Принцип единства диагностики и коррекции - мы остановились только на констатации фактов, нужно уметь и корректировать соц. явления.
Основные принципы социально-психологического исследования.
Принцип единства сознания и деятельности.- все факты сознания проявляются в деятельности
Принцип историзма
Принцип детерминизма.- в соц. явления всегда есть причина.
принцип единства диагностики и коррекции - мы остановились только на констатации фактов, нужно уметь и корректировать соц. явления.
9.Зарубежные ориентации в развитии социальной психологии: основные положения, представители, значимые достижения.Социология выделилась в самостоятельную науку в середине XIX в. (ее родоначальником считается французский философ-позитивист Огюст Конт). Почти с самого начала своего существования социология стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М.Лацарус (1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в "Лекциях о душе человека и животных". Психология масс. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания.Середина XIX в. была ознаменована созданием марксистского мировоззрения. Но в целом же в конце XIX – начале XX в. экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии, развивавшейся вне марксистской традиции.Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Начиная с 50-х гг. XX в. Рез ко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. В период 30-х годов теоретические исследования были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Шихирев, 1979). Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление – интеракционизм – представляет социологический источник.
9.Зарубежные ориентации в развитии социальной психологии: основные положения, представители, значимые достижения.После Первой мировой войны большое внимание уделялось прикладным исследованиям малым грппам и экспериментам в малых группах, а вот настоящие проблемы общества никто не решал.Это привело в1950г. К кризисному состоянию дисциплины и дало все основания вернутся к теоритическим проблемам. Вот теоритические ориентации, в рамках которых формируются исследования: бихевиоризм, психоанализ, когнитивистские теории и интеракционализм-это три варианта основных течений психол.мысли, и четвертый интеракционализм - социологический источник.Бихевиоризм- получил широкое распространение, со своей идеей подкрепления, оперантного и классического обуславливания.. В психоанализе было ряд попыток построения соц.-психол. теорий (Фромм,Дж.Салливан)-в этом направлении предпринялась попытка рассмотреть ряд процессов в более многочисленных группах. Психоанализ дал толчок к новой гуманистической психологии, а в настоящее время она претендует на одно из ведущих мест по своей популярности. Когнитивизм-рассмотрение соц. поведения с точки зрения позновательных когнитивных процессов индивида (Ф.Хайдер, Л.Фестингер). Когнитивистское направление дало жизнь новой области современной соц. психологии — «психологии социального познания», в рамках которой специально исследуются проблемы познания соц. явлений рядовым человеком. Интеракционизм -единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация. В ней делана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Сегодня весьма характерным для американской соц, психологии является теоретический эклектизм, когда в одном и том же исследовании переплетаются различные теоретические ориентации. Социальный конструкционализм К. Гергена. Соц. психология- должна не просто предлагать рядовому человеку некоторую систему знаний о мире, но помогать ему разрабатывать новые образцы поведения в изменяющемся сложном мире.
10.Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии.Начало XX века и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку, основанную на применении экспериментальных и математических методов. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе немецким психологом В. Мёде по использованию экспериментальных методик в исследовании массовой психологии и в США психологом Ф. Олпортом, обобщившим опыт социально-психологического экспериментирования и разработавшего общую методологию группового эксперимента. В этой программе были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину.В развитии психологии к этому времени чётко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.На стыке психологии и социологии формируется такая наука, как психосоциология, исследующая психологические и социологические проблемы личности в контексте теории ролевого поведения. А многие психиатры становятся социальными психологами.
11.История развития соц. псих. в нашей стране.Основоположником отечественной социально-психологической мысли был Н.К. Михайловский, который впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Он рассматривал толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явление», считая, что герои являются порождением толпы, которая выдвигает их в определенные моменты истории. Толпа неосознанно подражает герою, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.На развитие социальной психологии в России сильное влияние оказывал марксизм. Г.В. Плеханов рассматривал «общественную психологию» как конкретно-историческое и классовое явление.Экспериментальная социальная психология. В.М. Бехтерев рассматривал групповую психику как совокупность условных рефлексов. Бехтерев дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты, проведенные Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Было установлено, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других.В 20-е гг. большое внимание уделялось социально-психологическим проблемам детских, ученических коллективов (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, и др.), социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке и др.).Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского придерживалась мнения, что «в процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные». Эта теория оказала большое влияние на исследования развития поведения ребенка.С 30 по 50-е гг. социально-психологических работы практически не проводились по идеологическим соображениям, если не считать работ А.С. Макаренко, который считал главной целью воспитания формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».Возрождение социальной психологии как науки в конце 50-х гг. началось с обсуждения вопроса о предмете социальной психологии. В 1962 г. была создана первая в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С. Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.Б.Ф. Поршнев впервые у нас в стране ставит вопрос о таких социально-психологических категориях, как «мы» и «они».В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.
12. Особенности современных прикладных социально-психологических исследований. Все исследования в соц. психологии можно разделить на фундаментальные и прикладные. Цель всякого прикладного исследования - непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов зтого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества. Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования. Во-первых, прикладное исследование организуется непосредственно по заказу какого-либо социального института. Эта линия отношений требует особой регламентации, поэтому при осуществлении всякого прикладного исследовании, выполняемого по заказу, действуют некоторые нормы, установленные юридические правила, согласно которым и заказчик, и исполнитель обладают определенными правами и обязанностями.
Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессиональной (относительно данной науки) средой, постольку встает проблема языка прикладного исследования. Это означает, что результаты должны быть изложены в форме, не только доступной заказчику, но и делающей их «готовыми к употреблению». В-третьих, прикладное исследование должено содержать точный ответ на поставленный вопрос. В-четвертых, в прикладном исследовании существует необходимость не просто четкого формулирования рекомендаций, но и указание направления, а порой и сроков, этапов их внедрения в практику. Такая мера строгости в этом вопросе не обязательна в фундаментальном исследовании, хотя и здесь весьма желательна. Прикладное исследование, не содержащее такого плана реализации, вызывает неудовлетворенность заказчика.В-пятых, в прикладном исследовании приняты совершенно иные критерии эффективности. Если в фундаментальном исследовании показателями его успешности могут быть ссылки на него в научных журналах («индекс цитирования»), награждение его автора научной премией или присуждение ему ученой степени, то в прикладном исследовании таким критерием является лишь одно - решение конкретной задачи, поставленной заказчиком., в-шестых, различаются роли «теоретика» и «практика»: теоретик продуцирует и получает знание о каком-либо процессе, практик добивается реального улучшения в осуществлении этого процесса. Цель ему задана извне, и работа, как правило, лучше оплачивается.
13. Методы наблюдения и самонаблюдения в социальной психологии.Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения. Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства, например видеомагнитофон. В таком наблюдении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе устраняется из ситуации. Иначе говоря, ставится специальная задача добиться эффекта отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не знали, что за ними наблюдают, и вели себя естественно, как в обычных условиях. Включенное наблюдение-когда исследователь (инкогнито!) становится участником изучаемой группы.Метод самонаблюдения- получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним. Субъект самонаблюдения, выступающий в то же время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; поэтому данные его наблюдения м. б. искаженными неконтролируемыми переменными и, следовательно, неоднозначными. Однако сопоставление результатов самонаблюдения многих лиц, полученных в тождественных условиях, соединенное с учетом знаний о каждом из них, делает эти данные ценным материалом для научной разработки проблем и их анализа. Квалифицированное самонаблюдение требует хорошей психологической подготовки; вполне объяснимы трудности, которые встречаются при вербализации его.
14.Особенности проведения социально-психологического эксперимента. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. При проведении социально-психологического эксперимента социальные психологи обращают внимание на следующие важные проблемы: 1) непостоянство соц. явлений, что делает невозможным открытие каких-либо законов; 2) существование свободы воли, что позволяет человеку определять собственную судьбу вместо того, чтобы «подчиняться научным законам»; 3) зависимость законов от конкретной культурной среды, что делает невозможным проявление универсальных законов; 4) относительность законов, их временный характер; 5) влияние ценностей ученого на выбор социальных явлений, интерпретацию и изложение фактов; 6) трудности экспериментирования в социальных науках и трудности контроля за изучаемыми переменными; 7) проблема существования открытого общества, в котором новая информация постоянно оказывает непредсказуемое влияние на людей; 8) способность людей узнавать о гипотезах социальных наук и произвольно изменять свое поведение с целью отбросить эти гипотезы.
14.Особенности проведения социально-психологического эксперимента. Лабораторный эксперимент.существует ряд недостатков: возникают сомнения в возможности распространения полученных данных «в реальной жизни», не утрачивается ли в лаб.эксперименте реальная ткань общественных отношений, то главное «социальное». Проблема еще заключается в том, что в лабораторных условия собрать группу испытуемых довольно тяжело. Хороший вариант создать телепроект, что вроде «Дом 2»,и спонсоры найдутся и камер много. Также в лабораторных экспериментах наблюдается Розенталь-эффект-когда результат возникает вследствие присутствия экспериментатора, часто испытуемые подыгрывают экспериментатору. Гораздо большими преимуществами, обладает естественный эксперимент, особенно если учесть важнейшее требование социальной психологии - изучать реальные социальные группы, реальную деятельность личностей в них.