Повысить прогностичность можно путем идиографического подхода, где учитываются прототипы человека.

Прототипы личностных черт – это представления человека об этой самой черте, его оценка черты и ситуации, где эта черта может проявиться.

О прогностичности результатов можно говорить применительно к личностным методикам, т.к. они оценивают выраженность отдельных черт Личности, которые являются непрогностичными. Мы не можем определить как данная ситуация отражается на человеке. Одни и те же люди могут по-разному реагировать на одни и те же события, т.е. субъективные интерпретации людей могут постоянно меняться.

Идиографический подход позволяет не только установить черты Личности, но и субъективное представление человека об этих чертах. Каждый человек считает для себя важной определенную черту.

Главная проблема – это проблема предсказания того, как будет вести себя человек в определенной ситуации. Личностные методики – проективные, опросники. Эти методики оценивают выраженность отдельных личностных черт. Насколько знание этих личностных черт помогает прогнозу. Существует мнение, что это знание прогностично. На самом деле оно обладает малой прогностичностью если мы хотим предсказать поведение человека в конкретной ситуации. Поведение определяют не личностные характеристики, а конкретность ситуации.

Диспозиционисты считают, что знание личностных характеристик даст прогноз. Но это неверно.

Следует учесть влияние самой ситуации.

Следует учесть как ситуация интерпретируется самим человеком.

Только психолог знает, что ситуация воспринимается разными по-разному. Психология отошла уже от бихевиористских заблуждений, где считалось, что внешний стимул определяет реакцию. На самом деле между стимулом и реакцией стоит образ ситуации, образ стимула, который возникает в голове человека. Не сам стимул, а его восприятие.

Психологи знают, как складывается образ, знают, что не только разные люди, но и один человек в разное время по-разному реагирует на одну и ту же ситуацию. Наши образы меняются.

Известно, что любая ситуация, любая группа людей и сам индивид представляет сложную систему, которые находится в хрупком равновесии. И любое вмешательство в эту систему может привести к необратимым последствиям. Это напряженная система.

Итак, разные люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию, и это восприятие может меняться с течением времени, все это зависит от разных ситуаций. Причины ограниченности результатов диагностики связаны прежде всего с неучетом ситуационных факторов, специфической трактовки этих ситуационных факторов каждым человеком, с неучетом изменчивости этой трактовки.

Для того чтобы повысить прогностичность личностных методик следует применять идиографический подход в диагностике Личности.

Идиографический подход в диагностике и индивидуальный прогноз поведения

Ранее уже отмечалось, что важными причинами малой прогностич-ности результатов диагностических методик являются влияния усло­вий среды и специфики ситуаций, в которых оказывается человек, субъективность интерпретации этих ситуаций и средовых воздействий, низкая согласованность поведения одного и того же человека в раз­ных ситуациях. Следовательно, узнав с помощью личностной методи­ки ту или иную черту индивида, мы не можем с уверенностью ожидать ее проявления в конкретных ситуациях. Нам необходимо выяснить, как воспринимает и интерпретирует ситуацию сам индивид.

Что же в таком случае дают нам результаты личностной психоди­агностики, какова их прогностическая действенность?

Чтобы понять это, следует вспомнить о том, что результат любой лич­ностной методики является агрегированным, т. е. отражает усреднен­ную реакцию человека в ряде ситуаций, релевантных данной черте. Именно на методе агрегирования основаны высокие показатели надеж­ности диагностических методик. Зная результат личностной методики, психолог может с достаточной точностью предсказать усредненную реакцию человека, которую он будет проявлять на протяжении до­статочно длительного времени в будущем, а также распределение и вероятности в будущем среднего проявления черты и экстремальных ее проявлений. Так, измерив уровень агрессивности индивида, мож­но предсказать средний уровень ее проявлений, вероятность проявле­ния этого среднего для индивида уровня, а также экстремальных про­явлений агрессивности. Но знание выраженности этой черты никак не повысит точности предсказания поведения человека в конкретной ситуации, так как отдельные реакции людей подвержены влиянию

многих случайных факторов, не имеющих отношения к измеренной

черте.

Диагностический подход, направленный на предсказание усреднен­ных случаев, отражающих общие закономерности, называют номоте-тическим. Используя номотетический подход, можно открыть общие законы, но, зная их, невозможно составить достаточно полное пред­ставление о личности, поскольку личность уникальна. Конечно, номо­тетический подход не исключает индивидуальных различий, но пред­полагает их оценку с помощью стандартного набора черт, которые могут иметь отклонения от среднего, типичного их выражения в ту или

иную сторону.

По таким чертам многим людям можно дать оценку. Но при их вы­делении игнорируют качественные различия между людьми в угоду описания их сходства с другими. Номотетические законы и черты вы­водятся из среднегрупповых данных, но они не применимы для пред­сказания каждого конкретного случая. Так, например, известно, что большинство людей, характеризуемых как обладающие высоким уров­нем потребности в достижении, будут работать больше и эффектив­нее, чем большинство людей с низким уровнем этой потребности. Но некоторые люди, оцененные как имеющие высокий уровень потреб­ности в достижении, работать не будут, в то время как некоторые люди, отнесенные к низкому уровню выраженности этой потребности, тру­дятся интенсивно.

Таким образом, дать индивидуальный прогноз, используя номоте­тический подход, не удается. Чтобы применить номотетические зна­ния к предсказанию конкретных случаев, нужно дополнить их ин­формацией о важнейших чертах личности и специфике ее средовых условий. Это позволит выяснить, как общие законы и знания будут обнаруживаться у отдельного человека. Например, потребность в до­стижении проявится в усердной работе, но в условиях свободной реа­лизации возможностей, а не при несвободном рабском труде и отсут­ствии ресурсов для самораскрытия.

Поэтому номотетический подход должен быть дополнен идиогра-фическим, который ориентирован на описание и объяснение сложного целого, каковым является личность, с учетом индивидуального свое­образия.Сторонниками идиографического анализа личности, отстаи­вающими его преимущества, были такие известные психологи, как В. Штерн, Г. Олпорт, а также представители гуманистической психо­логии А. Маслоу, К. Роджерс и другие. Они считали, что люди в боль­шей степени отличны друг от друга, нежели сходны друг с другом,

поэтому основная задача психологов состоит в понимании и предска­зании индивидуальных случаев.

Для того чтобы повысить прогностичность результатов личност­ных методик, необходимо использовать принципы идиографическо-го анализа индивидуальности. Основной из них состоит в следу­ющем: при очерчивании круга конкретных ситуаций, в которых может быть обнаружена определенная черта какого-либо человека, следует использовать информацию о том, как эту черту воспринимает сам че­ловек, какое место занимает она в его субъективной иерархии лично­стных черт, в каких случаях он считает нужным проявлять данную черту.

Следует ожидать проявления конкретной черты у каждого индиви­да не во всех ситуациях, в которых есть возможность ее продемонст­рировать, а лишь в определенных ситуациях, которые можно назвать релевантными по отношению к нему. Так, если какая-то черта рассмат­ривается как существенная, важная с точки зрения данного человека, он, стремясь следовать своему личному стандарту, будет проявлять ее во всех случаях, когда эту черту можно (или нужно) продемонстриро­вать. Поэтому можно ожидать высокой согласованности поведения этого человека в соответствующем круге ситуаций (адекватных дан­ной черте). Человек будет сознательно отслеживать свое поведение относительно присутствия данной черты. Например, считая очень важ­ной, ценной такую черту, как эмпатия, индивид будет стремиться об­наружить ее, проявить во всех ситуациях, когда это возможно. Другой человек будет стремиться быть последовательным в проявлении доб­росовестности и т. д.

Такие черты, характеризующиеся постоянством проявления/иног­да называют генерализованными [59; 125]. Те или иные черты могут стать генерализованными под влиянием воспитания, специальной тре­нировки. Например, родители, которые хотят чтобы их дети стали че­стными, должны учить их этому, ставя в разнообразные обстоятель­ства, ситуации. Люди могут формировать у себя генерализованные черты целенаправленно, рассматривая их самыми ценными и полез­ными.

Характер черт личности, в том числе и их степень генерализован-ности, меняется в зависимости от культуры (о чем речь пойдет в части IV, гл. 2 ).

Таким образом, зная, как оценивает данную черту человек, какое место занимает данная черта в иерархии личностных черт этого чело­века, можно с определенной вероятностью ожидать ее проявления во

многих или в некоторых ситуациях. Важно знать, что думает данный человек по поводу соотношения определенной черты и конкретной ситуации, недостаточно знать выраженность тех или иных черт, важ­но определить представления этого человека относительно этих черт и ситуаций. Поэтому для такого прогноза необходимо учитывать раз­нообразную информацию об индивиде:

♦ о его потребностях и целях, ценностях и способах их дости­жения;

♦ о мировоззрении и взаимоотношениях с окружающими людьми;

♦ о фактах его биографии;

♦ об условиях его жизни и наличной жизненной ситуации и многое другое.

Итак, прогностические возможности результатов исследования кон­кретного человека по определенной личностной методике может адек­ватно охарактеризовать только психолог, обладающий глубокими на­учными знаниями психологии и психодиагностики. Только он знает «цену» диагноза в каждом отдельном случае, а также понимает, какие выводы можно сделать на его основе. Серьезный диагност не упускает из виду уникальность каждого человека, неповторимость его жизнен­ного пути, специфику взаимодействия его с окружающими и многое другое. Поэтому идиографический анализ непременно включается в диагностическое обследование индивида и повышает эффективность последнего. Среди методов идиографического анализа особое, пока не до конца оцененное значение имеют репертуарные личностные ме­тодики.

Психодиагностические методы изучения личности можно разделить на основе методического принципа построения методик: личностные опросники, психосемантические методы и проективные методы.

Выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический (от лат. образец) и идеографический (от греч. образ, идея). Эти подходы отличаются по следующим основаниям:
1) понимание объекта измерения;
2) направленность измерения;
3) характер методов измерения.

Основание

Номотетический подход
Идеографический подход

Понимание объекта измерения
Понимание личности как набора свойств
Понимание личности как целостной системы

Направленность измерения
Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности
Распознавание индивидуальных особенностей личности

Методы измерения
Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой
Проективные методики и идеографические техники

Наши рекомендации