Игра «В гости пришла кукла». Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности
Введение
Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их и так достаточно. Сможете ли Вы справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.
А что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребенка застает их врасплох. Кроме того, специалисты наблюдают сложные межличностные отношения в семьях, где воспитываются дети с такой патологией. Часто родители неадекватно относятся к речевым и двигательным дефектам малыша: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая свое общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребенка. Ни тот, ни другой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально оценить его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым нежеланием говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с врачом и логопедом - дефектологом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах воспитания и обучения больного ребенка, познакомят с системой его реабилитации.
В этой книге мы предприняли попытку обобщить опыт логопедической службы психоневрологического санатория №65 по психологической поддержке и обучению родителей, имеющих детей с диагнозами: общее недоразвитие речи 1-II уровня, обусловленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии.
В санатории ребенок получает медикаментозное лечение, квалифицированную логопедическую и психологическую помощь, лечебную физкультуру и массаж. Непосредственное участие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью мы разработали систему домашних занятий, благодаря которой у родителей формируется правильное отношение к интеллектуальному и речевому дефекту ребенка, раскрываются пути его преодоления, создаются условия для полноценного общения с ним.
Работать по предложенной нами системе можно совместно с логопедом - дефектологом или самостоятельно. Все задания, собранные в 55 занятий, предлагаются ребенку в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. В книге представлено много заданий, направленных на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.
Необходимый иллюстративный материал собран в «Приложении к занятиям». Вырезав и наклеив на картон иллюстрации, можно использовать их в нескольких занятиях по одной теме. Разработанный нами «Альбом звукоподражаний и слов» также состоит из предметных, сюжетных картинок, игровых заданий разной степени сложности и сводной таблицы звуков, звукоподражаний и слов. Ее использование поможет родителям увеличить активный словарь ребенка на каждый вызываемый звук.
Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей. Поэтому необходимым условием работы по этой книге является участие в ней логопеда - дефектолога. Его задача - помочь родителям в выборе нужных игровых приемов и инструкций, понятных ребенку, обучить их приемам артикуляционной гимнастики и массажа, не включенным в книгу, познакомить с правилами поведения в игровой ситуации.
Каждое занятие для вас, дорогие родители, будет уроком постижения огромного мира вашего малыша. От урока к уроку Вы научитесь лучше понимать ребенка и это, в свою очередь сделает ваше общение с ним более полноценным и значимым. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его. Хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Чаще обращайтесь к тем играм, которые сложны для ребенка, добивайтесь, чтобы он играл в них с удовольствием, Однако, каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если Вы заметили, что малыш устал, отказывается от игры, остановитесь, отвлеките его,. а позже снова поставьте перед ним ту же задачу.
Мы надеемся, Вас не разочарует видимая простота упражнений. Их выполнение является огромным трудом для ребенка. И если он чему-то научился, сумейте и Вы оценить его усилия. его готовность и желание трудиться. Будьте терпеливы, доброжелательны, и ваш труди терпение будут вознаграждены!
Занятие № 1.
Задание 1.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.
Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:
Ладушки - ладушки,
Где были?
У бабушки!
Ладушки - ладошечки,
Звонкие хлопошечки.
Хлоп - хлоп!
Задание 2.
Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение
взглядом и рукой, формировать захват руки.
Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.
Задание 3.
Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.
С помощью сюрпризного момента (из «чудесного» мешочка, коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У -у - у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному * произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («у-у-у!»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у!») и паровозиком («у-у-у!»).
* Сопряженная речь— одновременное совместное произнесение слов и фраз ребенком и взрослым,
отраженная речь — речь, повторенная за взрослым, произвольная речь — самостоятельное речевое высказывание.
Занятие № 2.
Задание 1.
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослымработу, развивать ощущения собственных движений.
Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст
Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)
На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)
Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны)
Задание 2.
Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.
Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:
Где же кукла наша,
Найдем мы куклу Машу!
Вова к кукле подойдет,
Вова куколку найдет.
Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка)
Задание 3.
Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху,
Игра "Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры. привязав ее к карандашу).
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
Занятие № 3.
Задание 1.
Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей
Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, дата, жесткая щетка Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Хлоп-хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.
Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и Т.п.
Задание 2.
Цель: формировать произвольный ротовой выдох.
Игра «Шарик»: взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Задание 3.
Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение:
А. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?»). прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).
Б. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).
Усложнение (вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным заданием)
а) находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова куклы из под подушки и т.п.);
б) находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы. охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).
Занятие № 4.
Задание 1.
Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий ручками
Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:
С горки - бух! (движение отлоктя к пальцам руки)
На горку-ух! (движение от копчиков пальцев до локтя)
По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям
Задание 2.
Цель: формировать произвольный выдох.
Игра «Перышко»: ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
Задание 3.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.
Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного мешочка предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а - а - а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами:
«Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.
Занятие № 5
Задание 1.
Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.
Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровождаются словами:
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ-топ! (стучит ладонью по зеркал у)
По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)
Скок-скок! (постукивающие движения).
Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:
По кочкам, по кочкам - топ-топ,
На бугорочки - скок-скок,
В ямку - бух!
Задание 2.
Цель: формироватьпроизвольный выдох.
Игра «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).
Задание 3.
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.
Игра «Айболит»: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
- У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
- Как плачет Зайка?
- У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а - а - а!»
Занятие № 6.
Задание 1.
Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
Сорока - сорока Кашку варила.
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаются мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой пальцы).
Задание 2.
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику),
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Варианты:
- использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
- увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).
Задание 3.
Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их.
Игра «У нас в гостях» («Зоопарк»): Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом («а - а - а», «у -у - у») и прячутся за ширму.
Вопросы и инструкции:
- Угадай, кто поздоровался? Покажи.
- Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).
Усложнение:
А. «Чудесный мешочек».
Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.
Вопросы и инструкции:
- Покажи, кто позвал?
Кто поздоровался так: «А - а - а»?
Б. «Кто ушел?» На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (например, крокодил).
Вопрос: «Кто ушел?» (побуждать к произнесению звукоподражания).
Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой.
Занятие № 7.
Задание 1.
Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка.
Этот мальчик - папочка.
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Вовочка.
Задание 2.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Игра «Ветерок»: взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь - подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь - подунь, наш ветерок!
Задание 3.
Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности.
Игра «Удочка». На столе, расположенные в ряд, лежат 2-3 разноцветные ленты (удочки). К концам двух из них привязаны знакомые игрушки (ребенок может назвать их, используя звукоподражание). Взрослый предлагает «поймать на удочку» мишку (самолет, крокодила). Для этого нужно потянуть за нужную ленту и подтащить игрушку к себе (можно использовать совмещенные действия руками взрослого и ребенка или побуждать малыша повернуться и потянуться к нужной игрушке). После того как игрушка будет «поймана», ребенок называет ее, используя звукоподражание.
Занятие № 8.
Задание 1.
Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.
Взрослый произносит слова:
Поехали - поехали, Поехали - поехали,
С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком,
К дедушке за репкой, За мячиком твоим,
Желтой, большой, Круглым и большим,
Вот какой! Вот каким! (показ руками)
(Взрослый разводит руки ребенка
в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).
Задание 2.
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопровождается стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над Вовочкой порхала.
Вова не боится -
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.
Задание 3.
Цель: учить ребенка определять направление звука.
Два колокольчика находятся на расстоянии 1— 1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету.
Варианты.
А. «Где же, где же колокольчик?»
Взрослый произносит стихотворную фразу, сопровождая ее демонстрационными действиями:
- Где же, где же колокольчик? (Показывает колокольчик и прячет его в коробочку).
- Нет - нет, нет - нет. (Покачивает головой, побуждая ребенка к
аналогичным действиям).
- Где же, где же колокольчик? (Вынимает колокольчик из другой коробочки).
- Вот-вот, вот-вот. (Звенит в колокольчик, побуждая малыша к
аналогичным действиям рукой).
Б. Использование погремушек, звуковых коробочек.
Занятие № 9.
Задание 1.
Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ox! Ax!"
На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде пинг - понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый).
Задание2.