Предыстория психодиагностики 4 страница

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru вывались раз в 12 лет, осуществлялись и промежуточные исследования с помо­щью почты. Последнее тестирование, проведенное через 35 лет после первого, позволило получить данные на 98 % от исходного количества обследуемых. Из этой грандиозной работы был сделан вывод о том, что одаренность ребенка (а за­тем и взрослого, достигающего социальных высот) напрямую связана с высоким социоэкономическим статусом семьи.

Несмотря на всеобщее увлечение тестами интеллекта, одновременно создава­лись и развивались методикидля диагностики некогнитивной сферы личности (тесты личности).Идеи Гальтона о свободных ассоциациях не были забыты. С по­мощью ассоциативного эксперимента Евгений Блейлер и Карл Юнг пытались определить так называемые комплексы личности (неосознанно взаимосвязанные идеи, способные вызвать сильные чувства) и диагностировать психические болез­ни. Однако эта методика оказалась малопродуктивной для клинической диагно­стики и, как было установлено немного позднее, должна быть использована в ком­плексе с другими методиками.

Личностный опросник Роберта Сессиона Вудвортса(1917), был первым опросником, разработанным для выявления и измерения анормального поведения (по мнению некоторых психологов, первый опросник был разработан голландца­ми Г. Хеймансом и Е. Вирсмой, которые в 1909 г. использовали стандартизирован­ный опрос для получения сведений о сочетаниях разных черт личности1). «Лич­ный листок данных» Вудвортса стал предшественником нескольких подобных опросников. Была разработана сокращенная версия — Вудвортс—Кади с 85 во­просами вместо 116. Предлагался также вариант этого опросника для обследова­ния детей от 12 лет и старше. Опросник Д. Лэйрда содержал 75 вопросов, пред­назначался для студентов колледжа и претендовал на диагностику следующих типов: шизоидного, неврастеноидного (ипохондрия и усталость), истероидного

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru 1 Голландским врачам был разослан опросник, содержащий 90 вопросов, с просьбой дать по этим вопросам информацию о членах пользуемых ими семей. Происходило это в 1905 г. Данный опрос­ник может быть назван личностным с определенными оговорками, поскольку собственных ответов испытуемых не было.

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru Эдвард Келлог Стронг-младший

Родился в 1884 г. в Сиракузах (штат Нью-Йорк). Степень бакалавра по биологии получил в Калифорнийском университете (1906 г.). Там же, спустя три года защищает магистер­скую диссертацию. Доктор психологии (Колумбийский университет, 1911). Позднее ра­ботает в качестве профессора психологии и образования в колледже Георга в Нешвиле. В армии с 1917 г. Занимается вопросами отбора и обучения военного персонала. После окончания войны работает профессором в Институте Карнеги, возглавляет департамент профессионального обучения (1919). Руководитель Бюро по образовательным исследо­ваниям (1921). Его исследованиями этого периода закладывается фундамент американ­ской прикладной психологии. Позднее Стронг занимает место профессора психологии школы бизнеса при Стэнфордском университете (1927). Его имя стало синонимом с раз­работанным им бланком профессиональных интересов (1927). Уходит в отставку в 1943 г., но не прекращает работы, совершенствуя свою методику измерения профессиональных интересов. Свидетельством тому является вышедшая в 1955 г. книга, посвященная про­фессиональным интересам молодежи. Умер в 1963 г.

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru (конвульсии и амнезия) и психастеноидного (навязчивые идеи и страх). Был так­же создан «Опросник умственной гигиены» Вудвортс—Хаус.

В 1924 г. Л. Марстон пополняет перечень опросников своим, предназначенным для диагностики интроверсии—экстраверсии (20 вопросов, по которым дети, на­чиная с двухлетнего возраста, могли быть соответствующим образом охарактери­зованы в зависимости от ответов, данных их родителями).

Братья Флойд и Гордон Олпорт предложили проводить рейтинг черт личнос­ти и представлять полученные результаты в виде профиля (1921-1922). Они зна­ли о том, что Торндайк установил (1920) существование halo effect («эффект ним­ба»), присущего рейтинговым оценкам (тенденция к выставлению только высо­ких или низких баллов по всем шкалам). Тем не менее Гордон Олпорт полагал (1921), что следует использовать рейтинговые шкалы ввиду отсутствия иных объективных методов оценки личности.

Фолкер предлагает для оценки личности тест (1921), состоящий из списка слов (Х-0 тест). Обследуемый должен был вычеркнуть слова в соответствии со сле­дующими инструкциями: слова, которые имеют неприятное значение; наиболее явно ассоциируются с предложенным ключевым словом; относятся к предметам беспокойства обследуемого; обозначают негативные моральные качества. Одна­ко оказалось, что этот тест имеет низкую надежность и достоверность. Более того, никто не знал, как толковать полученные результаты.

Тесты Довней для диагностики «воли-темперамента» появились в 1919 г. и послужили стимулом для многочисленных исследований. Джуна Довней (1875-1932) пыталась измерить импульсивность, волеизъявление, решительность, на­стойчивость, внимательность к деталям и соответственно антиподы этих качеств. Она пыталась выполнить все это, определяя время, которое затрачивает ребенок на написание фразы «Соединенные Штаты Америки» с нормальной скоростью, затем — как можно быстрее, затем — почерком, который как можно больше отли­чается от обычного почерка, и, наконец, как можно медленнее, но не переставая двигать карандаша. Было еще восемь других задач, большинство из которых были построены на выполнении письменных заданий. Оказалось, что тесты «воли—тем­перамента» Довней дифференцировали группы правонарушителей и законопо-

     
    Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru
 
  Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru Герман Роршах

Родился в 1884 г. в Цюрихе. Выбрав своей специальностью меди­цину, он обучается в университетах Нейбурга, Цюриха, Берлина и Берна. С первых лет обучения его внимание привлекает психи­атрия, которую он изучает под руководством знаменитого Блей-лера, а в 1912 г. получает ученую степень за исследование, посвя­щенное галлюцинациям. Роршах работал в ряде психиатрических клиник Швейцарии, а в 1913 г. судьба приводит его в Россию, где он работает психотерапевтом в одной из частных подмосковных клиник. Многое в короткой жизни Роршаха связано с Россией, и это не случайно, поскольку его спутницей жизни еще в 1910 г. становится россиянка Ольга. На формирование научных взгля­дов Роршаха большое влияние оказывали идеи Фрейда и Юнга. Помимо увлечения психоанализом Роршах проводил неврологические исследования. На протяжении всей своей научной жизни он проявлял большой интерес к проблемам рели­гии, публикуя исследования по швейцарским религиозным сектам. Первые опыты по изучению особенностей восприятия, в которых он использует аморфные изображения, пятна, относятся к 1911 г., однако они вскоре прерываются, вплоть до 1917. Вернувшись к исследованию восприятия случайных форм, Роршах менее чем через два года завер­шает подготовку книги, принесшей ему мировую известность — «Психодиагностика», ко­торую с большим трудом удается издать только в 1921 г. Как это часто бывает, понима­ние и признание пришли к Роршаху уже после смерти. Умер он в 1922 г. от перитонита. С безвременной кончиной Германа Роршаха, по словам Блейлера, «умерла надежда це­лого поколения швейцарских психиатров».

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru слушных, а также индейцев и белых, но имели весьма спорную ценность для по­нимания личности.

В 1929 г. выходит в свет известная монография Л. Терстоуна и Е. Чейва «Из­мерение аттитюдов». Она знаменует появление нового типа опросников — опрос­ников аттитюдов (установок). Достаточно быстро опросники установок становят­ся популярными для измерения широкого круга аттитюдов.

Хартшорн и Мэй в 1920-е гг. пытались использовать ситуации реальной жизни для изучения обмана, внушаемости и настойчивости у детей школьного возраста (создавались ситуации, в которых дети могли быть нечестными). Определенная ра­бота велась в области графологии.Однако психологи, особенно в Соединенных Штатах, не воспринимали всерьез анализ почерка как средство оценки личности.

В период с первой половины и до конца 1920-х гг. заметно возрастает внима­ние исследователей к измерению разного рода способностей и интересов. В 1921 г. Стенкюст издал свой «тест способности учащихся к обучению механике»; в 1922 г. Фрайд представил Бланк интереса к учению. В 1927 г. Эдвард Келлог Стронг-младшийразработал бланк профессиональных интересов (Strong Vocational Inte­rest Blank). Эта новаторская методика быстро приобретает популярность, ее ис­пользуют во многих отраслях психологии. Опросник состоял из 420 заданий, шка­лы были направлены на выявление интереса к 34 профессиям.

Широкую известность приобрели тесты Сишора на способность к обучению музыке. Результаты тестирования способностей к обучению были обобщены в известной работе Стэнли Нолла Attitude Testing (1928).

Отдельного упоминания заслуживает вышедшая в свет в 1921 г. книга швей­царского психиатра и психолога Германа Роршаха«Психодиагностика». В этой

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru 1.3. Психодиагностика в XX в. 37

Трумэн Ли Келли

Родился в 1884 г. Степень бакалавра по математике (1909) и ма­гистра психологии (1911) получил в Иллинойском университете. Изучал психологию в Колумбийском университете под руковод­ством Торндайка и Вудвортса, завершил докторскую диссер­тацию по измерениям в образовании в 1914 г. Ассистент-про­фессор, профессор образования и психологии Стэнфордского университета (1920-1931). Совместно с Терменом принимает участие в разработке образовательных тестов. В 1924 г. издает книгу «Статистические методы», позднее выходит в свет моно­графия «Интерпретация измерений в образовании» (1927), в ко­торой одним из первых разрабатывает математические методы Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru для определения валидности и надежности психологических те­стов. В известной книге «Перекрестки человеческого разума» (1928) показывает, как может быть развито учение Спирмена о генеральном факторе, и указывает на существо­вание других факторов интеллекта. С 1931 г. работаете Гарвардском университете про­фессором образования и уходит в отставку в 1950 г. Умер в 1961 г.

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru книге автор предлагал новый тест, основанный, как он писал, на перцепции. Тест содержал 10 таблиц с симметричными черно-белыми и цветными чернильными пятнами, глядя на которые нужно было сказать о том, что это может быть, на что это похоже. Пройдет сравнительно немного времени — и термин «психодиагно­стика» станет на какое-то время синонимом клинической психологии, а сам тест — одной из наиболее популярных методик исследования личности.

Продолжается начатое в исследованиях Ч. Спирмена (см. выше) развитие фак­торного анализа (как известно, сам Спирмен допускал существование между фак­тором генеральным и факторами специфическими как бы факторов промежуточ­ных, свойственных схожим видам деятельности; эти факторы получили название групповых). Одновременно закладываются основы мультифакторной теории ин­теллекта,чему в немалой степени способствовали исследования Трумэна Келли,обобщенные в его работе «Перекрестки человеческого разума» (1928). Это направ­ление исследований позднее будет продолжено Л. Терстоуном (см. о нем ниже).

Кризис

В первые два десятилетия XX в. тесты, завоевав всеобщее признание в решении практических задач, в то же время существовали как бы в стороне от официаль­ной психологической науки. Для традиционной психологии тех лет тесты были инородным явлением, возможности измерения в психологии подвергались сомне­нию. Психологическое тестирование оставалось прерогативой прикладных на­правлений исследований. В психологии это направление известно как психотех­ника,в педагогике — педология. Психотехника стремилась удовлетворить те по­требности в измерении индивидуальных различий, которые испытывали промышленность, армия, а педология пыталась сделать это в образовании (ска­занное, конечно, не означает, что психотехника и педология были нацелены ис­ключительно на измерение индивидуальных различий).

К концу 1920-х гг. существовало около 1300 тестов, с помощью которых в те­чение года получали примерно 30 миллионов показателей (Г. Галликсен, 1949). Казалось, сложилась весьма благоприятная ситуация, способствующая дальней-

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru шему победоносному шествию психологического тестирования, его проникно­вению буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности. Однако в пси­хологической науке тех лет возникает кризис, причина которого, по мнению Л. С. Выготского (1982, т. 1), заключается в развитии прикладной психологии, приведшем к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики, что неизбежно вело к «разрыву» психологии на две науки.

Этот кризис не мог не коснуться и психологического тестирования, прошед­шего через «крупный, но преждевременный подъем»1.

Тестология, воодушевленная победами в области измерения человеческого поведения и стремящаяся количественно определить все и вся в психологии, оторвавшись от неудовлетворявшей ее академической науки, не смогла создать собственной теории. Своеобразие кризиса в тестировании связано как с законо­мерно углубляющейся специализацией тестов, так и с тем, что тесты предлагали ограниченное, фрагментарное знание о личности. Первоначальное предположе­ние о том, что использование нескольких тестов спасет положение и позволит до­статочно полно, целостно охарактеризовать личность, не оправдалось, впрочем, как и ожидание появления некоего универсального теста. Все возрастающие за­просы практики оказались неудовлетворенными. А. Анастази следующим образом характеризует ситуацию, сложившуюся в результате широчайшего распростране­ния тестов в образовании, армии, промышленности: «Применение групповых те­стов интеллекта значительно обогнало их методические возможности. В погоне за показателями и практическими результатами частенько забывалось, что тесты оставались достаточно грубым инструментом. Когда же тесты не оправдывали необоснованных ожиданий, то часто это приводило к скептицизму и враждебно­му отношению ко всякому тестированию. Таким образом, тестовый бум 1920-х гг., приведший к неразборчивому применению тестов, не только задержал, но и спо­собствовал прогрессу психологического тестирования» (Анастази, 1982, с. 25).

Хотя у А. Анастази речь идет о групповом тестировании интеллекта, тестовый бум, разумеется, не был связан исключительно с измерением способностей. Из нашего обзора исследований 1920-х гг. хорошо видно, что с помощью тестов пы­тались измерять едва ли не все известные проявления индивидуальности.

Р. Хейс приводит убедительные примеры беспомощности специализирован­ных тестов в решении практических задач того времени. Так, в армейской пси­хологии, после трехдневного обследования пригодности испытуемого к выпол­нению обязанностей офицера, исследователь-психолог оказывался совершенно безоружным перед множеством частных (единичных) результатов. При этом он, естественно, не располагал никакими методическими указаниями по обобщению полученных частных данных (для этого понадобилась бы теория!). Критический оборот принимала ситуация, когда получали противоречащие друг другу резуль­таты: «...исследование становилось неконтролируемым, методически необосно­ванным»2. Р. Хейс пишет о возможности возникновения подобных ситуаций и

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru 1 Heifl R. Psychologische Diagnostik: Einfuhrung und Uberblick // Handbuch der Psychologie. — Bd.6. —
Gottingen, 1966.

2 Ibid.

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru сегодня. К сказанному можно лишь добавить, что эта возможность нередко стано­вится реальностью.

Преодоление тестологического кризиса связано, во-первых, с разработкой тео­ретических проблем индивидуальных различий (формирование или углубление представлений о психологической природы изучаемых явлений, их механизмах, причинах дифференциации), во-вторых, с определением места и значения изме­рения вовне физической области человеческого поведения.

1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930-го по 1939 гг.

В 1930-е гг. появилось много новых тестов. Большинство из них были разработаны в Соединенных Штатах. Так, в 1936 г. по числу посвященных им публикаций ли­дировали следующие пять тестов: Стэнфорд-Бине — 141, тест Роршаха — 68 пуб­ликаций. Последующие места заняли Личностный опросник Бернрейтера (Вет-reuter Personality Inventory), Измерители музыкального таланта Сишора (Seashore Measures of Musical Talent) и Бланк профессиональных интересов Стронга (Strong Vocational Interest Blank).

Две хорошо разработанные невербальные шкалы появились в начале десяти­летия. В 1930 г. Грэйс Артур опубликовала шкалу, предназначенную для обсле­дования детей в возрасте от 6 до 16 лет и составленную из уже известных тестов, таких, например, как лабиринты Портеуса (Arthur Point Scale of Performance Tests) и кубики Коса. Эта шкала изначально планировалась как значимо коррелирую­щая со шкалой Стэнфорд-Бине, однако желаемая корреляция обнаруживалась только при обследовании 12-летних. Этель Корнелл и В. Коксом (Cornell—Сохе Performance Ability Scale) была предложена другая невербальная шкала, сконстру­ированная таким образом, чтобы иметь незначительную корреляцию со шкалой Стэнфорд-Бине. Эти две шкалы были спроектированы для различных целей: пер­вая — как невербальная версия Бине, вторая — как дополнение к ней.

Наиболее популярная шкала Стэнфорд-Бине вышла в новой редакции в 1937 г. Были предоставлены тесты для возрастных уровней от 2 лет до старшего взросло­го возраста, включая задания для тех возрастов, которые отсутствовали в редак­ции 1916 г.: 11 и 13 лет. Тогда же были созданы две эквивалентные формы шкалы, L и М (от первых букв имен авторов: Льюис Термен и Мауд Мерилл). Эта версия шкалы стандартизировалась примерно на 3000 рожденных в Америке детей белой расы в возрасте от полутора до 18 лет, при этом авторы пытались контролировать такие факторы, как география проживания и социоэкономический статус обсле­дованных.

Критика версии шкалы 1937 г. была аналогичной критике шкалы, опублико­ванной в 1916 г.: много вербальных заданий; сомнительная ценность для оценки взрослых, не всегда корректный подбор заданий и др. Тем не менее все были со­гласны с тем, что эта версия была намного совершеннее своей предшественницы. Шкала была принята большинством психологов.

Кроме М. Меррила в работе над версией шкалы Стэнфорд-Бине 1937 г. при­нимал участие и известный американский психолог Кьюин Мак-Нимар,позднее опубликовавший вместе с Терменом новую шкалу — Тест умственных способно­стей Термена—Мак-Нимара.

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru Кьюин Мак-Нимар

Родился в 1900 г. Получил образование в униатском учительском колледже в Пенсильва­нии, закончив его в 1925 г. После двух лет преподавания математики вЧарльстауне (За­падная Виржиния) обучается психологии в Стэндфордском университете. Его внимание привлекают статистические методы, используемые психологами. После завершения уче­бы в 1930 г. начинает преподавательскую деятельность. Докторскую степень получает в 1932 г. Во время Второй мировой войны в занимается статистическими и психологиче­скими исследованиями в армии. Первое издание его «Психологической статистики», по которой будут учиться несколько поколений американских студентов, состоялось в 1949 г. Долгие годы был профессором психологии, статистики и образования Стэнфордско-го университета, также профессором психологии и образования университета Техаса. В 1963-1964 — президент Американской психологической ассоциации. Помимо статис­тики, где он вес большой вклад в развитие факторного анализа, занимался проблемами психологии интеллекта, считая его наследственно детерминированным. В возрасте 65 лет уходит в отставку. Умер в 1986 г.

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru В 1938 г. в Великобритании появляется тест, который, с известными измене­ниями, и по нынешний день весьма широко используется психологами всего ми­ра. Этот тест — прогрессивные матрицы Равена,был разработан Л. Пенросем и Дж. Равеном для измерения общего интеллекта и, как предполагалось, сводил к минимуму влияние культуры и обучения на получаемые результаты. Будучи те­стом невербальным, он состоял из однородных заданий-композиций, для решения которых от обследуемого требовалось выбрать пропущенный сегмент, заверша­ющий последовательность предложенной композиции (в каждом задании суще­ствует некоторый логический принцип прогрессии, который необходимо устано­вить для успешного решения, но от задания к заданию это сделать все более слож­но). Тест основывался на теории генерального фактора Ч. Спирмена. Однако, прогрессивные матрицы Равена не стали высоко эффективными для предсказа­нии успешности обучения.

В начале 1930-х гг. внимание психологов привлекает тестБэбкока для диаг­ностики снижения интеллекта (Babcock's Deterioration Test). Тест включал вер­бальные задания из шкалы Стэнфорд-Бине для оценки уровня преболезненного состояния интеллекта больного, а затем предлагались 24 пробы для определения скорости реагирования и способности к учению. Эти показатели рассматривались как отражающие уровень имеющегося интеллектуального функционирования. Предполагалось, что разница между этими двумя оценками будет отражать уро­вень снижения интеллекта.

В то же время звучали предостережения, касающиеся использования подобных тестов в условиях клиники психических заболеваний. Дж. Хант (1936) указывал на то, что, во-первых, среди психологов существует тревожащая тенденция наив­но принимать психиатрические диагнозы как фактические. Тогда как в действи­тельности и классификационные схемы, и диагнозы должны истолковываться как вероятностные, особенно учитывая пристрастия, принадлежность к определенной научной школе, наконец предубеждения психиатров. Во-вторых, большинство психологов игнорировали мотивационную сферу пациента. Поэтому во многих исследованиях было фактически невозможно определить, почему пациент не ре­шил предложенную тестовую задачу: не мог решить или не был заинтересован в решении?

     
  Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru
 
  Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru

Давид Векслер

Родился в Румынии в 1896 г. В 6 лет вместе с родителями и ше­стью старшими братьями переехал в Нью-Йорк. Степень бака­лавра получил в городском колледже в 1916 г., а в 1917-м —ма­гистерскую степень в Колумбийском университете. Судьба сво­дит его с известным американским психологом Борингом, кото­рому он помогает в работе, связанной с проведением и обсчетом результатов, полученных с помощью армейского теста «Альфа». В годы Первой мировой войны Векслер в армии занимается об­следованием уровня интеллектуального развития военнослужа­щих, используя различные тесты, в том числе и появившуюся в то время стэнфордскую редакцию шкалы интеллекта Бине. В 1919 г., демобилизовавшись из армии, Векслер отправляется на два го­да в Европу, где получает возможность учиться статистике у Чарльза Спирмена и Карла Пирсона — блестящих исследователей интеллекта, создателей корреляционного и фак­торного анализа. После возвращения в Нью-Йорк работает психологом в консультации для детей (Бюро детского воспитания). В периоде 1927-го по 1932 г. занимается част­ной практикой, а с 1932 г. он — главный психолог психиатрической клиники Беллвью. В 1935 г. под руководством еще одного выдающегося американского психолога Р. Вуд-вортса защищает диссертацию, посвященную измерению эмоциональных реакций. Че­рез четыре года Векслер создает свой всемирно известный тест для измерения интел­лекта взрослых — шкалу интеллекта Векслера-Беллвью. Незадолго до своей смерти, последовавшей в мае 1981 г., Давид Векслер издает переработанный им вариант теста для измерения интеллекта взрослых.

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru Снижение интеллекта рассматривалось и Давидом Векслеромв созданной им шкале интеллекта Векслера-Беллвью (Wechsler-Bellevue, 1939).

Эта шкала состояла из 11 субтестов, предназначенных для оценки разных сто­рон интеллекта. С помощью первой группы субтестов, так называемых вербаль­ных, диагност получал представление об общей осведомленности обследуемого, его понятливости, умении решать простые арифметические задачи и устанавли­вать сходство между предметами и явлениями. Также требовалось повторять вслед за экспериментатором все возрастающие ряды цифр, расположенных в слу­чайном порядке, и дать максимально приближающееся к словарному истолкова­ние ряду слов, от простых до сложных понятий. В невербальных субтестах от ис­пытуемого требовали зашифровать (с помощью предложенных знаков) цифры, найти недостающие детали изображений, сложить из кубиков разнообразные фи­гуры, установить логическую последовательность событий, наконец составить из частей определенные фигуры. На основе успешности выполнения этих субтестов определялись три показателя по данному тесту: интеллект вербальный, интеллект невербальный (практический) и общий показатель интеллекта. Наиболее важным (и этапным для психодиагностики!) в конструировании теста Векслера было то, что он отвергал концепцию умственного возраста как непродуктивную. Значение IQ в 100 единиц использовалось им для обозначения среднего результата возраст­ной группы; таким образом, стало возможным рассчитывать таблицы для пре­образования полученных баллов (так называемых «сырых») в /Q-показатель с учетом возрастной группы испытуемого. В этом случае баллы, набранные конк­ретным лицом, сравниваются с баллами других лиц примерного того же возрас­та. Знаменитая штерновская формула IQ преобразуется и приобретает следую­щий вид:

     
    Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru
 
  Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru

Эдвард Ли Торндайк

Родился в 1874 г. в Вильямсбурге штата Массачусетс. Он был вторым сыном в аскетической семье методистского священника. Первую степень бакалавра получил в Уэслианском университете (1895), вторую — в Гарварде (1896); степени магистра (1897) и доктора (1898) — в Колумбийском университете. Преподавал пе­дагогику и генетическую психологию. Почетный доктор ряда уни­верситетов в США и за рубежом. Наибольшую известность ему принесли исследования в области научения животных, которое происходит, по его мнению, через установление связи между стимулом и реакцией. В течение многих лет был едва ли не самым известным психологом в мире. Вокруг его идей и работ постоян­но велись дискуссии, в которых он сам почти не принимал учас­тия. Внес существенный вклад в теорию и практику измерения интеллекта. Сравнитель­но рано ушел в отставку, умер в 1949 г.

Предыстория психодиагностики 4 страница - student2.ru достигнутый (реальный) показатель ожидаемый средний показатель для возрастной группы

Напомним, что в шкале Стэнфорд-Бине баллы, набранные взрослыми,оцени­ваются только по отношению к результатам, полученным детьми и подростками. В процессе разработки своей шкалы Векслер обнаружил, что результаты по неко­торым из субтестов начинают постепенно снижаться в возрасте между 15 и 22 го­дами, а после 35 лет этот процесс наиболее выражен. Некоторые психологи это восприняли как указание на то, что интеллект достигает максимального уровня развития к раннему взрослому возрасту, а затем начинает снижаться. Для других психологов эти данные служили всего лишь очередной иллюстрацией того, что интеллектуальное развитие варьируется в зависимости от отдельной способности и способов, с помощью которых она оценивается. Тем не менее обнаруженная Векслером зависимость от возраста успешности выполнения одних субтестов и независимость — других становится основой для оценки возрастного снижения интеллекта (оценка снижения базировалась на сравнении баллов по субтестам, ре­зультаты выполнения которых предположительно не изменялись с течением вре­мени, с теми, результаты по которым ухудшались с возрастом). Кульман в 1939 г. предлагает еще одну редакцию шкалы Бине, но она остается практически незаме­ченной на фоне популярности шкалы Стэнфордской версии и теста Векслера.

Наши рекомендации