Психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.);

Особенности личности, черты характера;

2) пристрастия и интересы ("люблю спорт", "ненавижу жадность");

психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.);

4) описание ситуаций, в которых человек оказался ("меня все бросили", "обманули", "это несправедливо").


Психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.); - student2.ru Заметим, что изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описания того, "какой я", а описания по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к человеку других людей. Человек, избравший способ самопредъявления по типу 2)/4), мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием или отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.

Психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.); - student2.ru

На рисунке мужчины (рис. 1) изображены "собака бездомная, брошенная, которая больше никому не нужна", "высохший цветок, который пора выбросить", "фонарь, который светит в темном углу двора, там его свет никому не нужен", "я сам в виде шаржа".
Предметом его обращения к психологу было то, что после развода с женой, которая ушла от него и вышла замуж за другого человека, он "потерял смысл жизни, уверенность в себе" и просил помочь ему "вернуть жену". Он утверждал, что "не будет чувствовать себя человеком, пока этого не добьется". Можно сказать, что он исключал возможность самоуважения в ситуации, когда его бросили. С его точки зрения, только устранение самой ситуации, а не изменение отношения к ней и к самому себе могло ему помочь.

Самовосприятие людей по типу 1)/3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может им чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная "слепота" сама по себе служит источником препятствий на пути к самопознанию, поскольку такие люди отказываются от из-менений внешней обстановки и среды. Более того, само начало активных действий они связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них "пройдет". Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени ("время — лучший лекарь"), не хотят видеть связь между собственными переживаниями и внешними событиями, воспринимая свои эмоциональные реакции, в лучшем случае, как независящие от них "особенности организма".

За консультацией обратилась женщина с жалобами на слезливость, слабость, подавленность, длящиеся уже четыре месяца и возникшие "без всяких причин". Обнаружив в ходе обсуждения рисунка (рис. 2), что она не может связывать внешние события и свои переживания, мы переформулировали вопрос: "Перечислите основные события Вашей жизни в течение последних шести месяцев". Оказалось, что за это время от женщины ушел муж, единственный сын ушел служить в армию, заявив ей, что когда отслужит, то вернется не к ней, а к бабушке в Кострому. Он сказал матери, что "не собирается ни дня жить под крышей дома, где столько лет царила ложь", осуждая мать за то, что она скрывала от него измены отца, и добавив, что из армии он писать матери не будет. И действительно, за четыре месяца после отъезда сына мать не получила от него ни одного письма. На вопрос, не считает ли она все эти события достаточными для возникновения испытываемых состояний она удивленно сказала: "Я считала, что нервные расстройства возникают после перенесения тяжелых заболеваний, например воспаления легких или гриппа, а у меня со здоровьем все в порядке, я ничем не болела" — и принялась пересказывать статью из журнала "Здоровье", где автор, с которым она была совершенно согласна, связывал депрессивные переживания исключительно с физическим состоянием организма.
Основной трудностью в работе с подобными людьми является то, что всего многообразия своей личности они как бы не замечают и отождествляют себя только лишь с одним психическим состоянием. Возникает замкнутый круг: в своем стремлении к самотождественности их личность бессознательно поддерживает именно то состояние, которое сознательно человек хочет преодолеть. В этом и подобных ему случаях все рисунки выражают одну и ту же идею, в данном случае — одиночества, ненужности и брошенности.
Свой рисунок женщина комментирует так: "Пингвин, одинокий, отстал от своей семьи, заблудился на холоде", "Сломанный цветок", "Расческа с выломанными зубьями, уже никому не нужна, пора выбрасывать", "Мое лицо со слезами — плачу...".

Внешне обе ситуации сходны, психические переживания также похожи, но работать с ними нужно в прямо противоположных направлениях. Ведь если в первом случае человек ставит нереалистические задачи во внешнем плане ("вернуть жену, которая замужем за другим человеком"), то во втором женщина нереалистично относится к своему внутреннему миру, считая его независящим от внешних событий.

Обобщая, можно сказать, что если все рисунки выражают одну и ту же идею, то это свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной перспективы. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных проявлений.

Встречаются случаи, когда все четыре рисунка также посвящены "одной теме", но такой, которая должна представить человека в наилучшем свете. Это встречается у людей, которые, опасаясь столкнуться лицом к лицу со своими проблемами, тратят огромное количество энергии на наработку "фасада": внешнего благосостояния, благополучия или оригинальности и исключительности. Чаще всего это связано с инфантильно-эгоцентрическим способом решения проблем своего развития.

На рис. 3, который рисовал мужчина 38 лет с жалобами на проблемы во взаимоотношениях с женой, представлены четыре варианта его образа "Я": "Золотая рыбка" — у меня 16 аквариумов, я развожу рыбок и продаю их на Птичьем рынке — очень прибыльное дело. "Тюльпан" — я их тоже развожу, продаю как сами п Психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.); - student2.ru о себе, так и луковицы. Так что живем мы богато — жена может покупать себе все, что захочет. Машина: недавно отечественную машину поменял на иномарку. Вот она — чтобы солидней было. А это я — с бородой, бороду отпустил недавно: обеспеченный человек должен выглядеть представительно". Установки говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются.

Другой вариант наработки "фасада" — через п Психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.); - student2.ru редъявление своей исключительности — представлен на рис. 4, выполненном 26-летней журналисткой, жалующейся на творческий кризис, неспособность писать на "банальные" темы, которые ей предлагают в редакции. В силу этого она вообще перестала что-либо писать, и у нее ухудшились отношения в коллективе.
На рисунке мы видим: "Сансевьера — растение, о котором мало кто знает, что оно цветет даже в комнатных условиях. Например, у меня в квартире. Розовый фламинго — мало кто знает, что эта редкая птица прилетает гнездиться в низовьях Волги, откуда я родом. Чайник — я умею делать такой чай из 11 трав, что никто не может разгадать рецепт. А это я в ванне. Смотрите, какой коврик. Недавно себе купила за бешеные деньги".

Из рисунка журналистки и беседы с ней следует, что "вынужденное" творческое бездействие на самом деле ей выгодно, поскольку это способ заставить коллег уступать ее требованиям, принимая в расчет ее представление о собственной исключительности. Совсем о другом говорит попытка объединить все четыре изображения одним целостным сюжетом. Обычно так рисуют люди, склонные к самопознанию и стремящиеся к осознанной личностной интеграции. Тогда мы видим как бы один рисунок, включающий сюжетную сцену "с участием" растения, животного, предмета и человека, выражающих различные аспекты собственного "Я".

На рисунке студента педвуза, жалующегося на трудности общения со сверстниками, изображена тюремная стена с зарешеченным окошком (неодушевленный предмет) — "это стена внутри меня, которой я сам себя отгородил от людей" (рис. 5). Из-за нее во внутреннее пространство заглядывает лицо в профиль — "человек — это я сам пытаюсь заглянуть внутрь себя". На переднем плане — баран ("у меня прозвище — "Баран"), который щиплет дерево ("оно вынуждено страдать, потому что никуда не может уйти из своей тюрьмы").

Перейдем к описанию символических значений отдельных классов изображений.ЖИВОТНОЕ.Рисунок животного выражает бессознательное отношение к проявлениям витальности*.

1. Домашние животные.

Выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции "приручить" свою жизненную энергию. "Собака"— тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.

"Кошка"— потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.

"Птицы в клетках" и "рыбы в аквариумах"— тенденции к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования.

"Корова"и другие "полезные" животные, служащие источником питания — отождествление себя с ролью "кормильца" или "кормилицы", стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное).

"Вьючные животные"— при негативном отношении к персонажу — "на мне все ездят".

Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении — восприятие свой витальности и телесности как источника энергии и силы.

Дикие животные.

Их образы могут быть выбраны по разным основаниям.

Выбор конформного** образа.Например, "голубь — символ мира, а я очень добрый человек".

Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью.

Выбор "презираемых", подземных и ночных животных— представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.).

Опасные животные (скорпионы, волки и др.),символизирующие угрозу жизни для человека, — восприятие своей витальности как непредсказуемой, угрожающей. Тенденции к самоподавлению.

Животные, символизирующие силу, власть или особые способности (слоны, львы, орлы и др.)— восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.

Животные — сказочные героиинтерпретируются в соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у человека.

Наши рекомендации