Парадигмы психологии труда. Труд как деятельность созидания развился из деятельности разрушения, он преобразовачся вплоть до отрицания своих начальных форм и содержания

Труд как деятельность созидания развился из деятельности разрушения, он преобразовачся вплоть до отрицания своих начальных форм и содержания. По мере развития труд в своих высших формах все более отходит от первоначального содержания. Современное общество отчасти диалектически «снимает» исходную необходимость активности человека, направленную на поддержание его физического существования — для определенных возрастных категорий, для определенных социальных групп, для отдельных лиц. Возможно, в будущем, с развитием общества труд будет обретать новое качество, иное доминирующее содержание и смыслы для его субъекта.

Вероятно, изначально актуальные и перспективные связи и отношения феномена «труд» с другими социальными, экономическими, историческими и культурными явлениями изменчивы. Очевидно, настоящее состояние феномена «труд» не есть его окончательная и завершенная фаза развития.

Можно предположить, что более слабые гипотезы по-прежнему будут отклоняться более сильными, более аргументированными, более эвристичными (Д. Кемпбелл, Т. Кун).

Можно предположить, что психология труда как паука будет овладевать новыми «языками» — новыми системами научных понятий, адекватно их используя для решения новых и традиционных, но по-прежнему актуальных научных и практических задач.

Вероятно, нас ожидает еще много интересных открытий в этой замечательной области знаний.

Контрольные вопросы

1. Какие тенденции характеризуют динамику развития психологии труда как научной дисциплины?

2. Каковы основные детерминанты развития комплекса наук о труде и о человеке как его субъекте?

3. Какие законы диалектической логики проявляются в особенностях развития психологии труда? Приведите характерные примеры.

4. В чем выражается различие феномена «труд» в широком'и в узком смысле слова? Приведите конкретные примеры.

Литература 441

Практические задания

1. Экстраполировать вектор: «Деятельность разрушения» — «Труд» — «Профессиональная деятельность» — «Высокопрофессиональная деятельность». Обосновать сделанные выводы и гипотезы.

2. Сделать обоснованные предположения о том, каковы могли бы быть содержание и структура 15-й главы данного учебного пособия (здесь неопубликованной).

Литература

Кемпоелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных

исследованиях. М., 1980. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. Леонтьев Д. Психология смысла. М., 1999. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1998. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1, 2. М., 1992. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Хайдеггер М. Бытие и время: статьи и выступления. М., 1993.

Наши рекомендации