Готовность старшеклассников к риторическому анализу дружбы как коммуникативного явления: организация и характеристика результатов констатирующего эксперимента
Для достижения цели дипломного исследования, наряду с выявлением особенностей дружбы как коммуникативного явления, нам потребовалось определить исходный уровень знаний школьников о дружбе и друзьях. Эта информация позволяла конкретизировать задачи формирующего эксперимента, отобрать сведения, необходимые для повторения и изучения на последующих этапах деятельности, определить последовательность обучения, выявить комплекс умений, которые необходимо будет сформировать на экспериментальном занятии. Для решения этой задачи мы организовали и провели констатирующий срез.
В эксперименте приняли участие 15 учеников 10 «В» класса лицея № 11 г. Новокузнецка. Выбор данных участников продиктован тем, что именно в этом возрасте (15-17 лет) девушки и юноши находятся на этапе становления зрелых дружеских отношений, но, к сожалению, зачастую, испытывают коммуникативные проблемы в общении со сверстниками, по причине замкнутости и неуверенности в себе, свойственной подростковому возрасту.
Чтобы получить объективные данные и решить поставленные задачи, из всего многообразия диагностических методов мы отобрали те, которые позволяют получить не только количественные, но и качественные характеристики изучаемых вопросов:
- анкетированиешкольников, которое демонстрировало исходный уровень теоретических знаний о специфике дружбы и дружеского общения;
- аналитико – конструктивное задание, связанное с развернутым ответом на вопрос;
- анализ и статистическая обработка результатов констатирующего среза.
Констатирующий срез мы проводили в два этапа:
· ответы на вопросы анкеты;
· развернутые ответ на вопросы задания аналитико - конструктивного характера.
Анкетирование как способ выявления исходных знаний старшеклассников о дружеском общении позволило нам сэкономить время и с небольшими затратами опросить достаточное количество респондентов. В анкетировании принимали участие 15 учеников 10 «В» класса лицея № 11 г. Новокузнецка.
Предлагаем следующий вариант анкеты.
Поставить знак «+» рядом с правилом / правилами, с которым / которыми вы согласны.
Обмен:
Делиться новостями о своих успехах
Выказывать эмоциональную поддержку
Добровольно помогать в случае нужды
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе
Возвращать долги и оказанные услуги
Интимность:
Уверенность в друге и доверие к нему
Отношение к третьим лицам:
Защищать друга в его отсутствие
Быть терпимым к остальным его друзьям
Не критиковать друга публично
Сохранять доверенные тайны
Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого
Взаимная координация:
Не быть назойливым, не поучать
Уважать внутренний мир и автономию друга
Есть такое высказывание: "Друзья уважают решения друг друга, даже если они с ними не согласны". А вы согласны с этой мыслью? Почему?______________________
Представленная выше анкета состоит из четырех блоков, которые в совокупности образовывали так называемые правила дружбы.
Первый блок – обмен,по – мнению80%опрошенных друзьям необходимо выказывать эмоциональную поддержку, добровольно помогать в случае нужды и стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе. 70 % учащихся считают, что друзьям необходимо возвращать долги и оказанные услуги. Лишь 40% ребят предпочитают делиться с друзьями новостями о своих успехах.
Вторым блоком является интимность,которая заключается в уверенности в друге и доверии к нему. Интересен тот факт, что только один из пятнадцати опрошенных не считает это правило необходимым для друзей.
Третий блок – это отношение к третьим лицам, к которому относится необходимость защищать друга в его отсутствие (отметили 80%), быть терпимым к остальным его друзьям (46 % опрошенных), не критиковать публично (86%), сохранять доверенные тайны (100% респондентов), не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого (53%). Примечательно, что 13 % опрошенных старшеклассников в данном блоке выбрали лишь один пункт – сохранять доверенные тайны.
Последним блоком является взаимная координация, под которой понимается необходимость не быть назойливым, не поучать, с чем согласились 33% опрошенных. 73% старшеклассников, отвечавших на вопросы данной анкеты, считают, что главное – уважать внутренний мир и автономию друга. 26% респондентов не выбрали ни одни из перечисленных вариантов, а 33% посчитали, что оба правила являются необходимыми для выполнения.
В завершении анкеты ребята должны были порассуждать о следующем высказывании: «Друзья уважают решения друг друга, даже если они с ними не согласны»,выразив свое согласие или не согласие с ним и аргументируя свой выбор. С данным утверждением согласились 73%опрошенных, а не согласились – 20%. Соглашаясь уважать решения друга, учащиеся ссылались на то, что в дружбе главным является желание и стремление помочь, поддержать друг друга и взаимное уважение, которое должно присутствовать всегда и абсолютно в любой ситуации. Все же один ученик, согласившись уважать решения друга, подчеркнул, что готов это делать только в том случае, если решение не касается его самого. Свое несогласие принимать и уважать любое решение друга ребята объясняли тем, что друг может ошибаться и тем самым навредить себе, поэтому они не в силах молчать и поддерживать необдуманные или не правильные, на их взгляд, решения.
На последнем этапе констатирующий срез представлял собой развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Как бы Вы определили понятие «дружба»?
2. Кого можно назвать настоящим другом? И почему?
3. В чем, на Ваш взгляд, сходство и отличие следующих понятий: дружба, симпатия, приятельство, дружелюбие?
4. Приведите примеры дружбы известных Вам героев художественных произведений / фильмов. Почему Вы считаете их настоящими друзьями?
5. Есть ли у Вас настоящие друзья? Почему Вы считаете их таковыми?
Анализ ответов показал следующие результаты:
1) Ключевыми понятиями, характеризующими дружбу, по мнению 10-классников, являются:
Взаимопонимание – 53%
Помощь (поддержка) – 47%
Уважение – 27%
Доверие – 20%
Веселое времяпрепровождение – 20%
Незначительный процент опрошенных выделил такие понятия как умение хранить секреты, любовь, забота, бескорыстие. Трое ребят сказали, что «дружба» - это взаимовыгодные отношения между людьми.
2) При ответе на данный вопрос, ребята отмечали следующие характеристики настоящего друга:
Он поддержит – 20%
Даст совет- 20%
Ему доверяешь – 20%.
Остальные характеристики не удалось систематизировать в процентном соотношении, так как они набрали по 1 – 2 голоса (хороший человек, добрый, надежный, уважает, проверен временем).
3) Говоря о сходствах и отличиях «дружбы» с такими понятиями как симпатия, дружелюбие и приятельство, подростки подчеркивали большую значимость дружбы.
В качестве образцов дружбы старшеклассники приводили в пример персонажей мультфильмов, таких как «Мадагаскар», «Винни пух и все -все - все», «Маша и медведь», «Шрек». Кроме того, популярным ответом были примеры из зарубежных фильмов, рассказывающих о дружбе человека и животного: «Хатико», «Марли и я». По несколько голосов набрали герои сериалов «Бригада» и «Секс в большом городе».
4) Отвечая на вопрос о том, есть ли у них настоящие друзья, 67% опрошенных ответили «да», аргументируя это в основном тем, что эти люди были с ними в трудные моменты, поддерживали и помогали. Хотелось бы в качестве примера привести ответ старшеклассницы, которая говорит о своей подруге: «Нам важно мнение друг друга. Я прощу ей все, что угодно. Мы принимаем друг друга такими, какие мы есть. Мы переживаем за жизни друг друга. Советуемся, как поступить в сложной ситуации». На наш взгляд, в данном высказывании и заключаются основные требования, которые подростки предъявляют к своим друзьям.
К сожалению, остальные 33% ответили на поставленный вопрос «нет», не аргументируя свой ответ.
На основе полученных сведений мы смогли сделать вывод о том, что дружба занимает важное место в жизни большинства современных подростков, но, в силу различных обстоятельств, не все ребята верят в настоящую дружбу. В ходе экспериментальных занятий нам необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы изменить взгляд на дружбу той части класса, которая утверждает что «дружба – это всего лишь взаимовыгодные отношения между людьми» и закрепить уверенность остальных в значимости и невероятной ценности дружеских отношений в жизни каждого человека.