Тестовый материал для самоконтроля. 1. Развитие индивидуальных организмов – это:

1. Развитие индивидуальных организмов – это:

а) эволюция

б) филогенез

в) активность

г) онтогенез

2.По А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является:

а) способность к поисковому поведению

б) наличие чувствительности

в) способность к гибкому приспособлению к среде

г) умение проигрывать действия во внутреннем плане

3. С переходом живых организмов из гомогенной среды в среду дискретных предметов связано возникновение:

а) раздражимости

б) чувствительности

в) чувственности

г) чувств

4. Для инстинктов характерна:

а) биологическая целесообразность

б) фиксированность

в) ригидность

г) все ответы верны

7. К особенностям физиологического уровня отражения относятся:

а) индифферентность объектов к следствиям взаимодействия

б) опережение воздействия условий среды

в) изменение поведения вследствие взаимодействия объектов

в) использование обменных процессов со средой для поддержания существования

8.Субъективный аспект отражения заключается в следующем:

а) двигательная реакция на агент

б) индифферентность по отношению к агенту

в) внутреннее переживание и ощущение агента

г) нет верных ответов

9.Индивидуально-изменчивое поведение животных включает в себя:

а) облигатное научение

б) факультативное научение

в) поведенческая традиция

г) все ответы верны

10. Подход, согласно которому психика возникает лишь с появлением человека и существует только у него называется:

а) биопсихизм

б) панпсихизм

в) антропопсихизм

г) нейропсихизм

11. Первая стадия развития психики в концепции А.Н.Леонтьева - это

а) стадия перцептивной психики

б) элементарная сенсорная стадия

в) интеллектуальная стадия

г) элементарная двигательная стадия

12. Врожденная жесткая программа поведения, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие свойства среды, – это:

а) навык

б) инстинкт

в) интеллект

г) умение

13. К.Лоренц, проведя опыты с доопределением инстинкта, назвал глубокую привязанность к первому движущемуся объекту "запечатлением" или

а) безусловным рефлексом

б) инстинктом

в) импринтингом

г) инсайтом

14. Для элементарного сенсорного уровня развития психики характерны признаки:

а) способность отражать отдельные свойства предметов

б) способность отражать предметы в целом

в) способность ставить цели и достигать их

г) способность отражать связи и отношения между предметами

15. Основная особенность физического отражения

а) индифферентность

б) активность

в) предметность

г) субъективность

16. Возникновению сознания людей в коллективной деятельности способствовали:

а) разделение операций на биологически-полезные и биологически-бессмысленные, но создающие условия для достижения коллективного результата

б) осознание собственной индивидуальности и неповторимости каждым человеком в племени

в) книгопечатание

г) межличностные и межгрупповые конфликты

17. В отличие от языка человека, язык животных является

а) объективным

б) субъективным

в) абстрактным

г) содержательным

18. Для орудийной деятельности животных характерно

а) абстрагирование, планирование и целеполагание

б) производство орудий с помощью орудий

в) производство орудий с помощью естественных средств

г) определяет образ жизни

19. Субъективное понимание и отношение к ситуации – это:

а) операциональное значение

б) смысл

в) вербальное значение

г) предметное значение

20. Чувственная ткань сознания – это:

а) наблюдаемая внешняя форма живого движения

б) система всех ощущений человека от разных органов чувств

в) содержание общественного сознания, необходимое для построения индивидуального опыта

г) обобщение свойств, связей и отношений между предметами

Литература

1. *Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С.322 – 329.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО).

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972.

4. Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова . - М.: РПО, 1999. С. 330-349.

5. *Леонтьев А.Н. Возникновения сознания человека // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 368 – 378.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО).

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО).

8. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005.

9. Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2-е, испр. и доп. Т.1. Введение / Отв.ред. В.В.Петухов. – М., 2001.

10. Основы общей психологии. Учеб.-метод.пособие/ Урал.гос.пед.ун-т; Сост.: Н.Н.Васягина, Е.Н.Рыбакова. – Екатеринбург, 2004.

11. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2 изд., стер. – М. : Изд-во Проспект, 2004. Рекомендации УМО.

12. * Северцов А. Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. – 1982, № 4. С. 149-159.

13. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. – М., 2005.

14. *Фабри К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова . - М.: РПО, 1999. С. 356 – 367.

РАЗДЕЛ IV

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ

Наши рекомендации