Лекция №4

Это психологические препятствия на пути адекватной передачи и получения информации.

± Барьеры понимания

Фонетический

дефекты речи и дикции;

монотонная, невыразительная речь;

быстрая речь, скороговорка;

использование звуков и слов-паразитов.

Семантический –из-за различия в тезаурусах (словарь понятий):

использование профессиональных терминов и жаргона;

использование диалектов;

использование сленгов и жаргонов;

многовариантность смысловых значений слов.

Логический –различия в логиках партнеров:

мужская – женская

взрослого – ребенка

преподаватель – студент

Стилистический

несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения, актуальному психологическому состоянию партнера

± Барьеры социально-культурных различий

Ø социально-демографические различия: пол, возраст, социальное положение, национальность, образование, профессия, место проживания, религия, семейное положение, политические взгляды

Ø социально-психологические различия: темперамент, особенности характера, способности, направленность, психологические комплексы

± Барьеры отношений

неприязнь к человеку, сразу тянет за собой все другие барьеры.

Общение как социально перспективный процесс

Перцепция – процесс взаимного восприятия партнеров, формирование отношений между ними.

1. Формирование первого впечатления

Наблюдатель:

I. внешние характеристики, отдельные аспекты поведения

II. приписывание личностных особенностей

III. прогноз поведения и отношения

IV. формирование собственного отношения и поведения

2. Механизм восприятия

- эмпатия

- идентификация (отожествление) – умение поставить себя на место партнера и понять его с его точки зрения

- рефлексия – умение понимать как воспринимает партнер главного субъекта, как партнер воспринимает Вас. Рефлексия – самая эффективная из трех.

3. Перцептивные барьеры

это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия партнера.

Барьеры перцептивной информации

± барьер первого впечатления

± барьер стереотипов

Стереотип – это устойчивое представление о различных социальных группах.

Виды стереотипов:

а) полоролевые

б) возрастные

в) национальные

г) профессиональные

д) территориальные

Барьер личностных особенностей

± барьер занятости собой

± барьер боязни контактов (в результате негативного опыта коммуникации)

Наши рекомендации