Становление психологии профессий.


Становление и институциональное оформление отечественной психологии профессий как самостоятельной отрасли прикладной психологии обусловлено политическими, экономическими и научно-исследовательскими предпосылками. Кратко рассмотрим их.
1. В условиях тоталитарного общества игнорировались индивидуальные особенности человека. Главным было выполнение социального заказа на подготовку работников, необходимых для решения производственных задач. Изменение политической ситуации, смена идеологических ориентиров, появившаяся возможность самостоятельной предпринимательской деятельности привели к формированию нового отношения к труду, новой стратегии поведения работников, вынужденных менять профессию, искать себе место работы, подтверждать свою конкурентоспособность.
Политическая и идеологическая свобода, обрушившаяся на россиян, породила у них растерянность и психическую напряженность. Рухнувшие кабальные условия производственных отношений вызвали у работников стресс, так как в одночасье они стали ответственны за свою профессиональную жизнь.
Актуальными для трудоспособного населения стали проблемы выбора сценариев профессиональной жизни, профессиональной занятости, карьеры, безработицы и др., к решению которых оно не было подготовлено. У людей появилась потребность в психологической поддержке и помощи. Однако ни одна из отраслей прикладной психологии специально не занималась этими проблемами.
2. Экономическая ситуация до перехода к рыночным отношениям характеризовалась стабильностью и гарантировала минимум социальных благ. Вся система жизнеобеспечения была направлена на закрепление профессионального и квалификационного положения работника в сфере производства на определенном предприятии.
В условиях рыночной экономики оказались востребованы работники высокой квалификации, профессионально мобильные, конкурентоспособные. Это повысило актуальность профотбора, определения профпригодности, оценки и аттестации кадров, прогноза профессионального роста и карьеры, повышения квалификации и переквалификации работников. На предприятиях и в организациях появляются отделы (центры) развития персонала.
Психологически компетентное решение этого комплекса экономически обусловленных проблем возможно в процессе исследования взаимодействия личности с миром профессий и психологического анализа содержания профессионального становления человека
3. Исследование многоаспектных проблем взаимодействия личности с профессией велось отечественной психологией. В основном эти проблемы изучались психологией труда, педагогической и возрастной психологией, инженерной психологией. Методологическое обоснование данная проблематика получила в фундаментальных работах отечественных психологов:
• создание психологической теории деятельности стало теоретической основой многих профессио-ведческих исследований;
• развитие дифференциально-психологической концепции личности явилось основой решения многих проблем профотбора, профконсультирования, профадаптации и профессионализации;
• психология труда исследовала вопросы профпригодности, профдиагностики, формирования профессиональных умений и навыков и др.;
• педагогическая психология изучала проблемы профессионального обучения и воспитания, особенности повышения квалификации и переквалификации;
• возрастная психология много внимания уделяла вопросам личностного и профессионального роста, профессионального самоопределения, психологическим особенностям кризисов и конфликтов профессионального развития взрослых.
Можно констатировать, что психологическое знание о взаимодействии человека с миром профессий накапливалось и фиксировалось в разных отраслях психологических наук. В настоящее время сложились условия для институционального оформления этого знания в рамках одной научной дисциплины — психологии профессий.
Таким образом, к началу 1990-х гг. политические, экономические И научные предпосылки обусловили возможность и необходимость оформления новой отрасли отечественной прикладной психологии — психологии профессий.
В становлении профпсихологии как самостоятельной отрасли психологии можно выделить три этапа:
1. Возникновение в конце XIX в. психотехники как направления в психологии, решающего психологические проблемы научной организации труда. Основными задачами исследования психотехники являлись рационализация трудовых приемов и условий труда, снижение аварийности и травматизма, совершенствование производственного обучения1.
2. Развитие в начале XX в. самостоятельной научной отрасли — психологии труда (С.Г.Геллерштейн, А.К.Гастев и др.). Ее основные исследовательские задачи — закономерности формирования и проявления психики человека в труде, а также вопросы профотбора, профконсультации и трудовой экспертизы2.
3. Выделение в 70-х гг. нашего столетия в психологии труда и индустриальной психологии задач, направленных на решение проблем взаимозависимости человека и профессии. Эта область психологии труда стала называться профпсихологией или психологией профессий. В рамках профпсихологии объединяются исследования по профконсультации, выбору профессий и профессиографии. Как самостоятельная научная дисциплина профпсихология оформилась в США в трудах J. O. Crites 3 и D. E. Super 4.
Однако прямой перенос данных зарубежного опыта представляется непродуктивным. Иные социально-экономические условия и социокультурные традиции обусловливают необходимость построения отечественной психологии профессий.
Выделение профпсихологии обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с отдельной профессией, а также миром профессий в целом. Основными задачами исследований становятся описание и анализ профессионального поведения и его профессиональной биографии, а также развитие личности с начала профессиональной подготовки до ухода из профессиональной жизни.
Большой вклад в решение проблем профпсихологии внесли отечественные ученые Е.М.Борисова, К.М.Гуревич, Ю.М.Забродин, Е.А.Климов, Ю.В.Котелова, Т.Е.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитов, Б.Ф.Ломов, А,К.Марковаг В.М.Мунипов, А.М.Новиков, К.К.Платонов, Н.С.Пряжников, З.А.Решетова, В.В.Чебышева, С.Н.Чистякова, ВД.Шадриков, Р.Х.Шакуров, М.Р.Щукин и др.
Важное значение для утверждения профпсихологии как самостоятельной прикладной дисциплины имели работы зарубежных ученых E. Bornemann, H. Borow, J. O. Crites, H. J. Daheim, H. A. Hesse, J. L. Holland, W. Jaide, S. G. Di Michael, E. G. Mc. Cormick, S. H. Osipov, H. Ries, K. H. Seifert, D. E. Super, Th.Scharmann, D. G. Zytowski.
Основываясь на достижениях отечественной и зарубежной психологии, обоснуем предмет, задачи и методы исследования профпсихологии, рассмотрим се ключевые понятия и основные концептуальные позиции.

Наши рекомендации