В уголовно-исполнительной системе
Специфика общественных отношений, возникающих в процессе функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, обусловливает своеобразие административных процедур, применяемых в целях обеспечения пенитенциарной безопасности.
Правовые нормы, обеспечивающие реализацию административных процедур, содержатся как в законодательных актах, являющихся исключительно источниками административного права, так и в иных нормативных правовых актах, например в налоговом, гражданском, земельном, таможенном, уголовно-исполнительном законодательстве.[27]
В то же время данный вопрос относится к числу дискуссионных. В частности, отдельные авторы считают, что «такие правовые институты, как институт режимной территории исправительного учреждения (следственного изолятора), институт досмотров и обысков осужденных и иных лиц на территории исправительного учреждения, институт административного надзора за осужденными, освобождаемыми из мест лишения свободы, представляют собой по сути и содержанию административно-правовые юридические конструкции, однако, регулируя общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, они выступают в качестве элементов уголовно-исполнительного права».[28]
По нашему мнению, только учитывая в совокупности цели, основания, сроки, процессуальное оформление (при необходимости) и порядок осуществления мер, предусмотренных отраслевым законодательством, следует признать те или иные процедуры имеющими административный характер.
В настоящее время осуществляются мероприятия по реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-р[29]. Согласно ей необходимо изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания. Такое преобразование пенитенциарных учреждений, безусловно, повлечет изменение порядка осуществления надзора за осужденными, в том числе с помощью административных процедур.
Отдельные административные процедуры, применяемые в целях обеспечения пенитенциарной безопасности, содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[30], например основания и порядок применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы огнестрельного оружия (ст.31).
В соответствии с Федеральным законом от 06 июня 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[31] административный надзор за осужденными в исправительном учреждении устанавливается в отношении тех совершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, которые имеют непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
При этом с 15 сентября 2015 г. гл.29 Кодекса административного судопроизводства РФ[32] будет определяться порядок осуществления производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Расширению объема правового пространства административных процедур способствует нормативное корректирование. Так, с 11 января 2015 г. при осуждении к лишению свободы или принудительным работам граждане не снимаются с регистрационного учета по месту жительства.
В течение 7 рабочих дней администрация учреждения УИС предоставляет информацию в ФМС России о регистрации по месту пребывания граждан РФ, отбывающих наказание в виде лишения свободы или принудительных работ.[33]
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ[34] закрепляются меры, применяемые к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы. При этом процедуры их осуществления детализируются в подзаконных ведомственных актах. В частности, общая проверка наличия несовершеннолетних осужденных с обязательным построением производится младшими инспекторами дежурной смены под руководством оперативного дежурного не менее двух раз в день в установленное распорядком дня время в присутствии начальников отрядов или воспитателей.
Результаты проверки сверяются с учетом в спецотделе (п.4.1 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста РФ от 23 июня 2005 г. №9514)[35].
Административными процедурами на основании ч.5 ст.82 УИК РФ выступают проведение личного обыска осужденных, обыск помещений, в которых они проживают, а также досмотр их вещей. Личный обыск следует рассматривать как принудительное обследование тела и одежды осужденных с целью поиска, обнаружения и изъятия укрываемых, запрещенных к употреблению, хранению осужденными предметов, вещей, веществ, предупреждения побегов и иных противоправных действий. Он может быть полный (с раздеванием) и неполный (без раздевания). Личный обыск осуществляется лицом одного пола с обыскиваемым. Проведение полного обыска обязательно при прибытии осужденных в исправительное учреждение, до и после свиданий, при приеме осужденных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры.
Обыски территорий колонии, помещений осуществляются для выявления и изъятия запрещенных вещей и предметов, обнаружения подкопов и проломов, поиска скрывшихся осужденных, выявления и пресечения случаев использования осужденными не по назначению оборудования и инвентаря, выявления и пресечения запрещенных связей осужденных с иными лицами.[36]
Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, установлен приказом Минюста РФ от 03 ноября 2005 г. №205[37].
Административные процедуры в УИС достаточно часто применяются в упрощенном процессуальном порядке. К примеру, изъятие как мера, направленная на устранение из обращения у лиц вопреки их воле запрещенных вещей и предметов, недопущение продолжения их использования в противоправных целях, а также на сбор вещественных доказательств.
Правом изъятия у осужденных запрещенных к использованию в исправительном учреждении вещей обладают представители администрации учреждения.
Запрещенные вещи, а также вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются в момент обнаружения, о чем составляется рапорт или акт, затем проводится проверка и принимается решение начальника ИУ. Изъятые у осужденных запрещенные вещи, не относящиеся к ценным, сдаются на склад для хранения либо уничтожаются по решению начальника ИУ, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись. Такое же решение принимается и в отношении продуктов питания, полученных в неустановленном порядке. Администрация исправительного учреждения выдает осужденным квитанцию о приеме для хранения на складе изъятых и сданных вещей.
Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что административные процедуры, применяемые в УИС, представляют собой урегулированный нормами административного права порядок осуществления органами и учреждениями УИС деятельности по разрешению подведомственных им юридических дел или совершению отдельных административно-правовых действий в целях обеспечения правопорядка и пенитенциарной безопасности.