Метод широкого моделирования
Как уже было сказано, применение двух или нескольких источников света при съемке портрета берет начало от светового или теневого полуоборота (рис. 45, а), точнее от одного из их вариантов, или же от лобового освещения. Каким бы ни было сложным световое моделирование, основа эффекта освещения от рисующего света должна сохраниться. Так, например, "пражское моделирование", или, как его иначе называют, узкое моделирование, независимо от того, применяется ли оно в световом полуобороте или в теневом, вписывает узкую световую полоску (мазок) вдоль абриса скулы (рис. 45, б). Этот эффект настолько локален, что, кроме уточнения границы формы, не меняет ни эффекта освещения, ни общей его тональности. То же можно сказать и о подсвете волос и нанесении световых контуров.
А)
Б)
В)
45. Теневой полуоборот: прописной вариант без светового моделирования (а), с узким (б) и широким (в) моделированием
Среди всех видов активной подсветки имеется один, который является исключением из общего правила. Это так называемый широкий подсвет – широкое моделирование. Эффект создается на скуловой части тем же осветительным прибором, что и "пражское моделирование", с той только разницей, что меняется угол его направления на щеку с теневой стороны лица. Поток света расширяется за счет некоторого отдаления его от модели и дает высветление всей теневой стороны лица. Он отличается от обычного заполняющего света тем, что направлен на лицо под углом, и наибольшая яркость начинается от уха. О широком моделировании можно сказать, что оно весьма эффектно (рис. 45, в).
В результате широкого моделирования меняется тональность неосвещенной части лица и тем самым меняется основной эффект освещения портрета в целом. Так, при теневых полуоборотах и в портрете в темной тональности теневые стороны лица перестают быть темными. Такой портрет, выдержанный в нейтрально-серых тонах, называют тоновым.
Тоновый портрет доступен лишь высококвалифицированным мастерам. Его сложность заключается в строгой выдержанности серого тона и тонком ощущении света (см. рис. 141). Чрезвычайно важно не пересветить область лба, уха и рта, ибо портрет из нейтрально-серого тона перейдет в светлый.
Световой поток должен быть несколько ослаблен установленным впереди прибора рассеивателем, так как в противном случае свет будет жестким и при остром угле его падения на щеку перевыявит ее фактуру.
Применяя широкое моделирование, необходимо у теневой части лица устанавливать в диагональном положении экран-отражатель (или светильник от фотоаппарата) для смягчения тени, которая излишне усиливается возле носа.
Широкое моделирование дает красивый эффект лишь при очень точной установке света. Поэтому он рекомендуется для спокойных людей, которым доступно сравнительно продолжительное время позирования. В этом случае получаются отличные результаты.
Освещение лица в профиль
Изображение лица в профиль – один из часто встречаемых видов портрета. В освещении лица в профиль возможны три принципиально отличные друг от друга варианта: светлый профиль с темным контуром, темный профиль со светлым контуром (рис. 46, 47), профиль при лобовом освещении (см. рис. 39, в).
А)
Б)
В)
46. Портрет в профиль: а – светлый с темным контуром (см. схему рис. 47, а); б – темный со светлым контуром (см. схему рис. 47, б); в – при заднедиагональном освещении (см. схему рис. 47, в)
47. Схемы освещения профильного портрета: а – светлого с темным контуром, б – темного со светлым контуром, в – при заднедиагональном направлении света
Светлый портрет в профиль с темным контуром (рис. 46, а) получается в тех случаях, когда свет направляется фронтально. В этом случае лучи света, падая перпендикулярно плоскости щеки, создают участки плотных светов, а в местах закругления формы, т. е. на профильной линии, лучи скользят, падают под углом. Освещенность этих мест понижается, контурная линия лица становится темной и отчетливо бывает видна на более светлом фоне. Отсюда и рекомендация: светлый профиль с темным контуром лучше снимать на светло-сером или полностью светлом фоне.
Темный портрет в профиль со светлым контуром на профильной линии лица образуется от действия контрового света и имеет две разновидности: а) тонкую световую полоску вокруг лицевой части, создаваемой контровым светом (рис. 46, б); б) более широкую световую полоску вокруг лицевой части со световым пятном под глазом (рис. 46, в).
Контраст изображения (высокий, средний, малый) регулируется заполняющим светом.
Профильный портрет в темной тональности (рис. 48, а) получается при слабом заполняющем свете. При этом наблюдается повышенный контраст между светлой контурной линией и слабоосвещенным лицом. Если передний заполняющий свет окажется таким, что лицо на снимке приобретет нейтрально-серый тон, то такой профильный портрет по освещению называют тоновым (рис. 48, б). При сильном заполняющем свете получается портрет в светлой тональности (рис. 48, в).
А)
Б)
В)
48. Разновидности профильного портрета в зависимости от силы заполняющего света при фронтальном подсвечивании лица: а – в темной тональности; б – тоновый, в – в светлой тональности
Портрет в профиль при лобовом освещении (см. рис. 39, в) встречается реже, чем при других видах освещения. Боковой или скользящий свет освещает лицо так, что четкая граница света и тени не создает пластичности. Однако для лиц определенного типа оно бывает уместным.
Как в портретах со светлым контуром, так и при лобовом освещении предпочтителен нейтрально-серый или темный тон фона. При светлом фоне световые контуры сольются с фоном, и эффект исчезнет. Из сказанного вытекает рекомендация: фон в профильных портретах со светлым контуром или при лобовом освещении должен быть всегда темнее светлосерого тона.
Световое каширование
Рассматривая портрет с очень сложным светотеневым рисунком, когда тени находятся на участках, где бы они не должны появиться, или когда какая-то отдельная часть лица, область глаз, лоб освещены сильнее остальных, у неискушенного фотографа возникает вопрос: как это достигнуто?
Ни усердие, ни умение управлять осветительной техникой, даже при самом разнообразном ее наборе, не дадут ответа на этот вопрос, так как сложное освещение, о котором идет речь, не может быть создано одними лишь осветительными приборами.
В портрете на рис. 49 освещена только верхняя часть лица – глаза, частично лоб и нос. Каше (полупрозрачная или непрозрачная заслонка, служащая для притенения определенных участков объекта, в данном случае листок картона) находилось между осветительным прибором и моделью и преграждало доступ света к подбородку и щекам.