ТЕМА 12 № 6. Технология управления служебно-профессиональным продвижением руководителей.

Служебно-профессиональное продвижение — серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности.Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными.Понятие служебно-профессиональное продвижение и карьера являются близкими, но не одинаковыми. Совпадение намеченного пути служебно-профессионального продвижения и фактической карьеры на практике происходит довольно редко и является скорее исключением, чем правилом.

Система служебно-профессионального продвижения — совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. Впрактике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя.Система продвижения линейных руководителей предусматривает пять основных этапов.

1).работа со студ. старших курсов институтов или направл. на практику из других вузов. Спец-ты подразделений УП совместно с рук-ми соответствующих подразделений, где проходят практику студенты, проводят подбор студентов. Студентам, успешно прошедшим подготовку и практику, выдается характеристика-рекомендация для направл. на работу в соответствующие подразделения данной орг. Молодые специалисты, не проходившие практику в данной орг., при приеме на работу тестируются, и им оказывается консультационная помощь.

2).работа с молодыми спец-ми, принятыми в орг. Молодым спец-там назнач. испытательный срок (от 1 до 2 лет), в теч. кот. они обязаны пройти курс начального обуч. (подробное знакомство с орг). Кроме обуч. для молодых спец-тов предусм. стажировка в подразделениях орг. в течение года. На основе анализа работы молодых спец-тов за год, их участия в проводимых мероприятиях, характеристик, данных рук. стажировки, подводятся итоги стажировки и делается первый отбор специалистов для зачисл. в резерв выдвижения на руководящие долж-ти. Вся инф. об участии спец-та в сис-ме служебно-проф. продвижения фиксируется в его личном деле и заносится в информационную базу данных о кадрах организации.

3). работа с линейными рук. низового звена управл. На этом этапе к отобранным линейным рук. низового звена (мастера, начальники участков) присоед. также часть раб., окончивших вечерние и заочные вузы, успешно работающих в своих коллективах и прошедших тестирование. В течение всего периода (2—3 года) с данной группой проводится конкретная целенаправленная работа. Линейные рук. замещают отсутствующих рук, явл. их дублерами, обучаются на курсах повыш. квалификации. После заверш. этапа подготовки на основании анализа произв-ной деят-ти каждого конкретного рук-ля проводится вторичный отбор и тестирование. Успешно прошедшие 2 отбор рук-ли предлаг. для выдвижения на вакантные должности начальников цехов, их заместителей, предварительно пройдя стажировку на этих должностях, или зачисляются в резерв и при появлении вакансий назначаются на дол-ти. Остальные работники, прошедшие подготовку, продолжают работать на своих должностях; возможны их горизонтальные перемещения.

4). работа с линейными рук-ми ср. звена управл. На данном этапе к уже сформировавшейся группе молодых рук-лей присоед. действующие перспективные нач-ки цехов и их зам. Работа строится по индивид. планам. За каждым назначенным на дол-ть рук-ля ср. звена закреп. наставник—рук-ль высшего звена для индивидуальной работы с ним.

Руководитель-наставник совместно со спец. подразделений УП на основ. проведенного анализа личн. качеств и проф.знаний, навыков претендента составляет для него индивидуальный план подготовки. Это программы обуч. по основам коммерч. деят-ти, деловым взаимоотношениям, передовым методам управл-го труда, экономики и юриспруденции. На этом этапе подготовки предусматривается стажировка линейных рук-лей ср.звена управления в передовых орг. с подготовкой программ мероприятий по улучшению деят-ти орг. (подразделения). Ежегодно проводится тестирование рук-ля ср. звена, кот. выявляет его проф. навыки, умение управлять кол-вом, проф-но решать сложные производственные задачи. На основании анализа результатов тестирования конкретного рук-ля выносятся предлож. о дальнейшем продвижении по службе.

5). работа с линейными рук-ми высшего звена управл. Назначение рук-лей на высшие посты — это сложный процесс. Одной из главных трудностей явл. выбор кандидата, удовлетворяющего многим требов. Рук-ль высшего звена управл. обязан хорошо знать отрасль, а также организацию. Он должен иметь опыт работы в осн. Функц-ных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных, финансовых, кадровых вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных социально-экономических и политических ситуациях. Ротация, т.е. перемещение из одного подразделения орг. в другое, должна начинаться заблаговременно, когда рук-ли находятся на должностях низового и ср. звена управл. Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена необходимо производить на конкурсной основе. Его должна осуществлять спец. комиссия, состоящая из рук-лей высшего звена (директоров производств, филиалов, главных специалистов и т.п.), с участием спец. соответствующих подразделений УП; при необходимости могут быть привлечены независимые эксперты.В ряде развитых зарубежных стран имеется интересный опыт управления служебно-профессиональным продвижением управленческих работников, который успешно используется в наших организациях.

На рис. 7.8 приводится типовая схема служебно-профессионального продвижения в одной японской компании. В нее входят испытательный срок (1—3 года), в течение которого сотрудник, пришедший после окончания вуза, сдает дополнительный экзамен, чтобы можно было определить реальную ценность вузовского диплома. Далее работник проходит курс ориентации в делах компании (от 2 недель до 6 месяцев). Проводится и ряд проверок, в том числе на лояльность. После испытательного срока сотрудника зачисляют на постоянную работу, и в течение 8—10 лет осуществляется планомерная ротация с должности на должность, из отдела в отдел, стажировка и заграничные командировки. Действует также система ответственных поручений, все более усложняющихся со временем. К 36 годам работник уже хорошо известен компании, и она может решать его дальнейшую судьбу: направить его либо по системе движения руководящих кадров, либо по карьере специалиста. Поскольку при системе планомерной ротации работник знает, что он через определенное время будет продвинут и поэтому нужно подобрать себе замену, более динамично осуществляется обновление руководителей, движение резерва кадров на выдвижение. Ведь многие руководители, опасаясь подсиживания, подбирают себе заместителей по принципу чем хуже, тем лучше.

Наши рекомендации