осветить такой предмет цветным светом малой насыщенности или если надеть цветные очки, то мы оказываемся в состоянии установить цвет данных предметов по памяти, несмотря на изменение цвета из-за освещения. Мы до известной степени обладаем способностью абстрагироваться от цветного освещения и достаточно правильно определить цвет предметов.
Способность нашего зрения постепенно привыкать к слабо окрашенному освещению, и судить о цвете так же, как и при нормальном освещении, называется цветовой трансформацией.Если же насыщенность цвета освещения превышает определенные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления трансформации (перестройки) не наблюдается.
Иррадиация.
Если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви дерева, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно. Светлые светящиеся поверхности как бы увеличиваются в ширину. Они «находят» на темные поверхности и сужают их. Свет от светлых цветов, падающий на сетчатку, раздражает еще и прилегающие нервы и раздвигает границы более светлой области за счет более темных прилегающих сфер.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 12
Зрительно белый квадрат кажется больше.
Эффектом иррадиации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосами. Поле с вертикальными черными полосами кажется ниже, чем поле с горизонтальными черными полосами, так как белый цвет окружающего поля проникает наверху и внизу между полосами и визуально уменьшает высоту поля.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 13
Это явление нельзя смешивать с оптическим обманом, при котором при равновеликих и четко ограниченных поверхностях вертикальные полосы создают впечатление большей высоты, а горизонтальные – большей ширины.
Оптический обман - иллюзии
Исследования иллюзий начались в XIX в., и многие иллюзии были обнаружены в конце XIX — начале XX вв. Исследования иллюзий резко сократились в 1980-х – начале 1990-х гг. и возродились в последнее время в связи с развитием информационных технологий, которые позволяют разработать более сложные и точные иллюзии. На особенностях визуального восприятия плоских и пространственных фигур основано искусство оптических (или зрительных) иллюзий. Художественное течение оп-арт, использующее различные зрительные иллюзии, возникло во второй половине XXв. Возможности оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве, дизайне костюмов.
Художники стиля оп-арт создают уникальные оптические иллюзии, предлагая разнообразные изображения, которые во время просмотра изменяют свой вид, цвет или форму, а также вибрируют и двигаются перед глазами зрителей. Известные дизайнеры популяризируют стиль оп-арт, который остается самой яркой тенденций многих показов моды. Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли и уделяют пристальное внимание психологи. Чтобы выявить скрытые механизмы человеческого восприятия, глаз ставят в необычные условия, заставляют его решать нетиповые задачи.
Яркая и резко обозначенная форма провоцирует последовательный образ, то есть иллюзорную форму той же конфигурации и контрастного цвета. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата.
Иллюзии Акийоши Китаока. Одним из самых замечательных авторов иллюзий является профессор психологии факультета психологии в Университете Рицумикан в Киото (Япония) Акийоши (иногда пишут Акиеси) Китаока (Akiyoshi Kitaoka)(илл.14)
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 14
Он написал более 10 книг о визуальных иллюзиях . Он широко известен своими исследованиями зрительных иллюзий, в том числе геометрических иллюзий (формы), иллюзий светлоты, цвета, движения и других явлений визуального восприятия. Он рассматривает искусство иллюзий как науку, которая стирает границы между психологией и искусством. Хотя многие люди находят его иллюзии красивыми, он считает, что иллюзии представляют не искусство, а результаты научных экспериментов. Все созданные им изображения предназначены для проверки гипотез, которые служат для продвижения его исследований и их применения для других зрительных функций. Цель его исследований заключается в проверке визуальных механизмов посредством визуальных иллюзий. Им созданы сотни замечательных иллюзий и некоторые из них можно считать произведениями искусства, в частности к ним относится иллюзия «Утреннее солнце» (илл.15). Одна из самых замечательных иллюзий создает эффект свечения, смотрится подобно слепящему солнцу, хотя в центре точно такой же белый цвет, как везде на картинке.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 15
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Как чувствительность человеческого глаза к цвету зависит от места цвета в спектре?
- В чем суть явления Бецольда – Брюкке?
- В какую сторону происходит сдвиг цветового тона при увеличении освещенности?
- С чем связан и как проявляется эффект Пуркинье?
- Что такое адаптация глаза к свету? Как проявляется световая и темновая адаптация по отношению к ахроматическим цветам?
- Что такое цветовая адаптация?
- Какие изменения в цветовосприятии происходят под действием цветовой адаптации?
- Как видят цветнослепые люди?
- Что такое цветовая память?
- Что такое цветовая трансформация?
- В чем суть явления иррадиации?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адаптировано из:
1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Вышейшая школа, 1984.
2. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971.
3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.М., Мир, 1982
4. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев П.А. Цветоведение для архитекторов. М.-Л. Изд-во ГОНТИ, 1938.
5. Фельдман В.А. Искусство акварельной живописи. Киев, Мистецтво, 1967.
6. http://www.ritsumei.ac.jp/~akitaoka/index-e.html
7. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. − М.: Мир, 1978.
8. Цвет в промышленности / Под ред. Р. Мак-Дональда: Пер. с англ. И. В. Пеновой, П. П. Новосельцева, под ред. Ф.Ю.Телегина. - М.: Логос, 2002.
9. http://ru.science.wikia.com
10. “Eye,Human”, Encyclopedia Britannica, 2006, Ultimate Reference Suite DVD, 2009.