Блок VI. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия

Все упражнения выполняются по 4—6 раз. В этот цикл можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начина­ют сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2—3 раза.

В начале цикла целесообразно сформировать у ребенка «правиль­ное дыхание» (см. главу 5). Рассмотрим еще несколько упражнений.

Ф «Цветок». Из положения стоя с опущенными руками легким движением поднимать руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках («вырос цветок») — глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») — одновре­менный медленный выдох ртом как будто через трубочку.

Ф «Ветер». Руки на поясе.

Сценарий: «Наступила зима (лето, осень, весна), а) Стало холод­но (тепло), б) Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер».

Расшифровка сценария: а) Сильный вдох носом, б) Медленный выдох ртом как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем преры­вать воздушную струю (пальцем быстро двигать то вправо, то влево), чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получает­ся, то щеки можно придерживать другой рукой.

468 Часть III. Дидактические материалы

ft «Трусливый птенчик». Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулач­ки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с откры­тием и закрытием рта.

Q «Акула», а) Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Двигать нижней челюстью вперед-назад и одновре­менно вытягивать и возвращать в исходное положение руки, б) Одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая — вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо-влево и перемещать руки в ту же сторону, что и челюсть, в) Руки на поясе. Круговые движения челюстью.

Во всех упражнениях на втором этапе присоединяется разнонап­равленное движение челюсти и рук. На третьем — движения челюсти и рук синхронизируются сначала с однонаправленными движениями глаз, затем — с разнонаправленными.

Л Покусывание и почесывание губ зубами.

Ф «Улыбка-трубочка». Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубоч­кой» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки — в стороны.

Q «Пятачок». Руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу и перемещать руки в ту же сторону, что и губы. На втором этапе присоединяются разнонаправленные дви­жения губ и рук. На третьем они синхронизируются с однонаправлен­ными, затем — с разнонаправленными движениями глаз.

Ф «Рыбки разговаривают», а) Хлопать губами друг о друга (про­износится глухой звук). Руки на поясе, б) Сжать большим и указатель­ным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз, в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Не­обходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения разда­вался характерный звук «поцелуя».

Ф «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие паль­цы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытя­гивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изоб­разить клюв уточки.

Программа 3. Курс занятий с детьми 4—7 лет



& Покусывание, похлопывание и растирание щек.

Л «Хомяк*.

Сценарий

а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он — сытый, а такой — голод­
ный.

б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.

в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так!

Расшифровка сценария

а) Дети шагают с закрытыми ртами. Надувают обе щеки и разво­
дят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к жи­
воту.

б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать
руки в ту сторону, где надутая щека. На втором этапе щеки и руки
синхронно двигаются в противоположные стороны. На третьем —
присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное дви­
жение глаз.

в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате
чего воздух выходит с силой и шумом.

Ф «Язык-путешественник». Если какие-то этапы представления сказки «Язык-путешественник» вызывают затруднения, они, есте­ственно, должны быть отработаны отдельно.

Сценарий

а) Вышел язычок на улицу. Аи! Холодно! И спрятался в домик.

б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.

в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел,
и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так!

г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач!

д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой? Вот так!
Тик-так.

е) Решил поиграть в стрелочки, вот так.

ж) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать и цокать, как
лошадка, вот так.

з) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей
силы вперед и обратно спрятал.

и) Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть, вот так! к) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой — обедать и спать.

Расшифровка сценария

Ф а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.

470 Часть III. Дидактические материалы

Ф б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.

Л в) Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.

Ф г) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленны­ми; на третьем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправлен­ное движение глаз).

Ф д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На втором-третьем этапах дополне­ния те же, что и в (г).

Ф е) Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, вле­во, а другая рука при этом — на поясе. Это упражнение проводится сначала с ведущей рукой, потом неведущей, затем — с обеими. На втором этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык — вверх, рука — вниз; язык — влево, рука — вправо и т.д. На третьем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выпол­няются сначала однонаправленно с движениями рук, а затем — ре-ципрокно.

Ф ж) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.

Л з) С силой (до боли) выкидывать 8—10 раз язык вперед, изоб­ражая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выб­расывать вперед и выпрямлять их.

Л и) Сначала кусать, а потом чесать язык зубами (от самого кончика до середины). Руки на поясе.

ft к) Цокать, стоя на месте, руки на поясе.

Наши рекомендации