Методика составления сценариев.
Предполагается составить сценарий, описывающий предварительное состояние параметров системы. Состояние системы в момент времени – это время, являющееся точкой S(t) в этом пространстве параметров. Определение возможных тенденций в развитии ситуации позволяет определить положение системы в различные моменты времени в будущем S(t+1); S(t+2)… Управляющие воздействия эквивалентны воздействию сил, способных изменить направление траектории системы S(t). Естественно, что управляющие воздействия должны рассматриваться с учетом ограничений, накладываемых внешними и внутренними факторами. Предпочтительная технология разработки сценариев предполагает рассмотрение положений системы в дискретные моменты времени (1, 2, 3, 4 года). При помощи математического аппарата различные состояния системы будут располагаться в различных координатах конуса, расширяющегося по мере удаления от точки S(t). Чем меньше влияние внешних и внутренних факторов на систему, тем уже конус (меньше возможностей изменения системы в будущем).
Метод сценариев является объектом изучения множества авторов, что предопределяет различие подходов к его использованию.
Один из подходов основывается на том, что сценарий относится скорее к возможному, а не к вероятному будущему. Получение в процессе разработки прогноза более глубокого понимания ситуации предполагает в качестве следующего шага выработку системы воздействий, которая может изменить рассмотренные сценарии развития ситуации. В итоге возможное будущее может оказаться скорректированным, причем происходит отбор тех переменных, которые имеют непосредственное отношение к развитию анализируемой системы.
Разработка сценариев осуществляется по следующим этапам:
1. Анализ ситуации. Предполагается определить основные действия силы на систему, определить взаимосвязь между факторами и структурировать ситуацию,
2. Отбор переменных проводится с использованием экспертов: сопоставляются их мнения, выражающиеся в ранжировании переменных, влияющих на систему,
3. Определение для каждой переменной соответствующей шкалы, в которой она может быть измерена.
Эта процедура позволяет более надежно определить возможные опасности (за счет придания переменной количественного значения). Иногда, если переменную нельзя описать количественно, используется ее описательная характеристика.
Важноопределиться с оптимальным количеством переменных, влияющих на систему. Их увеличение затрудняет возможность анализа ситуации, а слишком большое обобщение снижает влияние важных факторов.
Часто метод используется на основе компьютерных программ, благодаря чему существует возможность выработки нескольких альтернативных вариантов возможного развития ситуации. Группируя сценарии в классы, можно определить рациональную стратегию на ситуацию.
Метод “мозговой атаки” является одним из самых распространенных методов устного обсуждения проблемы. Техника проведения: мозговая атака используется при обсуждении проблем, как правило, не носящих запрограммированный характер решения. Наиболее эффективным данный метод является в ситуациях, когда проблема носит глобальный характер и на первый взгляд не имеет готового перечня ответов. Чаще всего это вопросы, начинающиеся со слова “как?”.
Собирается группа людей в количестве 10 – 15 человек. Состав группы при этом строго регламентируется. Среди участников мозгового штурма должны присутствовать:
1) – “клиент” (заказчик проблемы) – это лицо, чаще приходящее со стороны, выдвигающее проблему на обсуждение и платящее за ее решение деньги;
2) – “идеологи” – это специалисты по решению проблемы, которые несут основную нагрузку по ее обсуждению;
3) – “профаны” – люди, не имеющие никакого отношения (по специальности) к решаемой проблеме. Они также участвуют в обсуждении;
4) – “ведущий” - отвечающее за процедуру лицо. Он обладает знаниями по технике мозгового штурма. Может не являться специалистом по проблеме.
Мозговой штурм осуществляется по следующим этапам:
1. Изложение проблемы клиентом (в течение 5 – 7 минут). При этом он должен снабдить окружающих всей известной информацией по проблеме.
2. Процесс выдвижения идей. По круговой системе “идеологи” и “профаны” выдвигают свои мнения по проблеме. Главным условием при этом является запрет на обоснование собственной идеи и на критику ее со стороны окружающих. Все идеи фиксируются “ведущим” на доске для всеобщего обзора (15-20 минут).
3. Процесс обсуждения выдвинутых идей. При этом непосредственное обсуждение не производится, а отбор происходит путем голосования по каждой конкретной идее. Каждый участник мозгового штурма, кроме “клиента”, имеет право всего на 5 голосов, причем эти голоса он по своему усмотрению может разделить на различные идеи по приоритетности.
Так, при 15 участниках все идеи должны набрать в сумме не более 75 голосов. Это проверяется в конце голосования. Баллы по каждой идее суммируются. Голосование производится путем поднятия руки, причем количество баллов, отдаваемых экспертом какой-либо идее, соответствует количеству поднятых пальцев. В итоге выбирается та идея, которая набрала максимум голосов (длится 40 минут).
4. Принятие и обоснование способа решения проблемы – 15 минут. В итоге весь мозговой штурм занимает приблизительно 1,5 часа.
Основные черты мозгового штурма:
- ограничение по времени,
- отсутствие критики,
- наличие “профанов”.
Метод мозговой атаки основывается на генерации новых идей, причем было замечено, что чем меньше идеи обсуждаются, тем больше возникает их в голове эксперта. Поэтому основным условием проведения мозгового штурма является запрет на критику на этапе выдвижения новых идей. Благодаря данному требованию процесс выдвижения новых идей протекает лавинообразно. К тому же, исследования эффективности мозговой атаки, проведенные в университете Буфалло, показали, что групповое мышление производит на 70% больше новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений.
Таким образом, метод мозговой атаки можно рассматривать как институт для актуализации творческого потенциала коллектива специалистов. Такая актуализация достигается за счет того, что:
- участник мозгового штурма получает возможность нового и неожиданного видения проблемы глазами своих коллег;
- последующее изучение всех высказанных идей позволяет по-новому, т. е. с большим доверием, отнестись к идеям, которые раньше хотя и высказывались коллегами, но в рутинной обстановке текущей деятельности организации, не привлекая к себе достаточного внимания;
- устраняется привычка критично оценивать новые, недостаточно обоснованные идеи.
Способы проведения мозгового штурма можно разделить на следующие разновидности:
1) – обсуждение, в результате которого получаются окончательные ответы на поставленные вопросы;
2) – обсуждение, в результате которого открывается возможность формулировать план решения конкретной задачи. План может содержать как выбранные большинством экспертов идеи, так и дискуссионные;
3) – обсуждение, в результате которого формулируются идеи, которые могут быть получены при решении той или иной проблемы;
4) – обсуждение, в результате которого устанавливаются новые аспекты рассматриваемой проблемы.
Обсуждение идей и их оценка проводятся лишь на 3 этапе, после процесса голосования. Возможно доведение информации о проблеме до экспертов заранее, т.к. существуют проблемы, которые требуют предварительного ознакомления (в данном случае за несколько дней до мозговой атаки ее участникам раздаются информационные листы, характеризующие проблему), а также существуют проблемы, о которых эксперты узнают непосредственно перед началом мозговой атаки.
[1] см. об этом: Русак Н. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования : справочное пособие / Н. А. Русак, В. а. Русак. – Мнинск: Вышэйш. шк., 1997. – С. 14-16