Работая над сочинениями части С2 ГИА 2013, мы убедились, что писать его трудно, но возможно. Помогут в этом своеобразные шаблоны-подсказки.
Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления
Вариант 1. Известный … (писатель, учёный, лингвист, филолог – смотри в задании С2!) утверждал: «Цитата». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного … (писателя, учёного, лингвиста, филолога – смотри в задании С2)о том, что «цитата» или предложение с косвенной речью, передающее главное в высказывании.
Вариант 3. «Цитата», - писал… (называем автора высказывания). Известный … (писатель, учёный, лингвист, филолог – смотри в задании С2)прав, потому что ... Докажем это.
Начало предложения может быть таким:
Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …
Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас
вводные конструкции: По мнению…, По словам…
Переход к рассуждению
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
Ø Попробуем разобраться в смысле этих слов.
Ø Я согласен с этим высказыванием.
Ø Как можно понять это высказывание?
Ø Попробуем объяснить данное утверждение.
Ø Это высказывание я понимаю так.
Ø Что имел в виду писатель (учёный), говоря…?
Приводим примеры
необходимо привести 2 примера;
Ø примеры должны быть из указанного текста;
Ø примеры должны соответствовать рассуждению на теоретическом уровне;
Ø необходимо указать роль примеров в тексте.
Включение примеров можно сделать с помощью таких клише
Ø Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Ø Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста.
Ø Пример этого языкового явления можно найти в предложении ...
Ø Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
Ø В подтверждение приведу пример из … предложения текста.
Ø Рассмотрим … предложение.
Ø Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
Ø Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Ещё речевые клише
Ø Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к слову …из предложения №…. текста...
Ø Проиллюстрировать названное морфологическое явление можно на примере слова ….. из предложения № … текста.
Ø Пример морфологического явления можно найти в предложении № ...
Ø Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое морфологическое явление, как ... .
Ø В подтверждение приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
Ø Рассмотрим пример из предложения №….. В нем использовано такое морфологическое явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
Ø
Заключение (вывод)
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно
Ø вводными словами: значит, итак, следовательно, таким образом;
Ø клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что... и т.д.
Сочинение
Не могу не согласиться с высказыванием великого писателя Л. Н. Толстого, утверждающего: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Глаголы и существительные в руках мастера-художника не просто обозначают действия и предметы, они помогают выразить оттенки мыслей и чувств.
Так происходит и в тексте К. Г. Паустовского. В подтверждение приведу пример из предложений 7, 8, в них показаны чувства и мысли обоих героев, и девочки, и Грига (девочка смущена, композитор очарован малышкой).
Особенно ярко нарисовано Паустовским восприятие музыки восемнадцатилетней девушкой (предложения с № 46 по 48): сначала в душе Дагни «шумела буря», но она умеет понимать, чувствовать музыку. Использование однородных глаголов-сказуемых в предложении 48 помогает увидеть, насколько богато воображение героини и как талантлив композитор, сумевший создать такую музыку.
Мы убедились в правоте слов Л. Н. Толстого, Русский язык действительно богат глаголами, существительными, формами слова, которые помогают выразить оттенки мыслей и чувств. Правильно отобранные мастером слова помогают понять, что хотел сказать читателю автор, ярче представить происходящее в произведении, увидеть героев, как живых.
Сочинение № 2
Пишем сочинение О глаголе