Деятельностный подход в психологии и образовании

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИИ»

Методические указания и рекомендации

К проведению семинаров

Семинар № 1.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об образовании. Образование как процесс, система и результат.

2. Методология образования как учение об организации теоретической и практической деятельности в области образования.

3. Уровни методологии педагогической науки.

4. Психология как теоретическая основа педагогики.

5. Понятие о методологическом подходе в педагогическом исследовании.

Литература

Основная

1. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие…- 4-е изд.- М.: «Академия», 2008.- С.7-17.

3. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. – М.: «Эгвес», 2006. – С.9-38.

4. Сластенин В.А. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. — 11-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с.

Дополнительная

1. Гаязов А.С. Образование и образованность в современном мире. М., 2003

2. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на пороге ХХI века. – М., 1999

3. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М., 1978

Семинар № 2/3.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Вопросы для обсуждения:

1. Л.С. Выготский как основоположник культурно-исторической психологии.

2. Сущность культурно-исторической теории психического развития человека.

3. Взаимосвязь мышления и речи.

4. Развитие идей Л.С. Выготского в отечественной психологии: А.Н.Леонтьев (теория деятельности); Д.Б.Эльконин (периодизация психического развития); П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий); А.В.Запорожец (теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий); В.В.Давыдов (теория учебной деятельности); А.Р.Лурия (нейропсихология); Л.И.Божович (анализ возрастных кризисов). Общая характеристика.

5. Современное состояние научной школы Л.С. Выготского.

Практическое задание. Просмотр видеосюжета о Л.С. Выготском: групповое обсуждение.

Литература

Основная

  1. Божович Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы. //Вопросы психологии. – 1977. – №2. – С. 29-39.
  2. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности. // Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
  3. Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский. // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 3-13.
  4. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория высших психологических функций. // Психологическая наука в России в ХХ столетии: проблемы теории и истории. – М.: Ин-т психологии РАН, 1997. – 574 с.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – С.394-408.

Дополнительная:

1. Венгер Л.А. К проблеме формирования высших психических функций. // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюзн. конф. 23-25 июня 1981г./НИИ ОПП АПН СССР – М.: Б. и., 1981. – 198 с.

2. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский: Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. – М.: Academia, Смысл, 1996.–420 c.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.

5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.6. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.

6. Гальперин П.Я. Идеи Л.С. Выготского и задачи психологии сегодня. // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюзн. конф. 23-25 июня 1981 г./НИИ ОПП АПН СССР – М.: Б. и., 1981. – 198 с.

7. Давыдов В.В. Значение творчества Л. С. Выготского для современной психологии. // Советская педагогика. – 1982. – №6. – С. 84-87.

Семинар № 4/5.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИИ

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об «интериоризации» и «экстериоризации» деятельности.

2. Теория Л.С. Выготского о развитии ВПФ (высших психических функций).

3. Взаимосвязь между развитием ВПФ и деятельностью.

4. Теория деятельности А.Н. Леонтьева:

- понятие о деятельности;

- психологическая структура деятельности, характеристика её компонентов;

- понятие о ведущем виде деятельности.

Литература

Основная

  1. Вересов Н.Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип. // Культурно-историческая психология. – 2005. – №2. – С. 76-86.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  3. Давыдов В.В., Радзиховский Л.А. Теория Л.С. Выготского и деятельностный подход в психологии. // Вопросы психологии. – 1980. – №6.– С. 48-59; Вопросы психологии. – 1981. – №1.– С. 67-80.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: ИПЛ, 1977. – 304 с.
  5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2007. – 320 с.

Дополнительная

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. – М.: Наука, 1973. – 288 с.

2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., Обухова Л.Ф., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину. Специальное приложение к «Журналу практического психолога». – М., 1996.

3. Венгер А.Л. О значении разных сторон процесса интериоризации для психического развития ребенка. // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюзн. конф. 23-25 июня 1981 г./НИИ ОПП АПН СССР – М.: Б. и., 1981. – 198 с.

4. Венгер Л.А. К проблеме формирования высших психических функций. // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюзн. конф. 23-25 июня 1981г./НИИ ОПП АПН СССР – М.: Б. и., 1981. – 198 с.

5. Гальперин П.Я. Идеи Л.С. Выготского и задачи психологии сегодня. // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюзн. конф. 23-25 июня 1981 г./НИИ ОПП АПН СССР – М.: Б. и., 1981. – 198 с.

6. Лурия А.Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. // Вопросы философии. – 1966. – №7. – С. 72-80.

Семинар № 6.

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ЭТАПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Вопросы для обсуждения:

1. Периодизация возрастного развития ребенка в онтогенезе.

2. Понятие о социальной ситуации развития.

3. Закономерности возрастного развития ребенка.

Литература

Основная

1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1971. – №4. – С. 6-20.

2. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

4. Крэйн У. Психология развития человека. 25 главных теорий. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 512 с.

5. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // Советская педагогика.- 1989.- №5.

Дополнительная

1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 96 с.

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
  2. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту.// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  3. Божович Л И, Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Педагогика, 1979. – 120 с.

5. Коломинский Я.Л. Социально-психологическая концепция онтогенеза в свете идей Л.С. Выготского. // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюзн. конф. 23-25 июня 1981 г./НИИ ОПП АПН СССР – М.: Б. и., 1981. – 198 с.

  1. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации. // Культурно-историческая психология. – 2006. – №1. – С. 26-31.

7. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. – №5. – 1996. – С.38-50.

Семинар № 7/8.

Наши рекомендации