Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы 1 страница
Хотя хорошими социальными работниками могут стать люди с разными интересами, умениями и возможностями, тем не менее существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.
1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о способах выработки оценки собственной практики.
2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.
3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности.
4. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях.
5. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех.
6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.
7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных проблем.
Очевидно, что перечисленные качества будут по-разному проявляться в различных ситуациях. Сегодня практикующему социальному работнику, чтобы решить проблемы клиентов, необходима масса различных умений.
В процессе подготовки социальных работников било многое сделано для того, чтобы дать людям общие знания и умения на уровне высшей школы, которые затем совершенствовались бы в процессе непрерывного образования. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные социальные роли: защитника интересов клиента, педагога, посредника, организатора в общине, медика, консультанта, администратора, эксперта по вопросам политики. Предполагается, что во время учебы студенты будут иметь возможность развивать умения, необходимые в исполнении нескольких ролей, но прежде они должны иметь возможность узнать о них и ознакомиться с ними на практике. Для этой цели необходимо организовывать практическую работу под наблюдением хороших наставников (супервизоров) в действующих социальных агентствах.
Психологическое консультирование в социальной работе
Консультирование занимает важное место в социальной работе. Так, автор одного из практических руководств по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, В. Колшед в главе, посвященной консультированию, приводит следующий перечень качеств эффективного консультанта (Соulshed, 1991, р. 45):
1. Эмпатия, или понимание, — усилие увидеть мир глазами другого человека.
2. Уважение — такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой.
3. Конкретность, или способность быть определенным и точным, — способ коммуникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний.
4. Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому.
5. Подлинность — способность быть настоящим во взаимоотношениях.
6. Конгруэнтность — совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела.
7. Непосредственность («immediacу» — способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) — работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.
Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консультирования, склоняются к мнению, чтокачество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем то, какую именно философию, метод или технику исповедует и использует помощник: консультант или психотерапевт. Это было продемонстрировано как для консультирования, так и для психотерапии и обучения (Аsру, Rоеbuск, 1977).
В ряде исследований показано, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психотерапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом фактически все авторы согласны с тем, что существует взаимосвязь между эффективностью помощника и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти исследования также пролили свет на ряд других факторов, которые обсуждались в научной литературе как имеющие возможное влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии,а не о помощи). Они показали, что:
• наличие того факта, что сам психотерапевт прошел курс собственной психотерапии, не является гарантией эффективности психотерапии;
• пол и национальность (расовая принадлежность) не связаны с эффективностью психотерапии;
• ценность степени опытности психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере было показано, что человек не обязательно является более успешным психотерапевтом, если у него имеется больше психотерапевтического опыта;
• психотерапевты, которым присущи собственные эмоциональные проблемы, чаще являются менее эффективными в работе;
• помощники более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиентами, разделяющими их собственный жизненные ценности.
По поводу предпоследнего положения заметим, что, но данным американских исследований, для эффективных психотерапевтов является характерным некоторый прошлый опыт личностной боли, однако этот опыт не должен непроизвольно актуализироваться в процессе работы с клиентом. Очевидно, что именно неполезность такой актуализации травматического опыта терапевта и проявилась в приведенных результатах, но это никак не означает, что психотерапевт или консультант как-то выделяется свои исключительным «психическим здоровьем» и отсутствием эмоциональных проблем по сравнению с другими.
В целом подобного рода исследования отмечают существование того феномена, что помощник и клиент могут подходить или не подходить друг другу: никто не может быть эффективным помощником для любого и каждого клиента. Однако остается невыясненным то, каким образом можно обеспечить данное совпадение клиента и психотерапевта для максимальной эффективности психотерапии. Некоторые авторы (например, Nelson – Jones, 1983) считают, что консультанту недостаточно быть только заботящимся и понимающим: он также должен обладать навыками эксперта.
Ряд публикаций посвящен развитию навыков консультирования. Спискиэтихнавыков еще более различаются, чем списки качеств «эффективных консультантов», и доходят до 45 пунктов. Во многих подобных работах, даже посвященных консультированию в социальной работе, где позиция консультанта является априорно более активной, чем в других видах консультирования, подчеркивается, что наиболее важным является «позволение людям услышать самих себя» (Соulshed, 1991, р. 46). Напомним, что этот принцип был открыт Фрейдом и описан им через известную метафору о том, что психоаналитик является «зеркалом пациента». Параллель с принципами техники психоанализа не случайна: мы можем продолжить нахождение соответствий между описаниями проявления контрпереноса и следующими умениями профессионального консультирования (там же, р. 49):
• предоставлять человеку возможность закончить говорить без реагирования со стороны консультанта;
• точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства;
• перефразировать сказанное другим;
• подытоживать этап интервью так, чтобы продвинутьбеседу дальше;
• прояснять собеседнику свою собственную роль;
• использовать открытые вопросы;
• использовать суфлирование так, чтобы способствовать продвижению собеседника вперед в его повествовании;
• создавать безопасные условия для разворачивания чувств собеседника;
• предлагать экспериментальное (т. е. идущее от реального, а не воображаемого опыта) понимание проблемы, ситуации;
• чувствовать, как другой человек воздействует на консультанта;
• быть толерантным к молчанию;
• контролировать свою собственную тревогу и расслабляться; *
• фокусироваться на «здесь и теперь» так же легко, как и на «там и тогда»;
• определять направление и держать фокус в ходе беседы;
• регистрировать проявления амбивалентности, непоследовательности и уметь противостоять им при необходимости;
• находить и ставить общие цели;
• быть толерантным к болезненным темам;
• генерировать и обсуждать альтернативные планы действий;
• оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели;
• начинать, продолжать и заканчивать каждую сессию и весь контакт в целом.
Интересной представляется и научная дискуссия о том, являются ли психотерапевтические и консультативные отношения специфическим видом межличностных отношений или нет. В рамках гуманистического и клиент-ориентированного подходов считается, что психотерапияне «является специфическим видом взаимоотношений, отличным от отношений, которые имеют люди в их повседневной жизни» (Rоgеrs, 1957, р. 135). Этот взгляд разделяют и другие специалисты, занимающиеся вопросами теории помощи в широком смысле этого термина. Так, Л. Бреммер считает, что «отношения помощи имеют много общего с дружбой, семейными взаимоотношениями, отношениями с пастором. Все они направлены на удовлетворение основных потребностей человека, и, будучи сведены к своим основным компонентам, все они выглядят достаточно сходными» (Brammer, 1973. р. 51). Эту позицию разделяют Дж. Эган (Еgаn, 1975), который создал свои тренинговыe программы для эффективных межличностных взаимоотношений; Р. Кархаф и Б. Беренсон (Carkhuff, Berenson, 1976, р. 72), которые считают консультирование «образом жизни»; И. Иллич с соавторами (Illich.et al, 1977), которые выражают обеспокоенность тем, что в связи с ростом армии специалистов по консультированию люди теряют способность и привычку оказывать психологическую помощь друг другу; М. Скалли и Б. Хопсон, которые подчеркивают, что консультирование является «только набором убеждений, ценностей и стратегий поведения, которые должны быть все в большей степени присущи обществу в целом» (Sса11у, Норsоn, 1979, р. 98). Ряд теоретиков и практиков считают необходимым осуществить «демистификацию» помощи и консультирования.
Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь определенную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. Цели помощи должны быть определены, несмотря на то что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и варьировать в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе. Для помощника крайне важно осознавать ценности, лежащие в основе его профессионального поведения, а также идеологическую и философскую подоплеку оказываемойимпомощи. Л. Бреммер (Вгаmmег, 1973) считает, что помощник при построении своей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой стадии он отражает и перерабатывает личный опыт, начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникации и характер воздействия на окружающих. Затем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как они осознавали свой личный опыт и использовали его для построения собственных теорий. II в завершении помощник объединяет первое и второе в свою уникальную теорию. (Необходимо заметить, что эта последняя теория является не только теорией помощи другим, но и собственной теорией себя.)
Вместе с тем усилия теоретиков и практиков были направлены и на создание некоторых общих описательных моделей помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи — когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) действовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Сагкhuff', 1974). А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профессионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще (на чем автор принципиально настаивает), то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: «Главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь» (Сагкhuff', Ветеnson, 1976, р. 81). Для него помощь эквивалентна обучению (в этом его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в большей степени контролировать собственную жизнь.
Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:
а) вхождение в проблему,
б) классификация,
в) структурирование,
г) построение взаимоотношений,
д) исследование,
е) консолидация,
ж) планирование,
з) завершение.
Он также выделил семь кластеров навыков, важных для «понимания себя и других» (Вгаmmег, 1973).
А. Ивой предложил модель, названную им«микроконсультирование»; ее особенностью является детальная разработка составных элементов консультативных навыков и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и практикование (Ivеу, 1971). Н. Каган с соавторами (Каgan еt а1., 1967) также разработали микроконсультативную модель, ставшую одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинге" вой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на которых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в процессе консультативной помощи опыт. Возможно, самой влиятельной и широко используемой после модели Р. Кархафа стала модель Дж. Эгапа (Еgan, 1975), в которой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает предварительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от помощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:
1) реакции на запросы другого и исследования самого себя;
2) интегративного понимания и динамического (т. е. меняющегося и углубляющегося в ходе процесса) самопонимания;
3) содействия в осуществлении целенаправленных действий и собственно действий (первой в каждой строке является цель, которую преследует консультант, а второй — которую преследует клиент).
Л. Лоугари и Т. Рипли (Lougary, Ripley 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (см. рис.), которая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с профессиональными.
Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии — это планы того, как использовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются:
Модель помощи по Л. Лоугари и Т. Рипли (Lougary, Ripley, 1977)
ЦЕЛИ ПОМОЩИ (по Скалли и Хопсону, 1979)
Самоусиление других (помощь другим в их усилении себя).
• Развитие осознавания (себя, других людей, окружающегомира).
• Формулирование собственных целей.
• Формирование ценностей.
• Развитие навыков.
• Поиск и получение информации (о себе, о других людях,о мире). Личностное развитие помогающего
• Развитие способности, уровня и диапазона навыков самоосознания.
• Мониторинг собственного самочувствия и развития.
• Использование своих умений и навыков для помощи другим в их развитии.
• Оказание и получение поддержки.
• Взаимодействие с индивидуумами и системами, приобретение опыта такого взаимодействия, изменение их и собственные изменения под их воздействием.
Создание здоровых микро- и макросистем
изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.
Модель М. Скалли и Б. Хопсона была выработана в ходе обучения консультированию более чем 3000 человек. Авторы придерживаются также явно выраженной клиент-центрированной ориентации и являются противниками узкого профессионализма (и даже лицензирования) в консультировании. Они считают, что существуют три основные цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие самого помощника и создание здоровых микро- и макросистемы для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель ~ личностное развитие помощника, так как видят здесь залог эффективности консультирования. Они не одиноки в этом мнении: ряд других авторов также подчеркивают, что помощник может помочь в той степени, обучить тому уровню осознавания себя и тем навыкам, которыми владеет он сам. Помощникам необходимо осознавать и прояснять для себя свои собственные социальные, экономические, политические, нравственные и культурные ценности и быть способными идентифицировать и отделять их от ценностей своих клиентов. Дело в том, что помощники, так же как и другие люди, видят в окружающих отражение своих собственных черт. — считают М. Скалли и Б. Хопсон, — поэтому для видения другого и понимания его необходимо видеть границу между образом себя и образом другого человека. Это обеспечивает более высокую вероятность адекватной направленности и в конечном итоге эффективности оказываемой помощи. Но для того, чтобы быть в этом уверенным, помощнику необходимо постоянно осознавать динамику своего собственного личностного развития. Самоосознавание, которое служит принципиально важным профессиональным качеством помощника, является не результатом (психотерапии, самоанализа и пр.) или стадией, которых нужно достичь, а процессом, который происходить в течение всей жизни человека. Осознавая этот постоянный процесс собственных изменений, мы таким образом обеспечиваем и некоторый контроль над направлениями пашей работы с людьми. Кроме того, самоосознавание помощника позволяет ему яснее увидеть те свои навыки, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Чем больше диапазон различных навыков, которыми владеет помощник, тем большему числу различных людей он сможет помочь.
Помощники обучаются и развиваются не только в процессе профессиональной подготовки, но и в процессе работы, если они умеют отражать собственный профессиональный опыт. Когда мы взаимодействуем с другими, мы, в свою очередь, подвергаемся воздействию их стороны и изменяемся в конце взаимодействия по сравнению с тем, какими мы были вначале. Те люди, группы, сообщества и системы, с которыми мы взаимодействуем в процессе помощи, меняются (как бы ни были незначительны эти изменения), но эти изменения носят взаимный характер. Иногда этот опыт становится бесценным для самого помощника, что не уменьшает важность того факта, что помощнику всегда должна быть предоставлена возможность поддержки (со стороны коллег, супервизора), которой он может при необходимости воспользоваться. Он также должен развить в себе навык заботиться о себе и уметь отказывать в помощи, если он видит в этом угрозу собственному состоянию. Все это объясняет тот контекст, в котором ряд теоретиков говорят о личностном развитии помощника как о главной цели помощи.
Специальный интерес — особенно для нашего бурно развивающегося общества — представляет понимание сущностиздоровых систем. Эти системы обладают рядом следующих качеств:
· существуют для того, чтобы служить развитию индивидуумов;
· ценят и поддерживают те виды поведения, которые несут в себе уважение, подлинность и эмпатию;
· поощряют своих членов к сотрудничеству, к тому, чтобы разделять общие цели;
· открыты для внутренних и внешних стимулов к изменениям;
· время от времени переоценивают свои цели, методы и эффективность;
· скорее динамические, чем статические в своем функционировании;
· оказывают и получают поддержку от своих членов;
· признают важным и приветствуют проявления потенциала членов системы и полагаются на этот потенциал;
· используют скорее стратегии разрешения проблем, нежели такие стратегии, как, например, поиск виновных;
· используют те методы, которые совпадают с преследуемыми целями;
· приветствуют ситуации, когда члены объединяют свои потенциалы и усилия, разделяют друг с другом общие цели и каждый член движется своим собственным путем к общим целям;
· проявляют заинтересованность в обратной связи от членов, периодически оценивают свое функционирование и реагируют на результаты оценки;
· обеспечивают членам доступ к тем звеньям системы, от которых зависит существование членов;
· имеют эффективные и чувствительные линии коммуникаций внутри и вне системы;
· открыто исследуют возможные различия во мнениях и используют стратегии ведения переговоров, поиска компромиссных решений и заключений контрактов для достижения максимально возможного позитивного результата;
· всегда открыты для альтернативных идей и решений.
Приведенные характеристики здоровых функционирующих систем могут применяться для анализа и оценки систем любого рода и уровня: от семьи до государственной системы. В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможныхисходов, или результатов:
• улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
• изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
• способность принять решение; *
• способность осуществить принятое решение;
• подтверждение своих мыслей, чувств, решении;
• получение поддержки;
• приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
• поиск и изучение альтернатив;
• получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
• развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
• получение информации;
• реагирование на действия других людей и ситуацию.
Каждая из пяти целей, приведенных в части «самоусиление других», взаимосвязана с другими четырьмя, хотя каждая оперирует различными сторонами психической жизни субъекта.Осознавание помогает субъекту сохранять субъективно активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Наличие целей позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения. Ценности (они, на наш взгляд, являются ядром любых личностных изменений) определяют то. ради чего субъект осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценностей ведет к фиктивному, иллюзорному, а возможно, и к патологическому развитию личности. Ценность — это убеждение, которое было свободно выбрано из ряда альтернатив после взвешивания последствий каждой альтернативы; человек оберегает, поддерживает ее и делится ею с общественностью; поведение человека строится в соответствии с его ценностью и носит последовательный и настойчивый характер. Человек, который строит свое поведение на основе ценностей, признает ценность себя и других, работает но благо здоровых систем, его деятельность носит проактивный (рroасtivе — направленный скорее на будущее, чем на прошлое) характер, он помогает другим людям увеличивать и использовать их потенциал. Информация представляет собой материал, который субъект может использовать для осознавания себя и окружающего мира, а также для формирования собственных целей. Информация равноценна силе. Действительно, организации, сообщества и отдельные люди очень часто строят свою деятельность и безопасность па основе объема информации и ее источников, находящихся в их распоряжении. При этом нужно понимать, что информация - это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания получать и как их использовать. Эти действия, равно как и другие: осознавание, формирование целей и ценностей, требуют формирования навыков. Только навыки позволяют реализовать паши ценности в поведении (мы можем верить, что мы сами ответственны за наше достоинство, но нам необходимо уметь достигать того, что мы считаем достойной ситуацией).
Для многих людей образование является ценностью, но даже для успешного обучения в школе ученик должен уметь планировать свои цели и действия, организовывать время, читать и писать (как мы знаем, даже взрослые обладают этими навыками в различной степени), получать знания самостоятельно, принимать решения, работать в группе и др. Это особенно важно помнить помощнику в процессе консультирования, предоставления информации, рекомендаций и советов: формирование навыков требует времени, терпения, поддержки и усилий, «даже» если речь идет об умении и навыке родителей, например, самим играть с ребенком (а не просто покупать ему игрушки или отправлять в деревню к бабушке, «где ему будет хорошо»). Навыки (точнее, работа по их вырабатыванию) являются нашей платой за желаемые изменения. Хопсоп и Скалли предложили следующий перечень жизненных навыков и умений (life skills), которые являются нашими «издержками» во имя развития и процветания.
Я и ТЫ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с тобой):
• эффективно общаться;
• завязывать, поддерживать и завершать отношения;
• оказывать и получать поддержку;
• действовать в ситуациях конфликта;
• давать и получать обратную связь.
Я и ДРУГИЕ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с другими):
• быть настойчивым;
• оказывать влияние на людей и системы;
• работать в группах;
• конструктивно выражать свои чувства;
• развивать силу и потенциал других людей.
Я (навыки, которые мне нужны, чтобы действовать и расти):
• читать, писать и считать;
• находить информацию и ее источники;
• конструктивно думать о проблеме и конструктивно разрешать ее;
• знать, использовать и развивать свой творческий потенциал;
• эффективно организовывать свое время;
• делать большую часть необходимого здесь и сейчас, в настоящем;
• исследовать свои собственные интересы;
• исследовать свои ценности и убеждения;
• ставить цели и достигать их;
• обустраивать, оборудовать свою жизнь;
• критически переоценивать свою жизнь;
• находить причины, которые заставляют меня делать то, что я делаю;
• быть позитивным относительно самогосебя;
• справляться с жизненными переменами, уметь адаптироваться к ним;
• принимать конструктивные решения;
• быть п реактивным;
• проживать свои негативные эмоции;
• иметь дело со стрессовыми ситуациями;
• достигать и поддерживать хорошее физическое самочувствие;
• управлять своей сексуальностью (получать удовлетворение, но не зависеть от нее).
Я и ОТДЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
Образование:
• находить возможности и пути для обучения;
• выбирать, что изучать;
• учиться.
Работа:
• находить возможности работать;
• сохранять работу;
• менять работу;
• выживать в ситуации возможной безработицы;
• находить баланс между активной вовлеченностью в работу и остальными сферами жизни;
• уйти на пенсию и находить удовольствие в пребывании пенсионером.
Дом:
• выбиратьстиль жизни;
• поддерживать и сохранять дом;
• жить с другими людьми.
Досуг:
• выбирать между различными вариантами проведения досуга;
• увеличивать, расширять свои возможности проводить досуг;
• при необходимости использовать свой досуг для приработков.
Сообщество:
• быть умелым, цивилизованным членом сообщества (например, не разрушать структуру сообщества и его систему потребления);
• развивать и использовать свое политическое сознание и самосознание;
• при необходимости пользоваться общественными структурами.
Что касается навыков собственно консультирования, то одни авторы подчеркивают важность профессионализации этой области, поскольку считают утопической (и в ряде случаев вредоносной) концепцию возможности существования консультирования, свободного от какой бы то ни было системы ценностей, будь это личностные, гражданские, философские, политические или иные ценности. Другие авторы (например, Р. Нельсон-Джоунс, Л. Бреммер, чью точку зрения мы разделяем) подчеркивают важность осознания консультантом той психологической парадигмы, в которой он осуществляет помощь: не важно, какая теория, но она должна быть. Вызывает опасения, особенно в условиях нашего общества с сто стихийно складывающейся практикой оказания психологической помощи, одна из любопытных «крайне левых» позиций, заключающаяся в том, что профессионализация и лицензирование в области консультирования видятся потенциально вредными для общества. Приводится несколько аргументов в пользу этой точки зрения. Прежде всего профессионализация консультирования, как считается» подразумевает, что существует особый, специфический род взаимоотношений между оказывающим и принимающим помощь. Противники же лицензирования как раз и подчеркивают, что консультирование является просто одной из общечеловеческих форм отношений между людьми, формой, к которой общество должно стремиться в своем развитии. Кроме того, в лицензировании профессиональных консультантов они видят антидемократическую и противоречащую принципам гуманистической психологии тенденцию «навешивания ярлыков»: одни могут и имеют право оказывать помощь, другие — нет. (Безусловно, негативные последствия постановки диагноза или «навешивания ярлыка» хорошо известны в психологии: человек начинает ему соответствовать.) Поэтому они считают, что консультирование не сводится только к профессиональному практикованию, что оно может быть в широком смысле образом жизни. Ряд консультантов по этим причинам принципиально не признают термин «психотерапия», поскольку, по их мнению, использование этого термина разделяет общество на тех, кто психически нездоров и нуждается в помощи, и тех, кто ее оказывает.