Проявления социальной лености в реальной жизни

Когда в России у власти были коммунисты, работа в колхозах была организована так, что сегодня люди трудились на одном поле, завтра – на другом, и никто ни за что не отвечал. В личном пользовании они имели лишь небольшие участки земли. При этом личные подсобные хозяйства колхозников, на долю которых приходился всего 1% всех обрабатывавшихся земель, давали 27% всей сельскохозяйственной продукции страны. В Венгрии в личном пользовании было всего 13% угодий сельскохозяйственного назначения, однако их доля в урожае составляла более 30%. В Китае, когда власти разрешили крестьянам продавать ту сельскохозяйственную продукцию, которая оставалась после расчетов с государством, ежегодный рост производства продуктов питания составил 8%, и за последние 26 лет их годовое производство увеличилось в 2,5 раза.

60. Более широкое освещение понятие «предубеждение» получило в англо- язычных источниках по социальной психологии, где используется английское слово «prejudice», которое переводится и как предубеждение, и как предрассу- док. В западной социальной психологии предубеждение рассматривается как ат- титюд (установка, отношение). Так, Р. Бэрон дает следующее определение: «Предубеждение — особый тип установки – главным образом негативной — по отношению к членам определенной социальной группы». Р. Чалдини – «Предубеждение – обобщенная установка по отноше- нию к членам некоторой социальной группы. Это негативное отношение к представителям какой-либо социальной группы, основанное лишь на их принадлежности к этой группе». Когда предубеждение определяется как особый тип установки, из этого следуют следующие важные выводы. 1. Во-первых, предубеждение включает в себя мнения и убеждения относи- тельно членов различных социальных групп. Центральным когнитивным ком- понентом предубеждений являются стереотипы, которые предполагают, что все члены этих групп демонстрируют одни и те же черты и ведут себя одним и тем же образом. Журналист Уолтер Липпман (Lippman, 1922) ввел термин сте- реотип для обозначения обобщенных убеждений, которых мы придерживаемся по отношению к группам людей, — наших мыслей о том, что представляют со- бой члены этих групп. Как отмечали Джадд и его коллеги (Judd et al., 1991), стереотипы включают обобщение типичных, или «модальных», характеристик представителей раз- личных социальных групп. Стереотипы, как когнитивные структуры, оказывают сильное влияние на процесс обработки социальной информации: · Информация, существенная для активизированного стереотипа, обрабатыва- ется гораздо быстрее, чем информация, не связанная с ним. Кроме того, лю- ди, с предубеждениями уделяют больше внимания информации, согласую- щейся с их предвзятыми взглядами. · Если же в сознание удается попасть информации, не согласующейся со сте- реотипами, люди могут ее активно опровергать или просто отвергнуть. 2. Во-вторых, если предубеждение является особым типом установки, то оно содержит негативные чувства или эмоции людей, его выражающих, когда те оказываются в присутствии или просто думают о представителях той груп- пы, которая им так не нравится. 3. Наконец, предубеждение может включать в себя тенденции негативно действовать по отношению к тем, кто является объектом предубеждения, что выражается в дискриминации. Термин дискриминация обозначает негативное поведение по отношению к другим людям, причиной которого является их принадлежность к некоторой группе. В социальной психологии наиболее исследованными являются такие виды дискриминационного поведения, как расизм и сексизм. Расизм— индивидуально предвзятые установки и дискриминирующее по- ведение по отношению к людям определенной расы. Сексизм (Sexism) —индивидуально предвзятые установки и дискримини- рующее поведение по отношению к представителям того или иного пола. Исследования указывают на два бесспорных факта. 1. Гендерные стереотипы намного сильнее расовых. 2. Стереотипы, касающиеся женщин, обычно более негативны по содержа- нию, чем стереотипы, касающиеся мужчин. Важный скрытый признак сексизма обнаружил Дейн Арчер и его коллеги и проявляется он в том, как подается визуальная информация о гендерах. При изображении женщин и мужчин акцент делается на различных деталях их внешности. В портретах мужчин относительно большую часть пространства занимает изображение лица и головы. В тоже время на портретах женщин большую часть пространства составляет изображение тела. Эта диспропорция в изображении головы и тела у мужчин и женщин, явля- ющаяся результатом скрытого влияния гендерных стереотипов, получила название фейсизма. Фейсизм – явление, которое выражает скрытое влияние гендерных стереотипов при изображении мужчин и женщин. Еще одной скрытой формой дискриминации по полу является так называе- мый «стеклянный потолок» - искусственные барьеры, основанные на психоло- гических или организационных предубеждениях, которые мешают квалифици- рованным работникам-женщинам продвигаться по служебной лестнице к выс- шим руководящим должностям. Эйджизм - проявление предубежденного отношения к представителям другой возрастной группы, которое выражается либо в умалении, либо дискре- дитации присущих им достоинств и выстраивании пренебрежительных отно- шений или игнорирования. Таким образом, предубеждение можно рассматривать как особый тип уста- новки, обычно это негативное отношение к представителям определенной со- циальной группы, основанное лишь на их принадлежности к этой группе. В качестве установки предубеждение обычно содержит не только негатив- ные оценки, но и определенные мнения о других людях, что находит отражение в стереотипах. Стереотипы в свою очередь влияют на обработку социальной информации таким образом, что поддерживают сами себя. Предубеждение, как вид установки, определяет поведение людей, что вы- ражается в дискриминации – негативном поведении по отношению к другим людям, причиной которого является их принадлежность к некоторой группе (расизме, сексизме и др.).

61. Психоаналитический подход. В рамках психоаналитической ориентации в социальной психологии механизм возникновения межгрупповой враждебности рассматривался в концепции «авторитарной личности» Т. Адорно и его кол- лег. Авторы использовали идею психоанализа о предопределенности личности взрослого человека детским опытом. Ученые предполагают, негативные предубеждения берут начало в семьях, где родители жестоко наказывают и ругают детей даже за самые мелкие про- ступки. В результате дети начинают ощущать враждебность по отношению к своим родителям и другим лицам, обладающим властью и авторитетом, кото- рая перемещается на более слабых членов общества. Так формируется автори- тарная личность. Авторитарность — склонность покоряться тем, кто имеет больше вла- сти, и очернять тех, у кого меньше власти. Люди с авторитарным типом личности характеризуются следующими чертами: – с готовностью повинуются властям, но агрессивны по отношению к тем, кто, по их мнению, стоит ниже их по общественной лестнице; – с готовностью принимают общественные условности и правила и легко подчиняются им; – отличаются нетерпимостью по отношению к тем, кто нарушает обще- ственные условности; – воспринимают мир в упрощенном, черно-белом виде; – исключительно предубежденно относятся к представителям меньшинств.

62. Теория социального научения. Предубеждение приобретается при научении и развивается в основном тем же образом и посредством тех же механизмов, что и другие социальные установки. Согласно концепции социального науче- ния, дети приобретают негативные установки по отношению к различным со- циальным группам, потому что слышат, как подобные взгляды высказывают их родители, друзья, преподаватели и другие люди, а также в результате того, что их открыто вознаграждают (лаской, похвалой и одобрением) за усвоение этих взглядов. В развитии предубеждений большую роль играют средства массовой ин- формации.

63. Необихевиористский подход. Фрустрация и агрессия: теория «козла отпу- щения». Наиболее яркой иллюстрацией данного подхода является концепция фрустрации и агрессии Н. Миллера и Дж. Долларда. Боль и фрустрация (блоки- рование достижения цели) часто вызывают враждебность. Во многих фрустри- рующих ситуациях человек не может прямо выразить свою агрессию по отно- шению к фрустратору. В этом случае выбираются новые объекты для агрессии, которые не имеют никакого отношения к фрустрации, невиновны и не способ- ны к адекватной самозащите. Это феномен «смещения агрессии», наиболее распространенной разновидностью которого является поиск «козла отпуще- ния».

64. Подход межгрупповых противоречий. Теория реалистического (прагмати- ческого) конфликта (Д. Кэмпбелл). Данная теория утверждает, что конфликты между группами, так же как и негативные предубеждения и стереотипы, возни- кают вследствие реального соперничества между группами за нужные им ре- сурсы. Такие конфликты укрепляют позитивное чувство солидарности с члена- ми собственной группы, и заставляют людей испытывать сильную антипатию к членам других групп.

65. Когнитивный подход. Он не является однородным и корректно говорить о группе подходов, одним из которых (наиболее известным) является подход, ос- нованный не теории социальной идентичности Г. Тэджфела. Социальная идентичность— наши убеждения и чувства по отношению к группе, к которой мы, по нашему мнению, принадлежим. В соответствии с ее положениями, человек упорядочивает социальный мир, разбивая его на категории, распределяя людей по группам (социальная категоризация). Социальная категоризация – когнитивный процесс упорядочивания ин- дивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе - окружающих людей и себя самого) по группам («кате- гориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям. Отнесение человека себя к одной из этих категорий составляет процесс социальной идентификации. Социальная идентификация – процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей груп- повой социальной принадлежности. Тенденция оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило название внутригрупповой фаворитизм (от лат. favor - благосклонность). Внутригрупповой фаворитизм – позитивно пристрастное восприятие собственной группы. Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации. Межгрупповая дискриминация – негативно пристрастное отношение к членам чужой группы. Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тарнера объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешне-групповой дискримина- ции как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп. В формировании социальной идентичности участвуют процессы соци- ального сравнения и межгрупповой дифференциации. Социальное сравнение – процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация. Социальная идентичность вместе с личностной идентичностью состав- ляет Я-концепцию личности. Человеку свойственно стремиться к формирова- нию и сохранению позитивной Я-концепции. Для формирования и сохранения позитивной социальной идентичности необходимо установить различия между группами в пользу собственной. От- сюда и большая благосклонность к членам своей группы (ингруппы) – внут- ригрупповой фаворитизм, а также враждебность и дискриминация по отно- шению к чужой группе (аутгруппе). Таким образом, внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дис- криминация являются заключительным звеном в серии когнитивных процес- сов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной соци- альной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

66. Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: –– социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К данному виду относятся прежде всего со- циальные классы, различные этнические группы (их главная разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (например, моло- дежь, женщины, пожилые люди и т.д.). – случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существу- ющие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория. Большая социальная группа —это совокупность людей, объединенная на основе социального признака, формирующая социальную общность большого размера, в которой люди не имеют непосредственных эмоционально- личностных контактов со всеми членами группы. Общие признаки большой социальной группы: 1.Существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, образ жизни. 2.Существует специфический язык (национальный или жаргон). Структура психологии большой социальной группы включает в себя: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, тради- ции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сферу как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в пси- хологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей. Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируйся в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие. Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения истори- чески сложившихся правил, норм поведения, отношений людей. Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи. Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на опреде- ленные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные собы- тия в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок — это укоренившееся в обществе мне- ние «без разумного отчета в основательности его» (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерегательным, суеверным правилам». Предрас- судки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным при- родным или социальным явлениям. Общественно опасными являются нацио- нальные и религиозные предрассудки. Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни — это совокупность устояв- шихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных лю- дей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере. В образе жизни раскрывается, как живут люди, какими действиями и поступками заполнена их жизнь, каков стиль их мышления, их потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении. Среди всего многообразия больших социальных групп в исследовании отечественных психологов особое место занимают национально-этнические группы и классы. Национально-этнические группы — это большие социальные группы, включающие тысячи и миллионы людей, связанных общими внешними и психо- логическими чертами: род и племя, народ и нацию, расу и этнос. Д.Б. Ольшан- ский определяет их следующим образом. Род является первичной этнической группой и представляет собой группу кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии, по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или ми- фического), носящих общее родовое имя и, естественно, имеющих общие по- требности и интересы, проявляющиеся в единых социально-политических дей- ствиях. Объединение двух или более родов образуют племя. Это более высокая форма организации, объединяющая некоторое число родов и семейно-родовых кланов на общей этнической основе. Рода и племена в ходе исторического развития объединились в нации. Нация – (от латинского natio — «племя», «народ») — большие истори- ческие общности людей, складывающиеся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка ряда особенностей культуры, характера и психики в целом. Раса - исторически сложившиеся супер-большие группы людей, связан- ные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих лишь в очень определенных пределах. Этнос (этническая общность) - исторически возникший вид устойчивой общности людей, представленной племенем, народностью, нацией или даже группой наций и национальностей. В советской психологии широко исследовалась психология такой разно- видности больших социальных групп, как классы. Классы – большие социальные группы, выделяемые в зависимости от места в общественной жизни, от отношения к средствами производства и от способа получения общественного богатства. В качестве социально-психологических признаков классов выделяются – социальный статус, означающий положение в социальной иерархии; – определенный образ, качество и стиль жизни; шкала ценностей, система потребностей и интересов; – традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг обще- ния; –социальная этика, сленг, жаргон. Используя терминологию классового подхода, в обществе условно выде- ляют низший, средний и высший классы. В переходные, кризисные историче- ские периоды в структуре общества происходят динамичные процессы, в т.ч. отражающиеся на изменении классовой структуры общества, на перераспреде- лении общественных богатств и др. Классовая структура общества зависит от типа государства, экономики и общества. Особая роль во влиянии на классы оказывают партии. Основные причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно под партией подразумевают лю- бую политическую группу, представленную на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти

67. Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц с различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо опреде- ленному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Разно- видности – толпа, масса, публика. Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются много- численные скопления людей (толпы). К ним относятся следующие: - стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары), - общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.), - массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.), - политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, за- бастовки и другие акции протеста), - места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы го- родов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др. Масса обычно описывается как относительно стабильно и разнородное обра- зование с нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сию- минутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточ- но сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, в толпе. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе ор- ганизации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы пуб- лика стала неуправляемой. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику ча- сто именуют аудиторией. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Ауди- тория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуника- торами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации). Под толпой понимается многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмо- ционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осо- знанной цели (или ее утратой). Таким образом, к основным признакам толпы можно отнести: – многочисленность — как правило, это большая группа людей; – высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком рас- стоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства; – эмоциональная возбужденность — типичными психологическими состо- яниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.; – неорганизованность (стихийность— эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии органи- зации могут легко терять ее; – неустойчивость цели — наибольшие споры возникают вокруг такого при- знака толпы, как ее цельности—бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается боль- шинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п. (поэтому когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие общей, всеми осознаваемой цели. Поведение в больших социальных группах во многом определяется дей- ствием таких механизмов психического воздействия, как заражение, подража- ние и массовое внушение. Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому, часто приобретая характер циркуляр- ной, возрастающей реакции. Феномен заражения наблюдался на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных ду- шевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. С заражением часто связано под- ражание. Подражание – стремление индивида скопировать внешние черты поведе- ния другого человека, выступающего образцом (эталоном). Основоположником научного изучения подражания считается француз- ский психолог и социолог Г. Тард. В соответствии с его концепцией, подража- ние есть основной принцип развития и существования общества. При изучении подражания были выявлены некоторые закономерности: – во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему (т.е. подража- ние осуществляется на основе эмоционального заражения); – во-вторых, низшие на социальной лестнице подражают высшим; – в-третьих, чем старше и образованнее человек, тем меньше он подвер- жен простейшим образцам подражания, тем более сложные формы приобретает сам процесс подражания; – в-четвертых, подражание основано на авторитете, т.е. подражать возни- кает желание людям, пользующимся в глазах подражающего уважением. Еще одним механизмом воздействия выступает массовое внушение. Массовое внушение – вид социальной коммуникации, предполагающий не- критическое восприятие группой людей определенной информации. Инициато- ром внушающего воздействия могут быть отдельный индивид, группа, СМИ. Одним из популярных методов массового внушения в наше время является ре- клама. Этапы формирования толпы (Ю. А. Шерковин). Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, ко- торое привлекает внимание людей и пробуждает в них интерес. Будучи взвол- нованным этим событием, индивид, присоединившийся к группе собравших- ся, уже готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и по- лучать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается цирку- лярная реакция – сформировавшееся в результате стихийной коммуникации состояние психологической готовности к определенному развитию собы- тий, побуждающее собравшихся к проявлению более или менее одинаковых эмоций и к удовлетворению новых эмоциональных потребностей через психи- ческое взаимодействие. Циркулярная реакция составляет первый этап форми- рования толпы. Второй этап начинается вместе с началом процесса кружения, в ходе ко- торого чувства еще больше обостряются и возникает состояние готовности к реагированию на информацию, поступающую от присутствующих. Внутрен- нее напряжение индивидов, возбужденных событием, побуждает их к движе- нию и разговору друг с другом. В процессе кружения на основе продолжаю- щейся и интенсифицирующейся циркулярной реакции возбуждение нараста- ет. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям. Если перво- начально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собрав- шее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот об- раз является продуктом группового творчества; он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится факто- ром, сплачивающим толпу в единое целое. Последний этап в формировании действующей толпы составляет акти- визация индивидов через дополнительное стимулирование путем возбуждения импульсов, соответствующих общему воображаемому объекту. Таким образом, для того чтобы предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу, необходимо переориентировать внимание составляющих ее индивидов. Решающее значение формирования образа аутгруппы, сосредоточения внимания на одном объекте предполагает концентрацию усилий в попытках прекращения возможного деструктивного поведения на перенесении внимания на несколько других объектов. Как толь- ко внимание индивидов в толпе оказывается разделенным между несколькими объектами, они сразу же образуют отдельные группы, и толпа, только что объ- единенная единым «образом», состоянием симпатии и готовностью к совмест- ным действиям, быстро распадается.

68. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявляет неожиданные даже для не- го самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то- то было совершено им). Поэтому поведение человека характеризуется непред- сказуемостью, что характерно и для толпы в целом. Психологические особенности поведения человека в толпе. С давних времен из­вестно, что один и тот же человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Поведе­ние человека в толпе характеризуется следующими признаками:

1. Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависи­мость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к про­извольной регуляции собственного поведения.

2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе — они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди в поведении ста­новятся похожими друг на друга.

3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость вни­мания, которая определяется внешними условиями.

4. Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко вос­принимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространя­ет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую ин­формацию, то есть порождая слухи.

5. Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.

6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, по­этому человек может проявить такие физические и психологические качества, кото­рые становятся ему недоступными вне толпы, например поднять что-то тяжелое, бы­стро бежать, высоко прыгать и т. п.

7. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными условия­ми, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия). Поэтому поведение человека, как и толпы в целом, характеризуется непредсказуемостью.

Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических ра­ботников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружаю­щих, так и для людей в толпе.

69. Паника – стихийно возникающее состояние и поведение большой сово- купности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха. Наиболее важными характеристиками паники являются следующие: – паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей); – паника вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе; – паника — это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное со- стояние и поведение людей; – для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведен- ческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в це- лом). Факторы возникновения паники. 1. Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного перио- да переживания негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярны- ми бомбежками и т. п.), фактически является предпанической,т. е. предшеству- ющей и способствующей возникновению паники. 2. Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и сти- мулирующих панику слухов. 3. Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения паники становится доля таких людей в боль- шой группе. Известно, что иногда достаточно и 1% паникующих, чтобы пани- кой была охвачена вся многочисленная группа людей. Возникновение панических состояний связано с целым рядом характери- стик людей, особенно важными среди которых являются некритичность мыш- ления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость, боль- шая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Эти факторы вместе с явлениями социально- психологического порядка — отсутствием групповой солидарности, утратой доверия к руководству, дефицитом информации, снимающей личностные напряжения, или избытком информации, нагнетающей такие напряжения, – также приводят к уменьшению возможностей рациональной психической деятельности людей и правильной оценки ситуации. Возникновение и развитие паники характеризуется следующими этапами: 1) появление стимула к панике; 2) сильная эмоциональная реакция отдельных индивидов, которые начи- наю метаться и сеять панику; 3) эмоциональное заражение окружающих, которые также приходят в паническое движение; 4) всеобщая паника, которая сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве; 5) восстановление спокойствия в результате поредения толпы и потери сил, апатия. В большинстве описанных случаев возникновение и развитие паники свя- зано с действием шокирующего стимула, отличающегося чем-то заведомо не- обычным. Для того чтобы привести к настоящей панике, стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся (взрыв, сирена, серия гудков и т. п.). Пер- вый этап реакции на такой стимул — потрясение, ощущение сильной неожи- данности и восприятие ситуации как кризисной, критической и даже безысход- ной. 2) Второй этап реакции — замешательство. 3) Если этот страх не будет быстро подавлен, то по механизму «циркуляр- ной реакции» и «эмоционального кружения» развивается третий этап. На этом этапе страх одних отражается другими, что в свою очередь еще больше уси- ливает страх первых. Усиливающийся страх снижает уверенность в коллектив- ной способности противостоять критической ситуации и создает смутное ощу- щение обреченности. Завершается все это действиями, которые представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать просто некуда. Тогда возникает подчеркнуто агрессивное поведе- ние. Внешне паника заканчивается обычно по мере выхода отдельных индиви- дов из этапа всеобщего бегства. Всеобщая усталость останавливает любые дей- ствия и эмоциональные переживания. Способы предотвращения и прекращения паники столь же многообразны, как и причины, порождающие панику. К ним можно отнести 1) на первом этапе – громкое и властное убеждение; 2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей; 3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупреди- тельного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий). Воздействие на паническое поведение, в конечном счете, представляет со- бой всего лишь частный случай социально-психологического воздействия на массы. Здесь действует общее по отношение к любой толпе правило: снизить интенсивность эмоционального заражения, вывести человека из гипнотическо- го влияния данного состояния и рационализировать, индивидуализировать его психику. Однако в случае паники есть и некоторые специфические вопросы. Во- первых, – это вопрос о том, кто станет образцом для подражания толпы. После появления угрожающего стимула (звук сирены, клубы дыма, первый толчок землетрясения, первые выстрелы или разрыв бомбы) всегда остается несколько секунд, когда люди оценивают произошедшее и готовятся к действию. Здесь им можно и нужно «подсунуть» желательный пример для вполне вероятного под- ражания. Кто-то должен крикнуть: «Ложись!», или: «К шлюпкам!», или: «По местам!». Соответственно, те, кто исполнят эту команду, становятся образцами для подражания. Жесткое управление людьми в панические моменты — один из самых эффективных способов ее прекращения. Во-вторых, в случаях паники, как и массового стихийного поведения во- обще, особую роль играет ритм. Стихийное — значит, неорганизованное, ли- шенное внутреннего ритма поведения. Если такого «водителя ритма» нет в са- мой толпе, он должен быть задан извне. Широкую известность приобрел слу- чай, произошедший в 1930-е гг. после окончания одного из массовых митингов на Зимнем велодроме в Париже. Люди, ринувшись к выходу, начали давить друг друга, и все было готово к трагическому концу. Однако в проеме лестницы случайно оказалась группа приятелей-психологов, которые, сообразив, что мо- жет сейчас начаться, начали громко и ритмично скандировать потом уже став- шее знаменитым: «Не-тол-кай!». Скандирование данного лозунга-приказа было мгновенно подхвачено большинством присутствовавших, и паника прекрати- лась. Роль ритмической и, отдельно, хоровой ритмической музыки, имеет огромное значение для регуляции массового стихийного поведения. Например, она может за секунды сделать его организованным. Не случайно субботники и воскресники, демонстрации и прочие массовые или псевдомассовые акции со- ветской эпохи встречали людей бравурной, маршевой, зажигающей музыкой. Известна роль хорового пения солдат на марше. Не случайно большинство ре- волюционных песен, написанных в разные времена, разными людьми в разных странах, имеют сходную ритмику. Чилийская Venceremos, американская We shall overcome, французская «Марсельеза» или польская «Варшавянка» — ритм всех этих песен, наряду с соответствующим содержанием, был своеобразным средством противостояния страху и панике в острых ситуациях.

70. Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте, циркули- рующей в массе людей в условиях неопределенности и социально-психо- логической нестабильности. Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции: – с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потреб- ность; – в большой степени снимают или, по меньшей мере, снижают неопреде- ленность относительно важных событий, в которой человек не может пребы- вать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъ- ективно более ясной, понятной; – слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться. Типология слухов. Ю.А. Шерковин предлагает брать за основу типологии слу- хов две характеристики: информационную и экспрессивную. В соответствии с информационной характеристикой слухи условно можно подразделить на четыре типа: 1) абсолютно недостоверные слухи; 2) недостовер- ные слухи с элементами правдоподобия; 3) правдоподобные слухи и 4) достоверные слухи с элементами неправдоподобия. Границы между этими четырьмя типами до- статочно условны, и практика может представить трудно различимые погранич- ные случаи. В соответствии с экспрессивной характеристикой и общим типом вызываемой эмоциональной реакции слухи можно подразделить на: 1) слух-желание; 2) слух- пугало; 3) агрессивный слух. По этой схеме на основе синтеза двух видов признаков может быть классифицирован любой слух, а его характеристики могут дать нити к выявлению психического состояния аудитории, в которой слух циркулирует, к определению мер для прекращения циркуляции слуха через восполнение имеюще- гося дефицита информации и через изменение психического состояния аудито- рии какими-либо иными способами. Факторы возникновения слухов. Во-первых, слухи возникают в связи с важ- ными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами (например, о предстоящей денежной реформе в России или какой-то надвига- ющейся угрозе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.) Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется. Во-вторых, они возникают в условиях неопределенности, когда информа- ция либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противо- речивой и тем самым порождает неопределенность. В-третьих, важным условием, способствующим зарождению и распростра- нению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общ- ности, в которую входит интересующая диффузная группа. В-четвертых, благоприятным фактором порождения слухов становится же- лание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов. Общая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодей- ствовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Поэтому, учитывая выше описанные благоприятные для слухов условия, необ- ходимо следующее: – добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях, социальных условиях жизни и т. п.; – информация при этом должна быть доступной для понимания и непроти- воречивой, что позволит снимать неопределенность; – в экстремальных условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации; – целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, собы- тий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов; – позитивное профилактическое воздействие на слухи оказывают условия политической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие диффузные группы (город, регион или общество в целом); – в ситуациях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действи- тельные причины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя складывающуюся социальную ситуацию и менее эмоционально будут к ней относиться и т. д.; – в условиях, благоприятных для слухов, появляются их активные распро- странители (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием сте- пени экстремальности условий жизни людей), которые могут представлять се- рьезную угрозу, поэтому необходимо выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу и др.

Наши рекомендации