Краткий курс общей экологии. Ч. 1 и 2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. - Уфа: БГПУ, 2011. - Ч.I - 206с., Ч.II - 180с
В 1 части учебника (Экология видов и популяций) освещаются основные вопросы общей (биологической) экологии: история, экология видов (аутэкология – факторы среды, адаптации организмов, жизненные стратегии), популяционная экология (характеристика популяций, их динамика и взаимоотношения внутри популяций). Дан обзор основных типов межпопуляционных (межвидовых) взаимоотношений: конкуренции, эксплуатации, мутуализма. Рассматриваются концепция экологической ниши. Обсуждаются вопросы рационального использования и охраны популяций.
Во 2 части (Экология экосистем и биосферы) рассматриваются экология экосистем (функциональная структура, потоки энергии, разнообразие экосистем, включая агроэкосистемы и урбоэкосистемы, и их динамика), биосфера (структура и круговороты основных биогенов). Кратко рассматриваются проблемы прикладной экологии, при решении которых используются принципы общей экологии (агроэкосистема, городская экосистема, промышленная техносистема), а также концепция ноосферы, проблема потепления климата и основные характеристики устойчивого развития человечества.
Для бакалавров и магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Экология», «Биология», «Медицина», «Сельское хозяйство». Представляет интерес для научных работников в области биологии, экологии, лесного и сельского хозяйства и практиков, работающих в сфере охраны окружающей среды.
История психологии: идеи, концепции, направления. Абдурахманов Р.А. - 2-е изд., стер. - М.: МПСИ, 2008. - 326 с.
В данном учебном пособии представлены основные этапы развития психологии в рамках других наук и как самостоятельной науки. В первом разделе книги раскрыты основные этапы развития психологии в рамках учений о душе. Во втором разделе книги раскрыты основные этапы развития психологии в рамках учений о сознании. В нем представлены основные психологические идеи в философских учениях Древнего Рима, Средневековья и эпохи Возрождения. В третьем разделе книги рассмотрено развитие психологии как самостоятельной науки со второй половины XIX века по настоящее время.
Пособие предназначено для студентов, изучающих историю психологии и общую психологию, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией.
Для формализованного составления рецензии, отзыва или аннотации часто используются речевые стандарты – аспект-маркеры.
Задание: К наименованиям аспекта приведите маркеры.
ДОБАВИТЬ ПО 2-3 своих примера во второй столбик
Аспект-маркер
Наименование аспекта | Маркер аспекта |
Сведения об авторе Профессия | Автор монографии - … Монография известного отечественного исследователя… Автор, доктор технических наук, профессор… |
Ученая степень, звание | Академик…посвятил свою монографию Статья доцента кафедры профессионального образования…посвящена… |
Национальность или гражданство | Автор, известный французский математике… Книга видного американского социолога… посвящается… Труды…, родившегося в России и эмигрировавшего в США,…заложили основу нового научного направления - … |
Форма (жанр) аннотируемого документа + предмет рассмотрения или тема документа | Издание (монография, статья, учебник, практикум, словарь, руководство и т.п.) посвящено (представляет собой, содержит, дает представление и т.п.)… Сборник включает статьи, посвященные… В справочнике нашли освещение вопросы… |
Время исследования | Хронологические рамки исследования -… Анализируемая работа содержит сведения о…за период… |
Место исследования | Описывается способ…, разработанный в Московском НИИ радиологии… Рассматривается технология педагогического проекта, разработанная… |
Характер подачи материала | В монографии всесторонне анализируется… Сборник – итог комплексного исследования… Обосновывается и раскрывается сущность проблемы… |
Постановка проблемы | Рассматривается (обсуждается, ставится, дискутируется.. и т.п.) проблема… |
Описание методики | Описан принципиально новый метод… Рассматривается метод… |
Сведения о фактическом материале, положенном в основу исследования | На обширном фактическом материале… показывается… Книга основана на фактических данных… Анализируются реальные события… |
Обобщение данных по различным источникам | В монографии обобщен научный материал… Приводятся результаты коллективного изучения и обобщения Обобщаются ранее не систематизированные данные по… |
Рекомендации практического характера | Даются рекомендации по… Описываются рекомендации по практическому применению… На практике рекомендуется… |
Отличительная особенность, новизна излагаемого материала | Принципиальное отличие подхода…, который отстаивает автор, заключается в… Впервые вводится в научный оборот… Сборник посвящен малоизученной проблеме… В монографии впервые представлен… |
Причины переиздания и отличительные особенности данного издания | Третье издание…включает новые разделы по… В переиздании…заново написаны главы о…, изменена структура… Новое издание отличается от предыдущего… В отличие от…, в состав нового издания вошли… |
Характеристика справочного аппарата издания | Издание снабжено…(вступительной статьей академика…, предметным и именным указателями…) В состав справочного аппарата монографии вошли… Статья (монография) сопровождается списком литературы, включающим… названий. |
Читательский адрес и целевое назначение | Книга, статья адресуется (рассчитана, предназначена для…, представляет интерес для, может быть использована, будет полезна, может быть рекомендована…) |
БУДЕТ еще ТЕСТ (спрашивать буду «МОЛЧУНОВ»)
Рефлексия.
Проверьте себя. Жанровые признаки отзыва:
- прозаическая форма
- общественно значимые темы
- краткое цитирование
- эмоциональная речь
- выраженность авторской позиции
- сочетание информации и впечатлений, оценки
- тон и стиль отзыва должен соответствовать жанру произведения