Характеристики психологических тестов
Психологический тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен. Конечно, кроме тестов известны разные методы изучения личности, и каждые решают свои задач
Стандартность - тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социкультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.
Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.
Валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные "проверенные" методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести "создателя".
Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называются добротными (аутентичными).
Двигательными (моторными) называются тесты, в основе которых лежат двигательные задания.
Двигательные тесты можно разделить на 3 группы:
1) тесты, определяющие показатели организма в покое (устойчивом состоянии), например показатели ЧСС, АД, ЧД, антропометрические показатели и др.;
2) стандартные функциональные пробы - тесты, в которых проверяются:
а) физиологические или биомеханические показатели при стандартной нагрузке (например, изменение ЧСС после 20 приседаний);
б) двигательные показатели при стандартной величине физиологических сдвигов (например, скорость бега при ЧСС, равном 160 уд/мин), регламентированных показателях нагрузки (длина дистанции, время, вес и др.);
3) максимальные функциональные пробы - тесты, в которых фиксируются физиологические или биомеханические показатели при максимальном результате (например, МПК при работе на велоэргометре), «до отказа».
Комплексом (батареей) тестов называется группа тестов, имеющих единую конечную цель (например, оценка состояния спортсмена в соревновательном периоде тренировки).
Результаты повторного тестирования всегда будут варьировать вследствие влияния различных случайных факторов и изменения состояния испытуемых. В связи с этим возникает проблема оценки надежности тестов.
Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.
Разновидностями надежности являются стабильность, согласованность, информативность, эквивалентность.
Стабильность - это такая разновидность надежности, которая проявляется в степени совпадения результатов тестирования, когда первое и последующие измерения разделены определенным временным интервалом.
Согласованность тестов характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест.
Информативность - это степень точности теста, с которой он измеряет свойство (качество, способность, характеристика и т.д.), для оценки которой он используется.
Эквивалентность - это равноценность тестов при измерении одного и того же свойства.
2. Определение надёжности тестов
Надежность тестов определяется с помощью коэффициента надежности (взаимосвязи), полученного из корреляционного или дисперсионного анализов.
Выбор коэффициента надежности зависит от типа шкал, в котором произведены измерения, от числа факторов, влияние которых необходимо исследовать. Если исследуется влияние одного фактора, и при этом число попыток не более двух, то надежность тестов может быть оценена с помощью корреляционных методов. Во всех остальных случаях рекомендуется использовать дисперсионный анализ. И если влияние фактора (факторов) окажется несущественным рассчитывать внутриклассовый коэффициент корреляции.
Оценка качества надежности теста может быть произведена согласно следующей таблице:
Величина коэффициента взаимосвязи | 0,99-0,95 | 0,94-0,90 | 0,89-0,8 | 0,79-0,70 | 0,69 и ниже |
Оценка качества надежности | отлично | хорошо | удовлетворительно | сомнительно | плохо |
Надежность тестов может быть повышена путем увеличения длины теста, т.е. путем увеличения числа попыток или. числа испытуемых, или того и другого вместе.
Величина г выбирается самостоятельно, чтобы величина m не была слишком большой и поэтому трудно реализуемой на практике, можно, например, выбирать rtt согласно следующей таблице: