Типизация организационных структур управления. Механические и органические структуры

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством.

1. Механистическая модель

Принципы механистической модели:

1. Принцип специализации. Файоль считал специализацию наилучшим средством для использования индивидов и групп работников.

2. Принцип одного направления. В соответствии с этим принципом работы

должны быть сгруппированы по специальности: инженеры должны быть

сгруппированы с инженерами, сбытовики – со сбытовиками, бухгалтеры – с

бухгалтерами.

3. Принцип власти и ответственности. По мнению Файоля, менеджеру должна быть дана значительная власть для выполнения возложенных на него обязанностей.

4. Скалярный цепочный принцип. Расположение менеджеров по рангам в цепи от верхней власти до самого нижнего уровня.

Макс Вебер внес важный вклад в механистическую модель, введя термин бюрократия. В работах Вебера бюрократия относится к особому способу организации коллективных действий. Вебер видит в бюрократий процесс, при котором одна группа может фактически доминировать над другими группами.

Для достижения максимальной выгоды от бюрократического подхода Вебер

считает, что организация должна иметь следующие характеристики:

1. Все задачи должны быть разделены на специализированные работы.

2. Каждая задача выполняется в соответствии с системой правил.

3. Каждая служба организации рассчитаны на выполнение работы под руководством только одного менеджера.

4. Каждый служащий организации связан с другими служащими и клиентами формальным образом, сохраняя социальную дистанцию с подчиненными и клиентами.

5. Деятельность в бюрократической организации основана на технической квалификации работников, которая является защитой от произвольных увольнений.

К механистической модели относятся такие виды организационных структур как линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная структуры.

Механистическая модель обеспечивает высокий уровень эффективности за счет следующих структурных характеристик:

. Высокая комплексность, поскольку делается упор на специализацию работ;

. Высокая централизация, поскольку делается акцент на полномочия и ответственность;

. Высокая степень формализации, поскольку функции выделяются в качестве основы управления.

2. Органическая модель

Органическая модель организационного проектирования направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Органическая модель стремится к максимальным удовлетворенности, гибкости и развитию.

Органическая организация обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде, потому что предполагает большее использование человеческого потенциала. Менеджеры поощряются за практические достижения, что способствует росту персонала и повышению его ответственности. Процессы принятия решения, контроля и выработки цели децентрализованы и разделены на всех уровнях организации. Связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды.

Модель организации имеет следующие характеристики:

. Она относительно проста, поскольку снижает значение специализации и расширяет диапазон работ;

. Она относительно децентрализована, поскольку не делает упора на власти;

. Она относительно неофициальна, поскольку делает упор на продукте и потребителе как основах управления.

32. Организационные процессы в менеджменте: коммуникации, принятие решений, конфликты, власть и влияние.

Коммуникация -процесс передачи информации от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации.

Процесс коммуникации:

1. Этап отправления:

Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Формулирования смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику. За этим следует кодирование идеи.

Кодирование— это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан. Кодирование в начинается с выбора носителей информации (звук, свет, температура, запах, вкус). Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок и т.д.

Затем формируется послание. Смысл послания - принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. При этом отправитель рассчитывает, что послание воспринято правильно.

Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек, так и техническое средство. В качестве каналов используется сама среда и различные технические устройства и приспособления.

Этап получения

Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания. Тот кому было адресовано послание, называется получателем. Далее идет раскодирование послания. Раскодированиевключает восприятие, его интерпретацию и оценку. Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания.

Обратная связь

Получатель становится отправителем, и наоборот, отправитель — получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.

Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный

Модели принятия решения

1. Рациональная модельпредполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации.

2. Модель ограниченной рациональностив принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений.

3. Политическая модельорганизационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы.

Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более сторонамиТипы конфликтов

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов.

1. конфликт целей.Участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. 2. конфликт,вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах,идеях и мыслях по решаемой проблеме. 3. чувственный конфликт,появляющийся в ситуации, когда у участ­ников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

Наши рекомендации