Распознаваемость эмоций в вокальной речи

Голос Номер стимула Правильность распознавания
%
Женский Мужской                      

Усредненные данные: страх - 86%, гнев - 79%, горе - 68%, безразличие - 64%, радость - 42%. Этот порядок ранжирования величины опознавания эмоций наблюдается практически у всех групп испытуемых хотя есть и различия, например более точное распознавание у более старших по возрасту испытуемых, а также у имеющих музыкальную подготовку Этому есть объяснение. Очевидно, отрицательные эмоции, особенно страх играют более сильную биогенную роль и имеют более яркую психоакустическую окраску: громкость, высоту, длительность. Отмечается также изменение результатов в зависимости от гомогенности-гетерогенности гендерных свойств. Так, мужчины показывают более точные результаты при распознавании эмоций в женском исполнении, испытуемые-женщины более точны при распознавании эмоций в мужском исполнении.

Контрольные вопросы

1. От каких индивидуальных и личностных свойств зависит распознавание эмоций в звучащей речи?

2. Как распознаются различные классы эмоций в звучащей речи?

Занятие 7.20 ОЦЕНКА СВОЙСТВ ГОВОРЯЩЕГО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА «КАРТА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЧИ»

Речь, связанная с активным использованием языковых средств в акустической модальности, чрезвычайно разнообразна по видам (сравните монологическую - диалогическую речь), состояниям (спокойная - взволнованная речь), степеням владения языком (грамотная - неграмотная), условиям (межличностное общение или публичное выступление). Процессы говорения, или порождения речевого высказывания, чрезвычайно диагностичны. Недаром еще древние греки придавали им такое большое значение: «Заговори, чтоб я тебя увидел». По активности и частоте использования разных языковых знаков можно разделить всех говорящих на многословных, предпочитающих речевые способы коммуникации («язык без костей», «рот не закрывается») и молчаливых, использующих речь мало и неохотно («Слово клещами не вытянешь»). Это типично для выделения экстра- и интровертированных личностных особенностей. При диагностике могут быть использованы и голосовые особенности. Так, говорящие громко и четко обычно воспринимаются как люди уверенные, занимающие высокие статусные позиции, иногда даже - как агрессивные. Говорящие тихо и медленно соотносятся с людьми робкими, нерешительными, социально малозначимыми.

Очень интересно проявляются в речи показатели тревожности, особенно в ситуациях публичного выступления. Эта ситуация редко для кого безразлична. Обычно даже опытные выступающие - лекторы, артисты, политики - испытывают определенное волнение, связанное с ответственностью, желанием проявить себя с положительной стороны, боязнью насмешек неудач, провала. Это волнение иногда принимает запредельные формы, может закрепиться как стиль поведения, например в виде логоневрозов, логофобий, даже логонемоты (открываю рот - и не могу сказать ни слова от страха). Впрочем, встречаются испытуемые с очень высоким самомнением, склонные к завышенной самооценке, принимающие на себя функции ментора, наставника, использующие преимущественно назидательный тон. Могут также быть и развязные, бесцеремонные люди, не испытывающие никаких сомнений в собственных поступках и в собственной речи.

Методика «Карта контроля состояния речи» позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности, выходящей за пределы средних нормативных показателей. Она построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение.

Описание методики. Испытуемым предъявляется список из 24 предложений, описывающих какие-либо эмоциональные состояния испытуемых в различных ситуациях. Если испытуемый согласен с предложением, около каждого предложения он ставит знак «+». Если высказанное суждение к нему не относится, он ставит знак «-». При сравнении индивидуальных ответов с ключевыми подсчитывается число совпавших ответов и их общая сумма. Показатели выше 4-5 баллов расцениваются как прогностические, свидетельствующие о повышенной или высокой речевой тревожности. Например, заикающиеся показывают результат 15-16 баллов. Нулевые показатели или чрезвычайно низкие (1-2 балла) интерпретируются как результаты завышенной самооценки. Следует отметить, что речевая тревожность достаточно хорошо соотносится с ситуационной, а иногда даже и с общей тревожностью, поэтому контроль и коррекцию ее следует проводить с помощью различных видов тренинга, в том числе и аутотренинга, а также тщательной подготовки и постоянной практики. В некоторых случаях можно порекомендовать изменение формы деятельности, связанной с интенсивным речевым взаимодействием.

Материал методики

1. Моя речь производит хорошее впечатление.

2. Мне легко разговаривать почти со всеми.

3. Мне легко смотреть на слушателей, когда я говорю с ними.

4. Мне трудно разговаривать с моим начальником или учителем.

5. Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает.

6. Одни слова мне труднее произнести, чем другие.

7. Когда я говорю, то не думаю, как это у меня получается.

8. Я легко могу поддержать разговор.

9. Моя речь иногда смущает моих собеседников.

10. Не люблю знакомить одного человека с другим.

11. При обсуждении какого-либо вопроса в группе я часто задаю вопросы.

12. Мне легко контролировать свой голос, когда я говорю.

13. Мне не трудно говорить перед группой.

14. Моя речь не позволяет мне делать то, что мне нравится.

15. Когдa я говорю, меня довольно легко и приятно слушать.

16. Иногда мне не нравится, как я говорю.

17. Всегда, когда я говорю, я чувствую себя совершенно уверенно.

18. Я охотно говорю только с некоторыми людьми.

19. Я говорю лучше, чем пишу.

20. Я часто нервничаю, когда говорю.

21. Мне трудно разговаривать при встрече с новыми людьми.

22. Я совершенно уверен в своей речи.

23. Я хотел бы, чтобы моя речь была такой же, как у других.

24. Я часто не могу ответить, даже когда знаю нужный ответ, так как боюсь заговорить.

Ключевые ответы: 1) -, 2) -, 3) -, 4) +, 5) +, 6) +, 7) -, 8) -, 9) +, 10) +, 11) -, 12) -, 13) -, 14) +, 15) -, 16) +, 17) -, 18) +, 19) -, 20) +, 21) +, 22) -, 23)+, 24)+.

Контрольные вопросы

1. Какие личностные особенности проявляются в процессе говорения?

2. Что собой представляет понятие речевой тревожности?

3. Можно ли уменьшить показатели высокой речевой тревожности?

Наши рекомендации