Медицинская помощь: из американского опыта
Я — врач акушер-гинеколог с почти 15-летним стажем. Среди моих пациенток — огромное число переживших сексуальное насилие, которое сопровождалось физическими травмами. По официальным данным, лишь у 3 % изнасилованных бывает физическая травма гениталий. Однако реальность полностью опровергает эту статистику: только в одну клинику акушерства и гинекологии в неделю поступают две-три изнасилованные женщины, нуждающиеся в оперативном вмешательстве. В нашей стране, к сожалению, нет специализированных медицинских центров помощи жертвам насилия. Женщины проходят через порочный круг унижений, начиная с женских консультаций, где им чаще всего отказывают в медицинской помощи, предлагай первоначально обратиться в службу судебно-медицинской экспертизы и получить справку в местном отделении милиции о том, что их изнасиловали. Доказать рядовому милиционеру, что тебя изнасиловали, не так-то просто.
Я хочу поделиться опытом работы в Американском медицинском центре для жертв сексуального насилия. Пусть это будет примерной моделью, которая поможет организовать в России подобные центры.
Необходимыми условиями являются отдельный кабинет, только для жертв сексуального насилия; удобное кресло; не раздражающая обстановка. Вас встречает милая добрая женщина — медицинская сестра, которая ни взглядом, ни жестом, ни тем более словом не оскорбит пострадавшую.
Первый вопрос она задаст себе: хочет ли пережившая насилие рассказывать, есть ли у нее силы? Это очень важно — никого не принуждать. Однако необходимо ясно показать пострадавшей: ей сочувствуют, понимают, что она стала жертвой чудовищных поступков, ее готовы выслушать и в то же время уважают ее право на молчание. Медсестра называет эти события «тайнами».
Женщине надо помочь обрести душевное равновесие, свободно выразить все свои чувства: боль, горе, гнев. Медицинской сестре необходимо удержаться от того, чтобы утешать пострадавшую и сглаживать ситуацию, наоборот, нужно пытаться выдержать, понять и поддержать. И всегда хорошо задать один вопрос: что было самым тяжелым в насилии?
Медицинская сестра заполняет все необходимые документы, сообщая жертве, что все они конфиденциальны, что полученные сведения держатся в секрете и могут быть использованы в полицейском участке только с разрешения пострадавшей. Она подробно рассказывает женщине о процедуре осмотра, который проводится тоже только с ее согласия. Для осмотра есть специальный комплект. В нем — стерильные шприцы для взятия крови на ВИЧ/СПИД и сифилис, инструменты для взятия сухой спермы насильника, если таковая осталась на коже пострадавшей, для взятия спермы из вагины или с белья, женщины, салфетка с расческой для взятия волос с лобка, если они оставлены насильником, инструменты для взятия анализа вагинальноого содержимого для исключения возможных заболеваний, передающихся половым путем.
Затем медицинская сестра приглашает акушера-гинеколога. Ему можно не говорить, особенно в присутствии женщины, с кем предстоит работать. На всей документации пострадавшей есть шифр. Врач видит его и ни в коем случае не нарушит заповедей работы с жертвой насилия.
После осмотра гинеколог рассказывает пострадавшей о ее состоянии, прописывает медикаменты, включающие препараты для профилактики возможной беременности, а также заболеваний, передающихся половым путем, успокаивающие средства. Все прописанные медикаменты медсестра получает в больничной аптеке бесплатно и еще раз объясняет женщине, как правильно их использовать.
Врач предупреждает ее о необходимости повторного врачебного обследования через две недели и через шесть недель после изнасилования для исключения возможной беременности и заболеваний, передающихся половым путем.
Все материалы обследования (улики) складываются в пакет и помещаются в сейф, ключи от которого есть только у работника центра помощи изнасилованным. Если пострадавшая хочет заявить в полицию о случившейся трагедии, то по запросу из полиции пакет с уликами передается на судебную экспертизу.
Медицинская сестра при необходимости связывается с социальными работниками убежищ или центров по оказанию психологической помощи пострадавшим от сексуального насилия. По желанию потерпевшей она может пригласить и родственников или вызвать машину, чтобы отвезти женщину туда, куда она попросит. Если психическое и эмоциональное состояние пострадавшей таково, что она не может оставаться без чьего-либо присутствия, то ей предоставляется больничная койка, где женщина может находиться под контролем медицинских специалистов несколько дней.
В случае возбуждения пострадавшей уголовного дела против насильника медицинская сестра или кто-нибудь из работников центра могут представлять интересы женщины в суде.
Идеальная картина, скажете вы. Но ведь есть страны, есть общества, где борются не только с насилием, но и с его последствиями, оказывая пострадавшей помощь, уважая в ней личность, считаясь с ее правом на безопасность, независимо от социального уровня и занимаемого общественного положения. Опыт зарубежных кризисных центров помогает и России продвинуться по пути реальной борьбы со всеми формами насилия.