Тема 2. Личность и организация

Структура личности

Крупнейшей заслугой исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Современные подходы в управлении все более базируются на признании приоритета личности перед производством, прибылью, материальными интересами предприятия (фирмы, учреждения). Для успешного руководства менеджер должен многое знать о людях в коллективе, в котором он работает.

Слово «личность» (от лат. persona) первоначально означало маску, которую надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, социальный образ, который индивид принимает, когда играет определенные жизненные роли8. В настоящее время понятие «личность» наполнено более глубоким содержанием.

Личность – это целостная система, объединяющая в себе множество психосоциальных качеств, характеризующих конкретного человека (индивидуума). Главнейший признак личности – целостность. Она проявляется в устойчивой предрасположенности одинаково воспринимать и последовательно реагировать на меняющиеся ситуации, стимулирующие воздействия, ценности, мотивы, защиты, разные характеры и индивидуальные манеры поведения других.

Формирование и поведение личности определяются общими объективными причинами – детерминантами. Они несут в себе определенную информацию о поведенческих качествах той или иной личности. Другую информацию можно получить, непосредственно наблюдая поведение личности и изучая мнение других людей об особенностях ее поведения. Так определяются поведенческие черты личности.

Субъективная информация о поведении не всегда точна и надежна, поэтому часто используется сложное тестирование. В итоге выявляются скрытые от непосредственного наблюдения существенные свойства личности – характеристики, которые могут быть положены в основу типологий личности (например, экстравертивность, интровертивность, самооценка, авторитарность и др.).

Наследственность. Она имеет отношение к физическому и умственному здоровью, влияет на телесную конституцию и рефлексы, определяет физиономическую привлекательность, сексуальность, темперамент, стать, энергетику. Наследуемые качества являются слабым основанием для того, чтобы делать прогнозы относительно поведения. Однако знание их позволяет личности развиваться и совершенствоваться в нужном направлении.

Окружение. За счет окружения происходит социализация личности. Окружение включает в себя особенности воспитания, нормы поведения, принятые в семье, приобретенные в компании друзей, в различных социальных группах. Существенный вклад в социализацию личности вносит общая культура социальной среды. Под влиянием среды формируются ценности, усваиваются социальные нормы.

Ситуация. Поведение зависит от ситуации постольку, поскольку она выступает по отношению к личности как ограничивающий или освобождающий фактор. Иными словами, ситуация по отношению к поведению играет роль положительного или отрицательного стимула.

Качества личности, определяемые детерминантами или другими внешними признаками, дают определенное представление о возможностях поведения. Руководитель, учитывающий личностные качества подчиненного, может найти индивидуальный подход к каждому работнику, а значит, привести в действие внутренние резервы активизации его деятельности.

Условно можно говорить, о внутренней социально-психологической структуре личности и о ее внешней структуре как принадлежности к социальным группам.

^ Внутренняя структура личности включает ряд подструктур:
1) сложившаяся в сознании личности психологическая среда: система потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений, мировоззрение. Потребность можно определить как нужду человека в чем-либо, побуждающую его к необходимости действия для реализации этой потребности. Потребность всегда связана с деятельностью и определяет активность личности. Осознанная личностью потребность становится ее интересом, преломляется в цели, желания, стремления к чему-либо, притязания на какой-то предмет потребности. В психологическом механизме поведения личности важную роль играют ценностные ориентации, т.е. относительно устойчивые социально обусловленные отношения личности к материальным и духовным благам, которые являются для нее целью или средством удовлетворения своих потребностей. Ценностные ориентации – это идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней. Существенную роль в мотивации поступков людей играют их притязания и ожидаемость их удовлетворения. Удовлетворение притязаний повышает настроение и трудовую активность людей, создает атмосферу оптимизма.


2) психические свойства: характер, интеллект, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т.д. Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношении к людям и окружающей действительности, в частности к труду, своим обязанностям и долгу. Трудолюбие человека, добросовестность, аккуратность, старательность характеризуют отношение человека к общественному долгу, труду; им противостоят пассивность, лень, небрежность и др. Среди многих качеств личности, составляющих ее индивидуальность, существенное значение имеют качества интеллекта – любознательность, глубина ума, гибкость и подвижность ума, логичность. Воля представляет собой регулирующую сторону сознания, выраженную в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Эмоциями называют реакцию человека на явления, события, людей. Проявляются они в форме переживаний. Мышление реализуется через процессы анализа, синтеза и обобщения. Память может быть зрительной, слуховой, двигательной и смешанной. Воображение позволяет человеку предвидеть будущее, представлять перспективы развития, способствует увлеченности, придает труду творческий характер.


3) психологические свойства, возможности реализации (способности) личности: опыт, навыки, умения. Условиями осуществления того или иного вида деятельности являются способности человека, определяемые природными данными, а также опытом, навыками, умениями. Способности можно развить в процессе обучения и воспитания, активной общественной деятельности. От руководителя во многом зависит умелое использование способностей человека: если поручить ему ту работу, к которой он более расположен, которая больше соответствует его способностям, то можно ожидать и лучшего результата работы, и лучшего взаимопонимания с работником.


4) физиологические, наследственные качества: темперамент и пр. Темперамент обусловливает характер протекания эмоций и мышления, волевого действия личности. В зависимости от темперамента, который дан человеку от природы, различают холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Холерики отличаются повышенной возбудимостью, резкостью и прямолинейностью в отношениях с людьми. В то же время холерики – энергичные, деятельные люди, хотя для них характерна цикличность в труде. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям. Сангвиники – надежные работники, особенно в тех трудовых процессах, которые требуют активности, находчивости, где четко просматривается конечный результат. Флегматики – это спокойные, уравновешенные люди, умеющие сдерживать свои порывы, строго следующие выработанному распорядку в жизни, системы в работе. Они положительно относятся к тем видам трудовой деятельности, которые требуют ровной затраты сил, методичности, длительного поддержания устойчивой работоспособности. Представители меланхоличного темперамента малоактивны, но обладают повышенной эмоциональной чувствительностью. Трудовая активность, требующая длительного, устойчивого напряжения, вызывает у них заторможенность и даже развитие запредельного торможения. Они отрицательно относятся к смене обстановки, но в привычных условиях работают достаточно продуктивно.

Люди с ярко выраженным определенным типом темперамента встречаются редко, тем не менее, каждый человек тяготеет к тому или иному типу темперамента.

Внешняя социальная структура личности характеризуется принадлежностью к различным социальным группам. Люди могут входить в различные группы, отличающиеся своей психологией поведения – партийные, национальные, территориальные, религиозные, различные формальные и неформальные объединения. Важно, чтобы руководитель учитывал в своей деятельности особенности психологии и поведения каждого подчиненного.

Наши рекомендации