Двенадцатишаговая Программа в период раннего выздоровления.
Поскольку для всех выздоравливающих людей важно понимать Двенадцать Шагов и их основополагающие принципы, мы рассмотрим эти Шаги детально.
Шаг Четвертый: «Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения».
Ключевое слово здесь – нравственность. Что значит быть нравственным? Мораль и нравственность связана с правильным и неправильным поведением. Для того, чтобы определить, какое поведение правильно, а какое нет, нам нужно принять решение по поводу стандарта. Что же является стандартом, или линейкой, по отношению к которой мы оцениваем свое поведение как правильное или неправильное?
При оценке своего поведения я использую стандарт жизни - как моей собственной, так и других людей. Все, что способствует полной и содержательной жизни - хорошо. Все, что разрушает или обедняет жизнь - плохо. Я смотрю на жизнь, как на био-психо-социальный и духовный процесс, и для меня все, что разрушает физическую, психологическую, социальную и духовную жизнь и здоровье – плохо. Все, что укрепляет эти области – хорошо. Я верю, что мы рождены для того, чтобы жить как можно более полной жизнью. Выздоровление - значит новое обучение процессу жизни. Любое поведение, которое перемещает нас от полноты здоровья и жизни к слабости ума, тела и духа, является неправильным. Любое поведение, которое продвигает нас от состояния болезни и почти смерти к полному здоровью и жизнеспособности, является хорошим.
Хорошая жизнь (здоровое поведение) базируется на взаимозависимости с другими людьми, но мы признаем, что не в наших интересах посягать на права других людей или причинять им ущерб. Мы стараемся находить ситуации в жизни, которые дважды выигрышны. Дважды выигрышные ситуации – это те, в которых каждый получает преимущества. В них не бывает проигравших. Люди, которые движутся к здоровой жизни, к добру, осознают, что существуют законы, которые управляют вселенной.
· Физические законы определяют то, как оставаться здоровым.
· Психологические законы определяют то, как мы можем правильно использовать свой ум.
· Социальные законы определяют эффективность наших взаимоотношений.
· Духовные законы указывают, как строить эффективные отношения с Высшей Силой.
Моральное поведение – это поведение, которое соответствует всем этим законам.
Я часто перефразирую Четвертый Шаг: «Я оцениваю по состоянию на сегодняшний день свои сильные и слабые стороны, для того, чтобы я мог созидать, опираясь на свою силу и превозмогая свою слабость».
Силы - это нечто такое, что позволяет нам жить более полно в забеге на длинную дистанцию, называемом нашей жизнью. Слабости - это то, что ослабляет нас в этом марафоне и, в конце концов, приводит нас к болезни и смерти.
Очень важно записать Четвертый Шаг: только в результате конфронтации с самими собой, в которую мы вступаем, когда пишем, мы можем на самом деле лучше узнать, кто мы такие и как мы управляем своими жизнями.
Шаг Пятый: «Мы признали перед Богом, собой и еще хотя бы одним человеком истинную природу наших недостатков».
Этот Шаг жизненно важен. Мы должны сознательно представить себе наши силы и наши слабости. Мы должны сознательно подтвердить свое человеческое несовершенство перед Высшей Силой. Мы должны поделиться как минимум с одним человеческим существом истинной природой наших недостатков. Отметьте фразу: «Истинную природу наших недостатков». Пятый Шаг не предлагает нам описывать другим кровавые детали каждого неправильного поступка, который мы совершили. Что здесь важно, так это понять основополагающие принципы, которые определяют наше поведение, разрушающее наши жизни.
Вот еще один способ перефразировать Пятый Шаг: «Я обсужу свою самооценку как минимум с одним человеком, и выслушаю обратную связь».
Шаг Шестой: «Мы полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера».
Шестой Шаг был самым трудным для моего понимания. Я не мог понять смысл этого Шага до тех пор, пока не провел длительную беседу с Отцом Мартином. Он объяснил мне, что мы можем положиться на Бога в том, что Он даст нам мужество, силы, надежду и средства для решения наших проблем. Мы же должны обеспечить действия.
Бог действует естественными средствами. Когда Бог создал человеческий разум, способный к мышлению, Он не приказал нам не пользоваться им. Когда Бог создал Вселенную, основанную на законе последствий, Он не приказал нам игнорировать последствия нашего поведения.
Шестой Шаг просто призывает нас преисполниться желанием избавиться от дефектов наших характеров и их последствий. Когда мы начинаем сознательно исследовать свои недостатки и то, как они вредят нам, мы можем начать меняться.
Помните: каждые дефект характера имеет две стороны. Есть наружная сторона и изнаночная. Изнаночная сторона состоит из всей боли и ущерба, вызываемых недостатком. Наружная сторона состоит из всего того удовольствия и приятного времяпровождения, которыми этот дефект характера нас обеспечивает.
В психологических терминах наружная сторона называется вторичной целью. Каждая психологическая проблема создает боль, но она также предоставляет преимущества, называемые вторичными целями. Люди с проблемами, вызванными грандиозность, отделяют себя от других и начинают ощущать себя очень одинокими. Они также чувствуют, что они сильнее и лучше, чем кто бы то ни было. Для того, чтобы преодолеть такой дефект характера, как грандиозность, человек может сделать следующее: (1) Сознательно принять дефект характера, (2) признать, как преимущества, так и неудобства, которые дефект характера создает, (3) признать, что неудобства перевешивают преимущества и (4) найти позитивный способ получать эти преимущества, не испытывая ущерба.
Эд был грандиозным пьяницей. Он верил, что мир держится на кончике его носа. Он ничего так не любил, как собирать вокруг себя людей в барах и бахвалиться. Когда он стал трезвым, то перенес свою грандиозность в выздоровление. Его постоянное бахвальство и преувеличения вызывали споры и отталкивали от него людей.
В результате Пятого и Шестого Шагов Эд осознал, что происходит и что заставляет это происходить, и он решил измениться. Сначала он просто прекратил свое грандиозное поведение. «Если такое поведение вредит мне и моему выздоровлению, оно должно прекратиться,» - сказал он. Но ему нечем было заместить такое поведение. Он оставался одиноким и, в довершение этого, постоянно боролся со стремлением монополизировать общение. Его спонсор помог ему увидеть позитивную сторону грандиозности. Ему нравилось руководить людьми и помогать им, и ощущать их признательность за это. Спонсор показал ему, как работать с новичками таким образом, чтобы получать эти преимущества. В процессе терапии Эд научился не только говорить, но и слушать. Он научился задавать вопросы, вместо того, чтобы говорить людям, что они должны делать. Он научился делиться мыслями и чувствами вместо того, чтобы загружать ими людей. Он сохранил позитивные аспекты своего недостатка и расстался с негативными.
Я так перефразирую Шестой Шаг: «Я преисполнюсь желанием проделать работу, необходимую для того, чтобы преодолеть свои слабости, уделяя внимание ежедневной болт и проблемам, которые они вызывают». Чтобы подтолкнуть людей к действиям по этому Шагу, я предлагаю им вести ежедневные записи, отмечая каждый случай, который они замечают, когда они используют какой-либо дефект характера, обнаруженный ими в Четвертом и Пятом Шагах. Затем я прошу их отмечать как позитивные, так и негативные последствия их поведения.
Шаг Седьмой: Смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.
И снова этот Шаг озадачил меня. Я знаю, что чудеса периодически случаются, но они редки и между ними имеются большие промежутки. Кроме того, на них нельзя полагаться. Я не мог поверить, что основатели А.А. давали членам инструкцию просто сидеть и ждать чуда.
В разговоре с отцом Мартином у меня сложилось понимание того, что Бог дает нам силы, мужество, надежду и способ для искоренения наших недостатков. Нам нужно поработать ногами. Мы должны предпринять действия. Недостаточно просто молиться Богу и сидеть, ничего не предпринимая. Нам нужно молиться, визуализировать желаемый результат, преисполниться желанием изменяться и, когда представится возможность, нам необходимо захотеть действовать.
В одной из недавних лекций отец Мартин сказал: «Бог всегда отвечает на молитвы, но Он не всегда делает это тем способом, которого мы ждем от Него. Если мы молимся о возможности стать врачом, Бог обязательно ответит. Он скажет: «Иди в медицинский институт». Это истина для всех молитв. Если мы хотим преодолеть иррациональное поведение, Бог скажет: «Иди к терапевту». Если мы хотим решить проблемы с супругом, Бог скажет: «Обратись к семейному консультированию». Если мы хотим найти более подходящую работу, Бог скажет: «Иди на курсы повышения квалификации, заполни и разошли резюме и гляди в оба»
С помощью работы по Шагам с Четвертого по Седьмой мы изменяемся внутренне. Мы становимся лучше изнутри наружу.
ЧАСТЬ 5
Среднее выздоровление – достижение жизненного равновесия.
В Среднем Выздоровлении мы начинаем ремонтировать части нашей жизни, поврежденные зависимостью. Мы производим оценку наших целей, исследуем свою жизнь и производим изменения. Это не легко, и это требует абсолютной честности, но, если мы настойчивы, мы сможем привнести новый смысл, значение и счастье в наши жизни.
Если вас сбил грузовик, санитары остановят кровотечение, перевяжут вас и заберут в больницу для более интенсивного лечения. Выздоровление от химической зависимости происходит подобным же образом. В стадии перехода нас сбивает грузовик, называемый зависимостью, в стабилизации мы останавливаем кровотечение; в раннем выздоровлении мы перевязываем наши жизни до тех пор, пока не накопим достаточно выздоровления под повязками, чтобы произвести серьезные, долгосрочные изменения в своей жизни. Долгосрочные изменения – вот предмет среднего выздоровления.
К концу раннего выздоровления большинство из нас регулярно посещает собрания Двенадцатишаговой программы и, возможно, обратилось к психотерапии. Мы использовали это время для того, чтобы наложить гипс на свои проблемы. Мы сделали все необходимое, чтобы быть уверенными, что нас не уволят, не посадят в тюрьму, мы не столкнемся с необходимостью развода или с банкротством. Все наше внимание было приковано к приоритету номер один – не выпить сегодня и приобрести навыки, необходимые для того, чтобы оставаться трезвыми. Мы справляемся с этим день за днем, но у нас еще нет хорошо сбалансированного и удовлетворяющего нас стиля жизни. Дела идут гораздо лучше, чем в период нашей активной зависимости, но все еще остается большое количество работы, которую необходимо проделать.