Цели преподавания и изучения дисциплины 1 страница

• формирование у студентов значимости уголовного права как законодательной основы борьбы с преступностью;

• выработка у студентов умений правильного применения положений уголовного права.

Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения курса состоят в том, чтобы дать студентам прочные знания и четкое представление об общих положениях и принципах уголовного права, его основных понятиях и институтах:

В число задач изучения курса уголовного права входит также усвоение студентами понятия и признаков составов преступлений, предусмотренных Особенной частью уголовного закона, правил квалификации конкретных деяний по соответствующим статьям Уголовного Кодекса.

При изучении курса уголовного права студентам необходимо твердо знать законы, принимаемые Национальным Собранием Республики Беларусь по вопросам борьбы с преступностью, разъяснения по их применению, содержащиеся в Постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. В необходимых случаях следует изучать также содержание Указов и Декретов Президента Республики Беларусь и Постановлений Совета Министров по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства, связанных с правоохранительной деятельностью.

По каждой теме студенты обязаны изучить рекомендованную литературу. Кроме этого, студенты обязаны регулярно изучать «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», издаваемый Национальным центром правовой информации, где публикуются законодательные и иные нормативные акты, Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, необходимые для правильного понимания различных уголовно-правовых норм. Обязательно нужно использовать и журнал «Судовы веснiк», который издается Верховным Судом Республики Беларусь. Здесь публикуются обзоры судебной практики и определения по конкретным уголовным делам, а также статьи по проблемным вопросам применения уголовного закона.

Также необходимо использовать периодическую печать, где освещается работа правоохранительных органов.

Студент должен:

• научиться глубоко и всесторонне анализировать материалы о состоянии преступности, юридически правильно комментировать и применять нормы уголовного права;

• четко определять наличие состава преступления в конкретных действиях (бездействии) отдельных лиц;

• правильно квалифицировать преступления, умея верно устанавливать отсутствие или наличие обстоятельств, исключающих преступность деяния;

• научиться определять наказание виновному в точном соответствии с действующим уголовным законодательством, учитывая при этом характер и степень общественной опасности совершенного деяния, личность виновного, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства;

• уметь четко устанавливать предусмотренные законом основания и условия освобождения лица от уголовной ответственности и наказания;

• отграничивать уголовные преступления от иных правонарушений;

• работать с научной, методической и специальной литературой.

Место в учебном процессе

Уголовное право принадлежит к числу фундаментальных и профилирующих общеюридических дисциплин и существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования. Только уголовное право является законодательной базой для определения преступности и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказания и освобождения от него, и только после применении уголовно-правовых норм об осуждении за преступление и назначении наказания, возникает особое, специфическое состояние лица - судимость, которого нет ни в одной другой отрасли права. Вместе с тем уголовное право действует не изолированно от других отраслей права, оно органически взаимосвязано и тесно взаимодействует с теорией государства и права, конституционным, административным, гражданским, уголовно-исполнительным правом, криминологией, уголовным процессом и другими. Более того, нет такой отрасли права, отдельные нормы которой не входили бы в уголовно-правовые.

Особое значение имеетконституционное право, которое предопределяет содержание и систему действующего уголовного законодательства, обусловливает социальные приоритеты, защита которых является первостепенной задачей уголовного права и законодательства. Нормы конституционного права выступают юридической основой, на которой развиваются и которой должно концептуально соответствовать уголовное право.

Административное право призвано регулировать общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления. Оно регулирует ответственность за административные правонарушения, соприкасается с уголовным правом в проблематике разграничения преступлений и административных проступков, соотношения административных и уголовно-правовых санкций, декриминализации преступлений при переводе их в разряд административных проступков или, наоборот, криминализации административных проступков.

Связь уголовного права сгражданским прежде всего проявляется в области разграничения имущественных преступлений и гражданско-правовых деликтов, как правило, содержащих имущественный элемент. Огромное значение имеет сравнительное исследование эффективности уголовно - и гражданско-правовых санкций имущественного характера: штрафа и конфискации имущества.

Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, возникающие между органом государства и лицом, совершившим уголовно наказуемое деяние, по поводу порядка и основания возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела. Особенно тесно соприкасаются интересы материального и процессуального права в таких институтах, как основания уголовной ответственности и освобождения от нее и от наказания, давность, амнистия, погашение судимости, предмет доказывания, особенности ответственности несовершеннолетних.

"Родство" уголовного иуголовно-исполнительного права определяется, прежде всего, тем, что существование последнего обусловлено нормами уголовного права, определяющего основания пределы, условия и порядок назначения наказания. Порядок и условия исполнения (отбывания) назначенных наказаний регулируются нормами уголовно-исполнительного права. Также связь этих отраслей права между собой ощутима и при решении вопроса об освобождении осужденного от уголовного наказания.

Криминология изучает преступность, ее причины, личность преступника и предупреждение преступлений. Криминологическая информация о латентной преступности, таких показателях структуры преступности, как уровень несовершеннолетней и рецидивной преступности, групповой, насильственной и других позволяет измерить эффективность уголовного закона, его регулятивный механизм. С трудовым правом уголовное право соприкасается в области охраны трудовых прав граждан и их личной безопасности в процессе использования производственной техники в различных отраслях хозяйственной деятельности.

Нормы против экологической безопасности и природной среды неразрывно связаны с экологическим правом, их диспозиции, как правило, носят бланкетный характер, т.е. отсылают к другим отраслям права, которые предусматривают конкретные виды нарушений экологического правопорядка.

Ряд вопросов уголовного права также связан с такими отраслями права как семейное(регулирование ответственности за уклонение родителей от содержания детей и детей от содержания родителей; злоупотребление правами опекуна; разглашение тайны усыновления и др.), международное (взаимодействие таких институтов, как действие уголовного закона во времени, пространстве, экстерриториальность, экстрадиция, приведение уголовного закона в соответствие с международными договорами), хозяйственное, финансовое и другими.

Таким образом, уголовное право, будучи самостоятельной отраслью, взаимодействует практически со всеми отраслями права и является составным элементом правовой системы Республики Беларусь.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Уголовное право Республики Беларусь: понятие, предмет, метод и задачи.

Цели:

- формирование знаний о специфике предмета и метода уголовно-
правового регулирования, месте уголовного права в системе права, роли и
функциях уголовного права; взаимосвязи уголовного права и уголовно-
правовой науки;

- формирование умений определять уголовное право как отрасль права,
учебную дисциплину и науку; раскрывать содержание принципов уголовного
права и их значение; задачи уголовного права.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для определения роли уголовного

права в деятельности судебно-следственных органов.

Содержание темы:

Понятие уголовного права. Назначение уголовного права в системе пра­вового регулирования. Предмет уголовно-правового регулирования и его со­держание. Общие охранительные и конфликтные уголовно-правовые отноше­ния.

Уголовно-правовой запрет на совершение преступления под угрозой уго­ловной ответственности - основной метод регулирования охранительных уго­ловно-правовых отношений. Применение методов дозволения и стимулирую­щего предписания в уголовно-правовом регулировании.

Социально-историческая обусловленность уголовного права. Соотноше­ние уголовного права со смежными отраслями права уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и административным.

Система уголовного права. Общая и особенная части уголовного права, их обособленность, взаимосвязь и единство.

Задачи уголовного права. Охранительная, предупредительная и воспита-тельная задачи и их осуществление уголовным правом. Содержание и механизм реализации регулятивной функции уголовного права в осуществлении задач данной отрасли права.

Принципы уголовного права. Понятие и система принципов уголовного права. Принципы законности, равенства всех перед уголовным законом, неот­вратимости ответственности, личной виновной ответственности, справедливо­сти и гуманизма. Значение принципов уголовного права в законодательной и правоприменительной деятельности государства в сфере борьбы с преступно­стью.

Тема 2. Уголовный закон. Принципы действия уголовного закона.

Цели:

- формирование знаний о понятии, признаках и значении уголовного за­
кона, как единственного источника уголовного права; структуре уголовного
закона; действии уголовного закона в пространстве, по кругу лиц и во времени;
толковании уголовного закона;

- формирование умений применения положений международно-правовых
актов о взаимопомощи по уголовным делам и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

- приобретение навыков определять действие уголовного закона в про­странстве и во времени, правильно толковать уголовно-правовые нормы и ква-­
лифицированно обосновывать их применение.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для правильного применения и
толкования уголовного закона, и выработать у них навыки осуществления та­
кой работы.

Содержание темы:

Источники уголовного права. Уголовный закон как источник уголовного права. Нормы и принципы международного права. Конституция Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и уголовный закон.

Уголовный закон, его назначение и предъявляемые к нему требования как источнику уголовного права.

Уголовный кодекс (УК) как единственный уголовный закон Республики Беларусь.

Структура уголовного закона (Уголовного кодекса). Назначение и взаи­мосвязь Общей и Особенной частей УК. Разделы, главы и статьи УК. Понятие уголовно-правовой нормы: статьи или части статьи УК. Нумерация статей, по­рядок включения в УК новых и исключения из УК отмененных статей. Систе­ма Общей и Особенной частей УК. Структура норма Особенной части УК. Диспозиция и санкция. Виды диспозиций и санкций.

Действие уголовного закона во времени. Вступление уголовного закона в силу. Основания прекращения действия уголовного закона. Время совершения преступления.

Обратная сила уголовного закона. Понятие более мягкого уголовного за­кона. Промежуточный уголовный закон и его применение.

Действие уголовного закона в пространстве. Принцип территориаль­ности. Понятие территории Республики Беларусь. Распространение принципа территориальности на преступления, совершенные на морских и воздушных судах и иных объектах. Место совершения преступления.

Решение вопроса об уголовной ответственности лиц, которые в соответ­ствии с международными договорами неподсудны судам Республики Беларусь в случае совершения ими преступления на территории республики (принцип экстерриториальности).

Действие уголовного закона по кругу лиц. Принцип гражданства. Усло­вия привлечения к уголовной ответственности граждан Республики Беларусь и постоянно проживающих в Республике Беларусь лиц без гражданства за пре­ступления, совершенные за пределами Республики Беларусь.

Реальный принцип действия УК Беларуси. Условия привлечения к уго­ловной ответственности иностранных граждан и не проживающих постоянно в Республике Беларусь лиц без гражданства за преступления, совершенные за пределами Республики Беларусь.

Универсальный принцип действия УК Беларуси. Условия привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и не проживающих постоян­но в Республике Беларусь лиц без гражданства за преступления, совершенные за пределами Республики Беларусь и подлежащие преследованию на основании обязательного для Республики Беларусь международного договора.

Выдача лица, совершившего преступление. Основания и условия выдачи преступника. Особенности выдачи лица, совершившего преступление, в зави­симости от его гражданства.

Преюдициальное значение совершения преступления на территории ино­странного государства.

Толкование уголовного закона. Виды толкования уголовного закона в за­висимости от субъектов толкования, приемов и объема. Разъяснение уголовно-правовых терминов в УК Беларуси.

Тема 3. Понятие и признаки преступления

Цели:

- формирование знаний о понятии преступления и его признаках; понятии и критериях малозначительного деяния; отличии преступлений от иных
правонарушений; классификации преступлений по характеру и степени общественной опасности;

- формирование умений устанавливать признаки преступления в совер­шенных деяниях; отличать преступление от иных правонарушений и малозначительного деяния; определять категорию преступления по характеру и степени его общественной опасности;

- приобретение навыков правовой оценки деяний как преступлений, отличия их от иных правонарушений.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для определения в деянии лица
признаков преступления, и выработать у них навыки осуществления такой ра­
боты.

Содержание темы:

Понятие преступления и его социально-правовая природа. Преступление как деяние. Образ мыслей и преступное состояние. Признаки преступления и их содержание. Общественная опасность деяния, ее характер и степень. Проти­воправность деяния. Недопустимость аналогии противоправности в уголовном праве. Малозначительное деяние и его критерии. Виновность деяния. Уголов­ная наказуемость деяния. Две концепции определения понятия преступления -материальная и формальная.

Отличие преступления от других правонарушений и иных анти­общественных поступков.

Классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности и ее значение в уголовном праве. Преступления, не представляющие большой общественной опасности. Менее тяжкие преступления. Тяжкие и осо­бо тяжкие преступления.

Тема 4. Состав преступления

Цели:

- формирование знаний о понятии состава преступления и его значении,
элементах и признаках состава преступления; классификации составов преступления по различным основаниям;

- формирование умений определять вид состава преступления по характеру и степени общественной опасности, кругу охватываемых деяний, по объему охватываемых составом форм преступного поведения и в зависимости от
конструкции объективной стороны;

- приобретение навыков установления в совершенном лицом деянии при­
знаков конкретного состава преступления.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для анализа и установления при­
знаков состава преступления, и выработать у них навыки осуществления такой
работы.

Содержание темы:

Преступление как основание уголовной ответственности. Условия уго­ловной ответственности.

Понятие состава преступления. Соотношение понятий состава преступ­ления и преступления. Элементы состава преступления: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Признаки состава преступления. Обя­зательные и факультативные признаки.

Виды составов преступлений: по характеру и степени общественной опасности; кругу охватываемых деяний; но объему охватываемых составом форм преступного поведения; в зависимости от конструкции объективной сто­роны.

Тема 5. Объект преступления

Цели:

- формирование знаний об объекте преступления как элементе состава
преступления и современных подходах к его определению; видах объектов; соотношении объекта преступления и предмета преступления;

- формирование умений определять родовой, видовой и непосредственный объекты преступления;

- приобретение навыков учета объекта посягательства при квалификации
преступлений.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений с учетом признаков объекта, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие объекта преступления. Общественное отношение как объект уголовно-правовой охраны и объект посягательства при совершении преступ­ления. Значение объекта преступления для правильной квалификации преступ­ления.

Виды объектов преступлений. Общий, родовой, видовой и непосредст­венный объекты преступлений. Виды непосредственных объектов.

Понятия предмета преступления и потерпевшего. Соотношение предмета и объекта преступления.

Тема 6. Объективная сторона преступления

Цели:

- формирование знаний об объективной стороне как элементе состава преступления и его признаках, ее обязательных и факультативных признаках, их юридическом значении;

- формирование умений определять признаки объективной стороны конкретного преступления;

- приобретение навыков учета признаков объективной стороны посягательства при квалификации преступлений.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений с учетом признаков объективной стороны, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие объективной стороны преступления и ее признаки. Общественно опасное деяние как внешний акт человеческого поведения, признаки уголовно-правового деяния. Преступное действие и бездействие. Объективные и субъективные условия уголовной ответственности за бездейст­вие. Источники возникновения обязанности действовать. Виды бездействия. Характеристика бездействия-невмешательства, бездействия, создающего опас­ность, и смешанного бездействия. Сложное деяние: составное, длящееся, про­должаемое.

Значение непреодолимой силы, физического и психического при­нуждения для решения вопроса об уголовной ответственности лица за деяние, совершенное под влиянием этих обстоятельств.

Понятие общественно опасных последствий. Виды последствий по харак­теру причиняемого вреда и их роль в составе преступления. Возможность на­ступления общественно опасных последствий. Деление составов преступлении на формальные и материальные.

Причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием. Характеристика причинной связи. Уголовно-правовое значение необходимой и случайной причинной связи. Особенности установле­ния причинной связи при бездействии. Орудия и средства совершения преступления. Способ совершения преступ­ления. Отличие орудий и средств от предмета преступления. Место, время и обстановка совершения преступления. Уголовно-правовое значение факультативных признаков объективной стороны преступления.

Тема 7. Субъект преступления

Цели:

- формирование знаний о субъекте преступления и его признаках; возрасте, по достижению которого наступает уголовная ответственность, понятии и
критериях невменяемости и уменьшенной вменяемости, а также правовых по­
следствиях совершения преступления в подобных состояниях; понятии и видах
специального субъекта преступления;

- формировании умений определять признаки субъекта конкретного преступления;

- приобретение навыков правовой оценки деяний с учетом признаков
субъекта преступления.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений с учетом признаков субъекта, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие субъекта преступления. Общие юридические признаки субъекта. Субъект преступления и личность преступника. Уголовно-правовое значение личности преступника.

Субъект преступления - физическое лицо. Теоретические проблемы уго­ловной ответственности юридических лиц.

Возрастные признаки субъекта. Ответственность лиц, совершивших пре­ступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет. Влияние отставания в умственном развитии на ответственность лиц, достигших возраста уголовной ответственности.

Уголовно-правовое значение невменяемости лиц, совершивших преступное деяние в таком состоянии. Ответственность лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления.

Понятие уменьшенной вменяемости и ее уголовно-правовое значение.

Ответственность за совершение преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Правовое значение совершения преступления в состоянии аффекта.

Понятие специального субъекта преступления. Виды специальных субъектов.

Тема 8. Субъективная сторона преступления

Цели:

- формирование знаний о субъективной стороне, как элементе состава
преступления и ее признаках; формах и видах вины; понятии и значении сложной («двойной») вины; видах и значении юридических и фактических ошибок;

- формирование умений определять признаки субъективной стороны конкретного преступления;

- приобретение навыков правовой оценки деяний с учетом признаков

субъективной стороны преступления.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений
с учетом признаков субъективной стороны, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие и значение субъективной стороны преступления. Признаки субъективной стороны.

Понятие вины по уголовному праву. Принципы субъективного и объек­тивного вменения. Психологический и социальный аспекты вины. Интеллекту­альный и волевой моменты вины.

Формы вины. Умышленная форма вины и ее виды. Прямой и косвенный умыслы. Интеллектуальный и волевой моменты умышленной вины. Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел, аффектированный умысел. Кон­кретизированный и неконкретизированный умысел, альтернативный умысел.

Неосторожная форма вины и ее виды. Преступное легкомыслие (пре­ступная самонадеянность). Интеллектуальный и волевой моменты легкомыс­лия. Отграничение легкомыслия от косвенного умысла. Преступная небреж­ность. Характеристика интеллектуального и волевого моментов небрежности. Объективный и субъективный критерии небрежности. Слу­чай (казус) и его отличие от небрежности.

Вина в преступлениях с формальным составом. Сложная (двойная) вина. Приемы описания сложной вины в составах преступления.

Мотив и цель преступления. Уголовно-правовое значение мотива и цели. Виды мотивов и целей преступления.

Понятие ошибки и ее виды. Юридическая ошибка и ее виды. Фактическая ошибка и ее виды. Фактическая ошибка, имеющая юридическое значение. Фак­тическая ошибка, не имеющая юридического значения. Извинительная и неиз­винительная ошибка.

Тема 9. Стадии совершения умышленного преступления

Цели:

- формирование знаний о понятии стадий совершения умышленного пре­ступления (приготовления к преступлению, покушения на преступление и
оконченного преступление) и их содержании; отличии приготовления от обнаружения умысла и от покушения на преступление; видах покушения; понятии,
признаках и значении добровольного отказа от доведения преступления до
конца к его отличиях от деятельного раскаяния;

- формирование умений определять стадию совершения умышленного
преступления; давать правовую оценку деяниям виновного в зависимости от стадии, на которой окончена его преступная деятельность; определять момент окончания преступления, определить признаки добровольного отказа;

- приобретение навыков правовой оценки деяний с учетом этапа осуществления преступного намерения субъекта.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений
с учетом стадии, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие и виды стадий преступной деятельности. Уголовно-правовое значение обнаружения умысла и посткриминального поведения.

Оконченное преступление. Момент окончания отдельных видов преступ­лений.

Неоконченное преступление. Характеристика признаков состава неоконченного преступления и его отражение при квалификации.

Понятие и признаки приготовления к преступлению. Формы при­готовительных действий. Условия ответственности за приготовление к престу­плению. Квалификация приготовительных действий. Отличие приготовления от обнаружения умысла.

Понятие покушения на преступление. Объективные и субъективные при­знаки покушения. Квалификация покушения на преступление. Отграничение покушения от приготовления к преступлению и оконченного преступления. Виды покушения. Оконченное и неоконченное покушение, критерии их разгра­ничения. Понятие, виды и уголовно-правовое значение негодного покушения.

Основания и пределы уголовной ответственности за приготовление к преступлению и за покушение на преступление.

Добровольный отказ от доведения преступления до конца и его уголовно-правовое значение. Понятие добровольности отказа. Значение мотивов отказа. Окончательность отказа. Добровольный отказ и стадии преступления. Объек­тивное проявление добровольного отказа.

Понятие деятельного раскаяния и его уголовно-правовое значение. Отличие от добровольного отказа.

Тема 10. Соучастие в преступлении

Цели:

- формирование знаний о понятии соучастия и его признаках; видах со­
участников; особенностях правовой оценки соучастников; формах и видах со­
участия; специальных вопросах соучастия (эксцессе исполнителя и его видах,
неудавшемся соучастии, особенностях добровольного отказа соучастников, со­
участии в преступлениях со специальным субъектом); отличиях соучастия от
прикосновенности к преступлению;

- формирование умений определять форму соучастия и вид соучастника,
давать правовую оценку соучастникам в зависимости от выполняемой роли в
совершении конкретного преступления; квалифицировать действия организаторов (руководителей) организованной группы и преступной организации);

- приобретение навыков правовой оценки деяний, совершенных несколькими лицами.

Задача:

- дать обучаемым знания, необходимые для квалификации преступлений, совершенных в соучастии, и выработать у них навыки осуществления такой работы.

Содержание темы:

Понятие и значение соучастия в преступлении. Объективные и субъек­тивные признаки соучастия. Особенности объективной и субъективной связи между деяниями соучастников, а также между деяниями каждого из них и на­ступившими последствиями.

Виды соучастников. Объективные и субъективные признаки, характери­зующие деяние исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника Испол­нитель преступления и опосредованное исполнение преступления.

Основания и пределы уголовной ответственности соучастников. Квали­фикация действий соучастников. Влияние квалифицирующих признаков, при- сущих одному из соучастников, на квалификацию действий других соучастни­ков.

Специальные вопросы соучастия. Эксцесс исполнителя. Соучастие в пре­ступлениях со специальным субъектом. Неудавшееся соучастие. Особенности добровольного отказа соучастников.

Наши рекомендации