Адаптация к школе и взаимоотношения с окружающими
Соберите данные по следующим разделам. Возможно, некоторые из этих сведений уже были вами получены в других разделах интервью.
Школа
Расспросите:
• в каком классе учится (или о последнем оконченном классе) и относительно текущих успехов в школе;
• оставался ли когда-нибудь на второй год;
• нуждался ли в специальной помощи (психолога, логопеда, дополнительных занятиях);
• средняя оценка успеваемости;
• уровень функционирования ребенка (ежедневный и по результатам стандартизованных тестов, если есть информация);
• жалобы со стороны преподавателей на поведение ребенка;
• исключение из школы, проблемы с милицией;
• симпатии и антипатии.
156
Отношения со сверстниками
Расспросите:
• о самых лучших друзьях;
• об отношениях со сверстниками в школе;
• об отношениях со сверстниками, живущими по соседству, в одном дворе;
• имеются ли общие со сверстниками дела и увлечения;
• проблемы (например, ребенка дразнят, он вступает в драки).
Отношения в семье
Задайте вопросы относительно:
• отношений между матерью и ребенком;
• отношений между отцом и ребенком;
• отношений между родителями;
• отношений между братьями и сестрами;
• отношений и поддержке со стороны семьи и родных;
• участия в прошлом и настоящем в государственных программах.
157
Прочие виды деятельности
Задайте вопросы:
• о любимых увлечениях (хобби);
• занятиях ребенка в свободное время;
• видах спорта;
• организациях, клубах и секциях, в которых состоит ребенок, и т. д.
5. Профессии родителей (будьте, пожалуйста, точны в указании профессий, например инженер-автомеханик, сборщик, продавец).
Отца:
Матери:
Образование родителей: | Матери | Отца |
Неполное среднее | ||
Среднее | ||
Среднее специальное | ||
Незаконченное высшее | ||
Высшее |
Опросники — «листы наблюдений»
Фамилия ребенка:
Имя ребенка:
Пол ребенка: М Ж Возраст ребенка:
Дата заполнения анкеты: «____» ______________________ г.
Дата рождения ребенка: «____» ______________________ г.
В каком классе учится ребенок: ________________________
158
Опросник Фрика (для заполнения взрослым)
Инструкция. Прочтите нижеследующие утверждения и примите решение о том, насколько хорошо каждое из утверждений описывает подростка. Для каждого утверждения отметьте свой ответ, обведя подходящую цифру (0, 1 или 2). Пожалуйста, постарайтесь не пропустить ни одного утверждения.
Неверно | Иногда | Верно | ||
Сваливает вину на других | ||||
Ввязывается в преступную деятельность | ||||
Взволнован тем, насколько хорошо успевает в школе | ||||
Действует, не думая о последствиях | ||||
Его/ее эмоции кажутся поверхностными и неискренними | ||||
Врет с легкостью и прадоподобно | ||||
Когда пообещал, то держит свое слово | ||||
Чрезмерно хвастлив в отношении своих способностей, достижений, вещей | ||||
С легкостью впадает в состояние скуки | ||||
Использует или подставляет других, с тем чтобы добиться того, чего хочет | ||||
Насмехается и подтрунивает над другими | ||||
Переживает чувство вины, когда сделает что-нибудь плохое | ||||
Ввязывается в рискованные и опасные дела | ||||
Может быть очень вежливым(ой) и уважительным(ой), однако его/ее манеры кажутся искусственными и деланными | ||||
Сердится, когда его/ее поправляют или наказывают | ||||
Похоже, что он/она считает, что он лучше других |
159
Неверно | Иногда | Верно | ||
Похоже, что он/она считает, что он лучше других | ||||
Не планирует вперед, любит откладывать дела до последней минуты | ||||
Заботится о чувствах других | ||||
Не показывает своих чувств и эмоций | ||||
Бережет друзей |
Опросник Ахенбаха
Инструкция. Ниже следует список утверждений, описывающих поведение детей и подростков. Если данный пункт соответствует поведению данного подростка (ученика) в настоящее время полностью, то обведите, пожалуйста, в графе ответов цифру 2. Если данный пункт описывает его/ее поведение только в некоторой степени или только иногда, обведите цифру 1. И наконец, если данное утверждение вообще не соответствует поведению подростка, обведите цифру 0.
0 — вообще не соответствует (насколько мне известно)
1 — в некоторой степени (иногда) соответствует
2 — полностью (всегда) соответствует
Ведет себя как маленький (поведение не соответствует возрасту) | ||||
Бормочет, мямлит, издает странные звуки во время урока | ||||
Огрызается, спорит | ||||
Не доводит до конца начатое | ||||
Ведет себя как ребенок противоположного пола. Опишите, пожалуйста | ||||
Ведет себя вызывающе | ||||
Хвастает, задается | ||||
Не может сконцентрироваться, удержать свое внимание на чем-то одном |
160
Не может отделаться от навязчивых мыслей. Опишите, пожалуйста | ||||
Не может усидеть на месте, неутомим, излишне активен | ||||
Слишком зависим от взрослых, несамостоятелен | ||||
Жалуется на одиночество | ||||
Неорганизован, рассеян | ||||
Много плачет | ||||
Вертится, ерзает | ||||
Жесток, задирист и злобен по отношению к другим | ||||
Много фантазирует и выдумывает, погружен в свои мысли | ||||
Намеренное членовредительство или попытка самоубийства | ||||
Любит, чтобы на него обращали внимание | ||||
Намеренно ломает и уничтожает свои игрушки, книги, вещи | ||||
Нарочно ломает и уничтожает вещи, принадлежащие семье, родителям и другим людям | ||||
С трудом следует указаниям и инструкциям | ||||
Непослушен в школе | ||||
Отвлекает других детей | ||||
Не ладит с другими детьми | ||||
Не чувствует себя виноватым, даже если сделал что-нибудь плохое | ||||
Ревнив | ||||
Ест и пьет то, что не является пищей. Опишите, пожалуйста | ||||
Боится некоторых животных, ситуаций или мест (кроме школы). Опишите, пожалуйста |
161
Боится школы | ||||
Боится, что может подумать или сделать что-нибудь плохое | ||||
Считает, что всегда должен быть безупречным | ||||
Ему кажется, что его никто не любит | ||||
Ему кажется, что другие люди хотят ему досадить или причинить вред | ||||
Чувствует себя неполноценным, никчемным | ||||
Часто получает ушибы, физические травмы | ||||
Ввязывается в драки | ||||
Его часто дразнят | ||||
Водится (входит в компании) с другими детьми, которые часто попадают в неприятные истории или даже затевают их | ||||
Слышит звуки или голоса, которые, кроме него, никто не слышит. Опишите, пожалуйста | ||||
Несдержан, импульсивен, действует необдуманно | ||||
Предпочитает одиночество | ||||
Обманывает, мошенничает, списывает в школе | ||||
Грызет ногти | ||||
Нервный, чувствительный, напряженный | ||||
Нервные движения или тики (подергивание век, покусывания губ, постукивания ногой по полу и т. д.) | ||||
Безоговорочно подчиняется правилам и инструкциям | ||||
Нелюбим другими детьми | ||||
Имеет трудности с усвоением материала | ||||
Слишком боязлив и тревожен | ||||
Частые головокружения |
162
Считает себя виноватым во всем | ||||
В разговоре или на уроке перебивает других | ||||
Переутомлен | ||||
Имеет избыточный вес | ||||
Имеет проблемы, связанные со здоровьем, медицинская причина которых неясна | ||||
а) Телесные боли (не включая головные) | ||||
б) Головные боли | ||||
в) Тошнота, недомогание | ||||
г) Проблемы с глазами. Опишите, пожалуйста | ||||
д) Сыпи или другие кожные заболевания | ||||
е) Боли в животе или судороги | ||||
ж) Рвота | ||||
з) Другие физические проблемы. Опишите, пожалуйста | ||||
Физически агрессивен | ||||
Ковыряет в носу, часто касается некоторых частей тела, чешется. Приведите примеры | ||||
Спит на уроках | ||||
Апатичен, ни в чем не заинтересован | ||||
Плохо учится | ||||
Движения плохо скоординированы/неуклюжи | ||||
Предпочитает играть и проводить время с детьми более старшего возраста | ||||
Предпочитает играть и проводить время с детьми более младшего возраста | ||||
Отказывается разговаривать | ||||
Снова и снова повторяет одни и те же действия, движения (например, теребит пуговицу, проверяет, закрыты ли двери и т. п.). Опишите, пожалуйста |
163
Нарушает дисциплину во время урока | ||||
Крикливый | ||||
Скрытен, держит все в себе | ||||
Видит что-то, что, кроме него, не видит никто. Опишите, пожалуйста | ||||
Стеснителен, легко смущается | ||||
Неаккуратный, кляксы и грязь в тетрадях и книгах | ||||
Безответственный. Опишите, пожалуйста | ||||
Выставляет себя, паясничает | ||||
Застенчив или робок | ||||
Ведет себя непредсказуемо | ||||
Предполагает, что его требования должны немедленно выполняться, легко расстраивается и выходит из себя | ||||
Невнимателен, легкоотвлекаем | ||||
Трудности с речью. Опишите, пожалуйста | ||||
Безучастно (с отсутствующим видом) смотрит куда-то или на что-то | ||||
Болезненно реагирует на критику | ||||
Ворует | ||||
Складывает, собирает, сохраняет вещи, которые ему не нужны (не включая предметы из коллекций). Опишите, пожалуйста | ||||
Ведет себя странно. Опишите, пожалуйста, в чем это проявляется | ||||
Имеет странные идеи. Опишите, пожалуйста, какие | ||||
Упрям, угрюм и раздражителен |
164
Внезапные перемены настроения | ||||
Дуется, обидчив | ||||
Подозрителен | ||||
Ругается матом, употребляет неприличные слова | ||||
Говорит о самоубийстве | ||||
Учится не в полную силу, не реализует свои способности | ||||
Слишком разговорчив | ||||
Дразнится | ||||
Вспыльчив, легко выходит из себя | ||||
Слишком много думает о сексе | ||||
Угрожает людям | ||||
Часто опаздывает на уроки | ||||
Слишком озабочен чистоплотностью и аккуратностью | ||||
Не выполняет домашних заданий | ||||
Прогуливает школу | ||||
Недостаточно активен и энергичен | ||||
Несчастлив, грустен, угнетен | ||||
Слишком шумный, говорит слишком громко | ||||
Употребляет спиртное или наркотики. Опишите, пожалуйста, что (какие) именно | ||||
Все время старается угодить, подлизывается | ||||
Не любит школу | ||||
Постоянно боится ошибиться | ||||
Хнычет | ||||
Неопрятен |
165
Замкнут, не вступает в контакты с другими | ||||
Склонен к взволнованности, обеспокоенности | ||||
Перечислите, пожалуйста, другие особенности поведения данного ученика, которые не были упомянуты |
Пожалуйста, проверьте, на все ли вопросы вы ответили.
Пожалуйста, подчеркните все вопросы (утверждения), которые вам непонятны, вызвали сомнения или раздражение.
Спасибо за сотрудничество!1
Ключ к опроснику Ахенбаха
Для каждой шкалы перечислены номера пунктов опросника, баллы по которым суммируются.
• Первичные шкалы
Замкнутость (Witholnaul) — 42, 65, 69, 75, 80, 88, 102, 103, 111.
Соматические проблемы (Somatization) — 51, 54, 56 а, б, в, г, д, е, ж, з.
Тревожность (Anxiety/depression) — 12, 14, 31, 32, 33, 34, 35, 45, 47, 50, 52, 71, 81, 89, 103, 106, 108, 112.
Нарушения социализации (Socialization) — 1, 11, 12, 14, 25, 33, 34, 35, 36, 38, 48, 62, 64.
Проблемы мышления (Thoght problems) — 9, 18, 29, 40, 66, 70, 84, 85.
Проблемы с вниманием (Attestion problems) — 1, 2, 4, 8, 10, 13, 15, 17, 22, 41, 45, 49, 60, 61, 62, 72, 78, 80, 92, 100.
Делинквентное поведение (Delinquency) — 26, 39, 43, 63, 82, 90, 98, 101, 105.
Агрессия (Aggression) — 3, 6, 7, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 27, 37, 53, 57, 67, 68, 74, 76, 77, 86, 87, 93, 94, 95, 97, 104.
• Производные шкалы (Second-order factors)
Показатель внутренних проблем (Internalization) — 12, 14, 31, 32, 33, 34, 35, 42, 45, 47, 50, 51, 52, 54, 56 а—з, 65, 69, 71, 75, 80, 81, 88, 89, 102, 103, 106, 108, 111, 112.
166
Показатель внешних проблем (Externalization) — 3, 6, 7, 16, 19, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 37, 39, 43, 53, 57, 63, 67, 68, 74, 76, 77, 82, 86, 87, 90, 93, 94, 95, 97, 98, 101, 104, 105.
Общий показатель проблем (Total): суммируются баллы с 1-го по 112-й пункты.
В случае, если опросник заполняется взрослыми двумя и более (учителя, родители), подсчитываются средние по каждой шкале.
167
Приложение 2
Опросник по выявлению эмоциональных
расстройств и шизофрении у детей
школьного возраста (6—18 лет), далее —
Д-ОЭРШ
Kiddie-SADS — Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia for School Aged Children (6—18 Years)
Д-ОЭРШ представляет собой наполовину структурированное интервью, составленное с целью оценки текущих и имевших место в прошлом эпизодов психических нарушений у детей и подростков, в соответствии с критериями, предусмотренными DSM-III-R и DSM-IV(Диагностическое и статистическое руководство, выпущенное Американской психиатрической ассоциацией, издания III и IV — измененные).
Опросник снабжен тестами и перечнем объективных критериев для измерения индивидуальных симптомов. Первоначальные диагнозы, выставляемые с помощью опросника Д-ОЭРШ, включают такие заболевания:
• депрессивные расстройства;
• дистимия;
• мания;
• гипомания;
• циклотимия;
• биполярные расстройства;
• шизоаффективные расстройства;
• шизофреноподобные расстройства;
• кратковременный реактивный психоз;
• паническое состояние;
• агорафобия (боязнь открытого пространства);
168
• тревога на почве боязни разлуки;
• тревожное расстройство в виде избегания;
• обычный страх (простая фобия);
• социофобия (боязнь общения);
• повышенная тревожность как генерализованная тревожность;
• синдром навязчивых идей;
• синдром гиперактивности и дефицита внимания;
• расстройства поведения;
• оппозиционно-протестное поведение;
• энурез (недержание мочи);
• энкопрез (недержание кала);
• анорексия на нервной почве;
• булимия;
• временные расстройства в виде тиков;
• синдром Жиля де ла Туретта;
• расстройство в виде хронических двигательных или голосовых тиков;
• злоупотребление алкоголем и злоупотребление наркотическими веществами;
• посттравматическое стрессовое расстройство;
• расстройства адаптации.
Для упрощения ориентировки в диагностируемой симптоматике приведем сначала модифицированный нами протокол ответов испытуемого, заполнявшийся психологом во время интервью. В нем указаны все шкалы, согласно которым количественно оценивалась выраженность симптомов.
Далее будет представлен использованный в нашем исследовании краткий вариант интервью, который в оригинале методики называется «отборочное интервью». Краткость его связана не с упущением каких-либо шкал, а с более кратким описанием самих симптомов в шкалах. В оригинальном тексте полуструктурированного интервью заданы вопросы двух уровней: вопросы о симптомах тех или иных нарушений и вопросы, которые рекомендуется задавать, чтобы спросить об этих симптомах у детей. Представление о таком построении методики дают диагностические дополнения, три из которых мы приводим в полном варианте (тревожность, поведенческие отклонения, употребление наркотических веществ).
169
Протокол к интервью Д-ОЭРШ (K-SADS)
Выбранный балл выраженности симптома обводится интервьюером
0 — сведения отсутствуют
1 — симптом отсутствует
2 — подпороговое состояние
3 — порог
Депрессивные болезни
Подавленное настроение
в настоящем: | |||||
в прошлом: |
1 — реже чем раз в неделю;
2 — эмоционально угнетенное состояние по крайней мере 3 раза в неделю более чем по 3 часа;
3 — «подавленность» в большей части дня, почти все время в таком состоянии
Продолжительность: