Отношение между психологией и экологией 4 страница
В качестве конкретного примера можно назвать проблему свалки или поиска мест, где можно складировать то, от чего мы стремимся избавиться. Лучше всего увезти это туда, где оно не будет торчать перед моими глазами, попросту не будет в центре моего частного, эгоистического видения мира. Иногда достаточно оставленной на лоне природы кучки мусора, чтобы на этом месте стали складывать мусор, притом в большом количестве. В некоторых случаях этому может способствовать и табличка с надписью: «Свалка запрещена». Это пространство не принадлежит никому, всего лишь периферия, поэтому я там могу свалить отходы, так как это не является центром моей окружающей среды.
Не вся информация осознается нами. Каждая среда содержит больше информации, чем мы можем сознательно воспринять, зарегистрировать. Наряду с осознанным существует и подсознательное восприятие. Мы получаем информацию, даже не сознавая этого. Такой вид восприятия называется сублимированным. Его существование подтверждено целым рядом экспериментов, среди которых достаточно привести пример подсознательно действующей рекламы. Во время демонстрации фильма через разные интервалы можно показать несколько кадров с рекламой, например, пепси-колы. Эту рекламу мы сознательно не регистрируем, тем не менее она оказывает возбуждающее влияние на активность зрителей после просмотра фильма: эксперимент показал, что по окончании фильма был повышенный спрос на напиток.
Сублимированное восприятие часто связано с известной уже средой, которую мы очень хорошо знаем. Английский архитектор Питер Смит в работе «Динамика урбанизма» указывает, что 90% известной архитектурной и урбанистической среды жители городов воспринимают сублимирование, ниже границы сознания. Это имеет и биологическое основание, так как перенасыщение импульсами для организма опасно. Вспомните, как вы воспринимаете знакомую вам городскую среду, в которой живете, или среду своей квартиры. Например, на работу вы ходите много лег в окружении среды, которая вам знакома, как ваша собственная ладонь. Вы почти не замечаете форму, цвет предметов в пространстве, но резкие изменения в структуре среды вы заметите. Указанная черта сублимированного восприятия была метко названа «урбанистическим сомнамбулизмом». Она имеет свои последствия для экологической активности людей, к примеру, мы привыкаем и к очень неудовлетворительной с эстетической точки зрения среде с помощью очень простой защиты — мы почти перестаем воепринимать эту среду. Нам и в голову не придет, что мы сами могли бы ее улучшить.
Некоторые психологи рекомендуют два интересных метода более глубокого познания среды, в которой мы находимся, и способы устранения сублимированного восприятия. Попросите приятеля, чтобы он вам сделал повязку на глаза и ходил с вами по городу. Спустя некоторое время вы почувствуете обострение восприятия с помощью других органов чувств — слуха, обоняния, осязания — и обнаружите, что вас окружает богатый мир импульсов. Может быть, у вас возникнет идея изменить среду. Вне всяких сомнений, у вас создастся более яркая картина о составе среды, например, главной улицы в городе, чем тогда, когда вы каждый день спешите на работу, а после работы — в магазин и домой. Второй метод проще. Поставьте ноги на ширину плеч, наклонитесь таким образом, чтобы вы могли увидеть пространство сзади. Если вы сохраните такую позу длительное время, то обнаружите массу деталей, которых вы раньше не замечали. Это может побудить вас к экологическим действиям, к адекватному формированию окружающей среды, хотя бы в минимальном пространстве собственной квартиры.
Мы действуем, воспринимая среду. Восприятие окружающей среды не является пассивным созерцанием типа просмотра фильма в кинозале. Мы воспринимаем среду в процессе постоянного взаимодействия с ней. Человек действует всегда как неотъемлемая составная часть ситуации, в которой он находится. На языке кибернетики это можно было бы выразить так: в среде как целом нами всегда управляет система обратной связи; наши действия помогают нам убеди, ь-ся в адекватности своего восприятия, в соответствии или несоответствии среды выполняемым действиям по отношению к целому и цели действия. Чтобы понять отношение между человеком воспринимающим и человеком действующим, мы должны рассматривать организм в постоянном его взаимодействии со структурой данной среды. А среда играет двойную; роль: во-первых, выступает источником информации,-которая позволяет нам предсказать возможные по-| следствия альтернативных способов действия; во-вто-1 рых, является ареной, на которой осуществляется!
деятельность человека. Последствия нашей деятель ности в значительной мере являются результатом не только наших намерений, но и случая или ограничений, обусловленных характером среды. Иначе говоря, восприятие среды обязательно и диалектически связано с действием в этой среде. Это активный процесс, в котором восприятие среды в значительной степени детерминирует наши действия.
Мы уже говорили, что разная среда побуждает к неодинаковым действиям, связанным со структурой и функцией среды. Это особенно относится к искусственной среде, созданной в процессе общественного историко-культурного развития. На художественной выставке люди ведут себя совсем иначе, чем в ресторане, в самолете — иначе, чем в поезде, в городе — по-иному, чем в селе. Среда обязывает людей, и в ходе индивидуального развития человек с колыбели учится определять различные виды среды и действовать в соответствии с ее характеристиками. Резкое отклонение поведения от норм, обусловленных обществом и культурой в определенной среде, воспринимается как неприемлемое, и остальные люди отрицательно реагируют на поведение нарушителя норм.
Активный характер восприятия окружающей ере ды как целого можно проиллюстрировать на работе человека, ищущего водные источники (лозоходца). Мы выбрали эту специфическую деятельность для того, чтобы продемонстрировать психологию передвижения человека в пространстве, а не для того, чтобы доказывать или опровергать гипотезы о загадке лозоходцев. Мы стремимся не к доказательству существования такого явления, а к демонстрации психологической системы координат действий, основанных на восприятии окружающей среды как целого. Попытаемся доказать тот факт, что и экстрасенсы (как бы они ни объясняли смысл своей работы, реалистическим или иным способом, в большинстве случаев с применени ем физической теории) в конце концов являются все го лишь людьми с тонким восприятием среды, ее ип формационной ценности и реагируют со свойственным им психологическим восприятием. Мы рассматриваем психологические процессы, а не физические.
Характер восприятия людьми пространства. Мы живем в такую эпоху, когда люди, живущие в горо-дах, теряют изначально присущее им глубокое чувство единства с природой. Вместо того чтобы наслаждаться пейзажем в процессе естественного передвижения пешком, они отдают предпочтение различным видам транспорта, отстраняющим их от соприкосновения с природой. В настоящее время люди уже не путешествуют пешком, как когда-то в прошлом. Исключение составляют туристы и частично крестьяне, а также геологи и лозоходцы. Участники массовых туристских походов не только калечат нетренированные ноги, но и вытаптывают тропы, которые напоминают после походов скорее тротуары крупных городов, чем полевые и лесные тропинки.
Восприятие окружающей среды есть цельный акт даже в том случае, если воспринимающий ее утверждает, что он реагирует только на единичный импульс, например на геологический пласт. Именно так объясняют свои действия лозоходцы; они явно не осознают того, что являются составной частью целого и на это целое они реагируют своим действием. Реакция лозоходца и рассуждения геолога являются действиями одного порядка, но на разном уровне познания. Геолог имеет в своем распоряжении различные приборы, лозоходцы же — лишь прутик, но в обоих случаях речь идет только о вспомогательных инструментах и приборах, которые являются продолжением аппарата восприятия человека.
Мы указывали, когда говорили о цельности восприятия, на его отчасти подсознательный характер. По всей вероятности, часть информации о структуре окружающего пространства и невидимых глубинных аномалиях чувствующий человек оценивает подсознательно. Сознательно же фиксирует только результат, последний акт процесса восприятия. Некоторые критически настроенные исследователи объясняли феномен лозоходства ссылкой на «подсознательное», на «подсознательную психическую деятельность», которая как бы отдает приказ «мышечным движениям лозоходца». Однако ссылка на «подсознательные процессы» как на единственное средство объяснения действия лозоходца в какой-то мере ведет в тупик, так как на основе таких «подсознательных» процессов мы выполняем целый ряд каждодневных действий. В качестве примера можно привести управление автомобилем, когда опытный водитель выполняет множество
«подсознательных мышечных реакций» — и все они являются реакцией на восприятие ситуации на дороге. Мы говорим правильно на родном языке, не применяя сознательно правил грамматики. Объяснять действия лозоходца лишь подсознательно обрабатываемой информацией — значит оказаться в замкнутом кругу, так как «объясняющий» не объясняет того, что он должен объяснить. Речь идет скорее об описании увиденного, а не об объяснении существа дела.
Абстрагируясь от различных физических теорий, объясняющих феномен лозоходца, можно сказать, что он прежде всего как живое существо, как человек воспринимает то, что его окружает, свою среду, притом задолго до того, как он сам теоретически объяснил свое восприятие или возникли по этому поводу разные научные или псевдонаучные объяснения. Когда мы воспринимаем окружающую среду, в нашей психике возникает система оценок, опирающаяся на опыт, который всегда определяет какое-то действие. Такая система представлений об окружающей среде служит для геолога ориентиром при передвижении, установке приборов, направляет его активность, которая предшествует работе с приборами в соответствии с научной методикой исследования.
Опытные геологи утверждают, что существует огромное количество индивидуальных вариантов работы различных специалистов в геологии: например, для принятия решения о закладке скважины недостаточно иметь лишь строго объективную научную информацию, полученную путем съемки и классического геологического исследования. Для принятия правильного решения необходимо использование и других психологических процессов, которые мы в целом характеризуем как «интуицию». Это характерно и для лозоходцев, хотя и у них есть большие индивидуальные отличия. Это можно объяснить уже хотя бы тем, что каждый индивид имеет свои, только ему присущие представления о среде, в которой он находится. Все это вовсе не является каким-то субъективизмом, здесь просто констатируется тот факт, что люди по-разному реагируют на среду.
Реакция человека на местность весьма интересна и к тому же не столь детально изучена, как реакция различных видов животных на малейшие информаци-онные сигналы окружающей среды. Я склонен признать правильной ту точку зрения, согласно которой богатую шкалу восприятия и слабо фиксируемую информацию из окружающей среды у людей подавляет современное развитие цивилизации, направленное ко все большей технизации жизни. Французский писатель Жак Люссеран написал книгу «Обретенный свет». Его книга автобиографична, в ней описана жизнь человека, потерявшего зрение в возрасте десяти лет. Отсутствие зрения необычайно обострило работу других органов чувств. В частности, у него развились в процессе многочисленных путешествий и туристских походов необычайно тонкое восприятие местности и интерпретация ее особенностей. Несмотря на слепоту, он местность «видел», чувствовал настолько тонкую связь с ней, что гораздо точнее описывал ее, чем это делали зрячие. Он мог в общих чертах описать геологическую структуру местности на значительной глубине, определить местонахождение недалекого карьера, источника воды, притом в абсолютно незнакомой ему местности.
Пример Люссерана еще раз свидетельствует о цельном восприятии человеком среды. Исходя из этого, можно сказать, что и в лозоходстве нет ничего необычного; это — просто реакция людей с высокой чувствительностью на то, что они не видят. Люссеран ведь тоже воспринимал то, что он не видел глазами, но тем не менее он «видел».
Психологии известно несколько типов людей, которые описаны в учебниках общей психологии или в книгах по психологии личности. Например, понятие «экстраверсия — интраверсия» говорит о том, насколько тот или иной человек обращен в свой внутренний мир или к другим людям. Есть и такая типология, которая основана на психологических различиях, определяемых физическим строением человека, например типология Эрнеста Кречмера, известная больше своими понятиями пикник или атлет. Уильям Шелдон различает три типа людей, исходя из их физического строения, — эктоморфных, мезоморфных и эндоморфных. Этой градации соответствует проявление их темперамента — висцеротонии, соматонии и церебротонии. Он разработал также основы типологии людей по их отношению к природе, окружающей среде. Эктоморфный тип людей сосредоточивает вни-
мание на своем внутреннем состоянии, воспринимает местность исходя из своего настроения, а не такой, какой она является на самом деле. Иначе говоря, это такой тип, который воспринимает пейзаж как экран своего собственного душевного состояния. Воспринимая местность, он хочет, чтобы она соответствовала его настроению. Такой тип людей вряд ли может быть лозоходцем или геологом.
Мезоморфный тип людей отличается любовью к природе, видя в ней источник своего оптимизма, место деятельности. Это тот тип людей, для которых природа и окружающая среда представляют объект воздействия, поэтому они стремятся овладеть этим пространством, использовать, завоевать его. Из этой среды выходят покорители природы — путешественники, альпинисты, предприниматели.
Эндоморфный тип людей — это тип релаксирую-щий, чувственный. В восприятии природы эти люди открыты для ее воздействия. Они напоминают поэта, который ложится под дерево, чтобы всеми своими чувствами воспринимать природу и взаимодействовать с ней. Он как бы сливается в лирическом экстазе с природой и чувствует все ее нюансы, будь то физические или эстетические. Хороший геолог или лозоходец скорее всего относится к этой категории людей.
Эффективность интерпретации физической структуры пространства у лозоходцев и геологов определяется широкой шкалой чувственных процессов, среди которых мы бы особо выделили способность к остроте восприятия. Мы воспринимаем среду или остро, или безучастно. И это зависит не от индивидуального уровня слуха, обоняния, осязания, зрения, а от готовности воспринимать различную среду и внезапные ситуации. Эскимосы в период полярной ночи свободно передвигаются в пространстве, где, казалось бы, нет никаких ориентиров. И тем не менее они не сбиваются с пути, замечая то, что «неэскимосы» зафиксировать не в состоянии.
В современном высокоцивилизованном и техници-рованном мире люди заранее создают для себя готовые клише и схемы о местности и интерпретируют ее в соответствии с этими схемами. Поэтому их подход к природе схематичен и рассудочен. Пространство они воспринимают как мир готовых символов, которые им внушили в процессе воспитания и в школе. Но за-долго до того, как человек выработал такую традиционную схему толкования среды, он жил в природе и естественно реагировал на нее. Такая изначальная принадлежность к природе создает базу для прямого, весьма богатого контакта с местностью, если мы позволяем природе воздействовать на нас.
Древнегреческая философия, с которой в конечном счете берет свое начало современная наука, понимала окружающую среду как физис, как единое целое, включающее мир и человека в их взаимосвязях. В настоящее время, при мелком членении современных специализированных отраслей науки, часто об этом факте забывают. Именно поэтому возникла экология как наука, пытающаяся обратить внимание на это неделимое единство и предостеречь от изоляции человека от окружающей среды.
Человек как существо, наделяющее окружающий мир символами. Среда воздействует на человека воспринимающего также своими символами, которые возникли в процессе длительного социально-исторического развития. Можно с уверенностью сказать, что каждый вид окружающей среды наряду с физическими и химическими характеристиками обладает также социальным значением, так как действия людей, оставившие следы в структуре среды, были социально детерминированы.
Человек изучает символы окружающей среды » процессе своего развития и иногда усваивает их вплоть до полного автоматизма действий в данном типе среды. Не верите? Достаточно понаблюдать за своими и своих близких действиями в пространстве. Можно с определенной точностью предсказать, как будет двигаться человек в стоматологическом кабинете, в судебной палате, в аудитории, во время концерта, на трибуне хоккейного стадиона. И если нз стадионе случится отклонение от принятого обществом образа действий, то только по той причине, что индивид может пользоваться анонимностью в толпе и маскировать свои агрессивные побуждения принадлежностью к клубу.
Очень трудно представить среду, которая не передавала бы своими символами определенную систему приказов о способе действий. Формы действий, определяемые средой, твердо закодированы в человече-
ской памяти. Символические значения среды передают нам мотивационную информацию, регулирующую наши действия, что в конечном счете является интегральным элементом восприятия окружающей среды как целого. Всякое организованное пространство, будь то беседка в парке, сад в замке, интерьер храма, фабричный цех, забой в шахте, парта в классе, вызывает чувства, ассоциации и соответствующее отношение, которые в общем соединяются в ощущение всего окружающего. Последнее наряду с информационными категориями также определяет способ чувственного восприятия среды.
Среда, как нам известно из жизненного опыта, оказывает на нас приятное или депрессивное воздействие, предстает чем-то экзотическим или обыденным, призывает к действию или располагает к отдыху. Следует подчеркнуть, что такие чувства невозможно обобщить, их никак нельзя измерить в качественном отношении, моделировать или формализовать. Тем не менее они оказывают большое влияние на действия человека и, наконец, частично определяют нашу активность в смысле положительных или отрицательных воздействий на экологию.
Есть и такие виды среды, которые вызывают однозначный отклик, а также виды среды многозначные, которые могут стимулировать воображение, фантазию, разнонаправленную деятельность. Например, коридор районного суда вызывает у людей однозначные чувства и обязывает их к определенным, заранее предписанным действиям, за исключением, может быть, работников судопроизводства. Напротив, другая среда, для которой характерна многозначность, может вызвать особого рода ассоциации и настроения. Как вы чувствуете себя в разного рода среде? В лаборатории, где через минуту у вас будут брать кровь, в величественном нефе готического собора, в интимной среде винного подвала или в телле своей квартиры, которую вы обставили не только по своему вкусу, но и по своим возможностям? Физическое устройство среды, ее структура, необходимые для социальной или частяой деятельности, создают я символическом отношении атмосферу среды, которую очень трудно определить, но которая в то же время являег-ся интегральной составной частью восприятия среды.
Аналогичной характеристикой среды является ее стетическое качество. Мы оцениваем любую среду,! хоть и не сознаем этого, и с эстетической точки зре-1 ния. Вопрос эстетического восприятия весьма пробле-1 матичен, и оценочные высказывания мы оставим про-1 фессиональным экспертам. Люди значительно отлича-1 ются друг от друга по эстетическим вкусам и часто 1 отдают предпочтение какой-то определенной среде, 1 будучи не в состоянии обосновать свой выбор. Эти 1 различия бывают весьма резкими, например при вы-1 боре краски, которой хотят покрасить стены своей 1 квартиры и которую оценивают с эстетической точки 1 зрения. Встречаются и такие, которые оклеивают сте- i ны квартиры обоями с рисунком в виде хвойных деревьев.
Нет такой среды, которая с эстетической точки зрения удовлетворяла бы всех, и в то же время не существует нейтральной среды, которая не вызывала бы никакой эстетической реакции, положительной или отрицательной. «De gustibus поп est disputandum»*,— говорили древние. Эта на первый взгляд банальная истина многократно подтверждена на практике и действует в сфере эстетической оценки в каждодневной практике людей.
Географ И Фу-Цюань, который исследовал психологию восприятия и оценки окружающей среды и ввел понятие топофилия (эффектная и эстетическая связь между людьми и средой, проявляющаяся в устоявшихся оценках), указывает, что эстетическое восприятие любой среды длится относительно короткое время. История эстетики дает нам для этого достаточно примеров. Ограниченное время интенсивного эстетического чувствования можно наблюдать, когда мы попадаем в такое место, где окружающая среда нам очень нравится и вызывает у нас положительные эмоции в том случае, когда мы увидим то, о чем уже давно мечтали, скажем неповторимую пирамиду вершины Маттергорн в Альпах, одну из самых красивых гор в мире. При хорошей видимости ее стройный скалистый конус возвышается во всей своей красе и пробуждает в нас глубокие эстетические переживания. Но это колдовство длится всего несколько минут, и, чтобы его возобновить, необходимо переключить внимание на какое-то время на иной предмет.
Самым интенсивным эстетическое восприятие среды будет тогда, когда оно возникает внезапно, поэтому восприятие вершины Маттергорн, как и чего-то другого, что мы считаем красивым, должно возникнуть как неожиданный удар, в результате какого-то внезапного контакта с тем, что нам до этого было неизвестно. Обратите внимание на описания красоты пейзажа в романах. Если они тонко переплетены с общей канвой повествования, то могут вызвать самые сильные эстетические переживания, но если таких описании много, то возникает чувство, как на выставке, где сосредоточено очень много красивых экспонатов, но интенсивность их восприятия при осмотре постепенно падает.
Иным является эстетическое восприятие знакомой среды, например родного края, родины. Здесь эстетическое восприятие в сознании связано с прошлым, и в нем заключены необычайно сильные эмоциональные впечатления, обусловленные территориальным поведением человека, его частной жизнью. Это является основой психологии местного патриотизма, сущность которого состоит в противопоставлении родина — чужбина. Но чтобы эти длительные эстетические переживания возникли, человек должен, как говорится, почувствовать их противоположности: провинция — крупный город, родина — чужбина. Если у нас нет возможности сравнить родной очаг с чужим, то он может стать средой, которая нас утомляет, не вызывает никаких эмоций. Такое состояние возникает у людей, длительное время прикованных к постели, у матерей, находящихся в длительном отпуске по уходу за новорожденным. Исходя из этого, можно в какой-то мере понять мотивацию действий молодых людей, которые стремятся уйти из родного дома, чтобы создать собственный дом.
Символическая и эстетическая ценность восприятия окружающей среды чрезвычайно разнообразна; она может быть ярко видна, например, в городской среде, которая является культурно-символической уже сама по себе и в то же время представляет собой огромную коллекцию различных символов. Эстетические параметры красивого и отвратительного, привлекательного и отталкивающего, как правило, представлены в городах в большом количестве. Рассмотрим немного шире проблему символизма городов. Символические параметры городов. Я. А. Комен-ский для критического изображения лабиринта мира использовал понятие «город» как метафору. Авторы эпохи Возрождения и философы-утописты, такие, как Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Бальтазар Граци-ан, в своих трактатах об идеальном обществе также использовали образ города как своеобразного организма. Символ города олицетворяет человеческое общество в оценках добра и зла. В определенном смысле такое понимание правильно и в настоящее время. В городах человек воспринимает не только содержание и ритм урбанистического искусства — геометрическую комплексность, формы, отношения, порядок и хаос, декоративные элементы, — но и город в символических1 значениях.
Для начала — об архитектурных символах. Их мы воспринимаем так же, как другие символы, как формообразования, которые наряду со своим непосредственным значением и функцией сообщают нам и другие значения, связанные в культурном и историческом отношениях с воспринимаемым объектом. Символы городской среды выполняют функцию катализатора: помогают нам понять скрытое значение или идею, которую объект выражает, и одновременно вызывают у нас эмоциональную реакцию. Символы могут сообщать нам информацию в разной форме — аналогии, структурной схожести, контраста. В результате наша мысль проникает в плоскости, скрытые за объективно измеримыми параметрами среды.
О городах и их частях мы также говорим языком символов, хотя иногда он может быть неточным. Большие современные микрорайоны иногда называют «бетонными джунглями», что, с нашей точки зрения, не совсем точно, так как в отличие от монолитных масс бетона, их однозначности джунгли являются средой естественной, полной самых различных импульсов — цветовых, звуковых, обонятельных. Такую метафору, очевидно, придумал человек, никогда в жизни не видевший джунглей; вероятно, он имел в виду только трудности в ориентации, а не отсутствие импульсов.
П. Смит, автор исследований о «динамике урбанизма», различает несколько уровней символизма, которые играют важную роль в искусственно создан* ной городской среде.
1. Ассоциативный символизм включает основные индивидуальные ассоциации, посредством которых каждый из нас оценивает значимость определенной среды. Это очень важные связи, так как они соединяют сегменты городской среды воедино и позволяют возникнуть определенному образу города, который остается у нас в памяти и в соответствии с которым мы ориентируемся, — так называемой ментальной карте, о которой мы еще будем говорить в дальнейшем.
2. Окультуренный символизм городской среды свое начало берет в истории культуры и представляет символизм объектов в классическом смысле слова. Культурные символические значения мы довольно легко расшифровываем: колеса с крыльями на здании вокзала в Праге символизируют поезда и движение вообще; на зданиях суда и прокуратуры, как правило, изображены символы юстиции; кресты на башнях церквей символизируют христианскую идеологию. Эти символы представляют собой неизменные архитектурные дополнения городской среды, помогают нам ориентироваться в городе и наделяют произведения архитектуры соответствующим значением.
3. Символизм известного есть каждодневная среда, образующая основу нашего существования в городе. Люди могут создать постоянно действующую символику своего непосредственного окружения из доступных пониманию каждого мотивов безопасности и непрерывности существования. Поэтому даже кажущиеся мелочи, дополняющие целое, могут проявляться как подтверждающие символы родины, моей улицы, моего квартала, моего города* И как только этот символизм известного нарушается каким-либо серьезным вмешательством в среду, люди воспринимают изменения как угрозу своему единству с известной им средой.
В соответствии с символизмом известного на нас оказывают воздействие исторические постройки, памятники разных эпох культурного наследия. Символика исторических архитектурных памятников действует как особый психологический фильтр, пропуская только те моменты, которые поддерживают коллективное признание значения данного объекта. За этой формулировкой скрывается довольно простой факт: я подхожу к архитектурному памятнику и воспринимаю его не только таким, каков он есть, но одновременнои в том его значении, в котором он существует в историко-культурном понимании. Например, во время туристского похода я иду по гребню холма Хржиб к замку Бухлов. На меня оказывает воздействие силуэт замка вдали, который становится все ближе. Это вызывает не только непосредственное эстетическое восприятие, но и различные ценностные символические ассоциации, связанные с этим объектом: воспоминание известной народной песни, в которой поется о потерянной свободе доброго молодца; понимание значения замка как стража над долиной, по которой проходил важный торговый путь, эпохи готики и т. д.
4. Символизм «архетипа» в архитектуре городов и исторических памятников представляет собой как бы приключение созерцания. Ничего не поделаешь, архитектура сама по себе вызывает мысли о чем-то извечном, вневременном. Может быть, поэтому главной целью в жизни большинства мужчин является стремление построить дом как самый верный способ оставить свой след на Земле. Архитектурные памятники не поддаются влиянию погодных условий, выдерживают превратности различных социальных переворотов и войн. К примеру, Акрополь в Афинах можно воспринимать в его различных ипостасях — как эстетику пространства, как свидетельство достижений античной культуры, как нечто постоянное в изменяющейся жизни человека, как его попытку восстать против всего временного и создать что-то вечное.
Цельное восприятие города возникает не только в результате непосредственного наблюдения урбанистического творения. Город оказывает на нас и глубоко символическое воздействие. С возникновением земледелия появляются первые постоянные поселения человека, противопоставлявшие его природе. Город часто воспринимался как образ космоса в миниатюре и одновременно представлял собой вариант символа ман-далы. Понятие мандалы взято из индийской философии и означает равновесие центра, неразрывность противоположного, противоречивого. Ее классическим графическим изображением является круг или круги в треугольном или квадратном обрамлении. Это та форма, для которой характерно абсолютное значение центра, куда сходятся и где определяются все элементы. В такой системе на первый план выступает идея вечного порядка, которая была выработана как