Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим у современной молодежи.

Исследование моральных установок посредством разработанного нами метода предполагает анализ отношений субъектов - носителей рассматриваемых установок. Отношение к себе и окружающим является оценочным отношением, поэтому в качестве референтного показателя морального отношения нами было избрано моральное оценивание.

В качестве объектов оценок нами были выбраны три стороны образа Я - Я реальное, Я идеальное и Я социальное - а также образы Предпочитаемого другого, Отвергаемого другого и Большинства. Выбор в качестве объектов оценивания не одной недифференцированной самооценки, а именно трех составляющих дает возможность всесторонне рассмотреть соотношение субъекта и проанализировать его представления о себе самом, о своем желательном состоянии и рефлективный образ - представление о себе в глазах окружающих. Отношение к другим людям также было признано целесообразным анализировать через выражение оценочного отношения к полярным представителям окружающих людей - тому кто нравится, вызывает симпатию, уважение (Предпочитаемый другой), тому кто не нравится, вызывает неприязнь, отвержение (Отвергаемый другой) и наконец к большинству окружающих, как некоторой обобщенной недифференцированной оценке. Таким образом, респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале выраженность предлагаемых в оценочном листе качеств у шести объектов оценивания: Я реального, Я идеального, Я социального, Предпочитаемого другого, Отвергаемого другого и Большинства. Оценочный лист приводится в Таблице 2 Приложения 1.

94 Рассмотрим общие особенности морального оценивания. Вначале проанализируем, как оценивают испытуемые себя и других людей. Средние значения оценок различных сторон Я представлены на рисунке 3.1.1.


Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим у современной молодежи. - student2.ru

5.00 4,80 4,60 4,40 4.20 4,00 3,80 3,60 3,40 3,20 3,00

—♦— Я-реальное • - Я-идеальное ■ -Л— Я-социальное

Рисунок 3.1.1. Средние значения оценок Я реального, Я идеального и Я социального

Как видно из рисунка, испытуемые в среднем наиболее высоко оценивают выраженность в Я-реальном способности к сотрудничеству и к пониманию, стремления к успеху, общительности и доброжелательности.

В таблицах 1 и 2 Приложения 3 представлены ранговые ряды атрибутируемых качеств, отражающие мнение испытуемых о степени выраженности перечисленных качеств у них самих и других оцениваемых.

Как следует из Таблицы 1, как наиболее характерными для себя испытуемые считают коммуникативные качества. Для Я реального наиболее характерными названы: способность к сотрудничеству и пониманию, общительность, дружелюбие, доброжелательность. Также высокое ранговое место занимает стремление к успеху, что достаточно типично для молодежной выборки, однако подчеркивание выраженности стремления к успеху с той же интенсивностью, что и коммуникативных качеств, скорее

95 всего, указывает на готовность реализовывать указанное стремление

посредством коммуникативных умений.

Это предположение подтверждается и тем, что последнее ранговое место в ряду занимает трудолюбие, качество, которое наши молодые испытуемые считают наименее характерным для себя. Также они называют для себя нетипичными волевые качества (авторитетный, волевой, уверенный в себе) и качества, характеризующие отношение к другим людям (открытый, честный, мягкий). То есть, среднестатистическое представление о себе у современного молодого человека выглядит примерно так: эффективный коммуникатор, готовый к сотрудничеству ради успеха, не отличающийся трудолюбием и волей и не склонный к искренности и мягкости.

Для Я идеального, прежде всего, обращает на себя внимание нахождение в верхней и нижней части рангового списка качеств наименее характерных для Я реального. Причем, волевые качества названы наиболее желательными, а качества, отражающие мягкость, доброту и готовность помочь - наименее желательными. Так, самыми желательными качествами названы: умный, уверенный в себе, целеустремленный, волевой, ответственный, самостоятельный, сильный. Попавшее в этот ряд качество способный понять, следует рассматривать так же как интеллектуальную способность, а не как эмпатическую готовность к пониманию другого ради него самого.

Наименее желательными были названы качества, которые отражают моральность и теплоту межличностных отношений: мягкий, открытый, добрый, щедрый, готовый помочь, честный, преданный. Это соответствует образу жесткого и агрессивного победителя, избавленного от сантиментов, мешающей доброты и моральных ограничений по отношению к окружающим.

Для представления о себе в глазах окружающих - Я социального -наиболее высоко оценены качества воспитанный, общительный, доброжелательный, умный, дружелюбный. Этот список практически

96 повторяет список качеств, атрибутированных как наиболее характерные для

Я-реального. Однако, здесь более высокую ранговую позицию заняло

качество воспитанный и значительно снизилась ранговая позиция качества

стремящийся к успеху. Заметим, что воспитанность, согласно проведенному

нами опросу школьников и студентов, является, по их мнению, наиболее

частотным качеством порядочного человека. Так же и другие качества,

возглавляющие список Я-социального, относятся к наиболее частотным

качествам порядочного человека, повторяют его портрет, что показывает, что

современный молодой человек полагает, что окружающие считают себя

глубоко порядочным человеком. В то же время следует отметить, что с

понижением рангового места качеств стремление к успеху и способность к

сотрудничеству, образ Я-социальное лишился динамизма, присущего образу

Я-реальное, он воспринимается как значительно более пассивный и

статичный. Респонденты считают, в большинстве, что в глазах окружающих

они выглядят не как эффективные коммуникаторы, направленные на

достижение успеха, а просто как приятные светские собеседники с

необязательными разговорами.

Это согласуется с тем, что низшие ранговые позиции в списке (как, впрочем, и для Я-реального) занимают именно волевые качества: авторитетный, волевой, сильный, трудолюбивый, самостоятельный. При этом мягкость и честность перешли в середину списка. То есть, респонденты полагают, что окружающие считают их более моральными, чем они являются на самом деле, однако, их лень и безволие проявляются вовне достаточно очевидно.

Таким образом, на основании анализа самооценки качеств, можно заключить, что современный молодой человек считает себя эффективным коммуникатором, готовый к сотрудничеству ради успеха, не отличающийся трудолюбием и волей и не склонный к искренности и мягкости. Он считает, что окружающие воспринимают его, в общем, адекватно, как порядочного воспитанного человека, приятного собеседника, хотя и несколько ленивого.

97 В то же время он бы хотел быть совершенно иным человеком: уверенным в

себе, волевым, целеустремленным и, одновременно, жестким, недобрым и

дистанцированным по отношению к окружающим. Можно заключить, что у

современных молодых людей сформировался в качестве образца образ

жесткого эмоционально холодного победителя. Однако, они считают, что

сами таковыми не являются и, тем более, не представляются такими

окружающим.

Прежде чем анализировать соотношение образов Я-реального, Я-

идеального и Я-социального, рассмотрим как современные молодые люди

оценивают окружающих людей. Средние значения оценок значимых других

представлены на рисунке 3.1.2.

5.00


Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим у современной молодежи. - student2.ru

4,00

3,00

♦ • ■ Предпочитаемый ■ О ■ - Отвергаемый -Д— Большинство

2,50

■И,

2,00

1,50

! | I I I I | I I |

І

Рисунок 3.1.2. Средние значения оценок Предпочитаемого, Отвергаемого и Большинства

Ранговые ряды качеств значимых других представлены в Таблице 2 Приложения 3. Так, у Предпочитаемого, наиболее высоко оценены качества: способный к сотрудничеству и к пониманию, общительный, умный, дружелюбный/доброжелательный, готовый помочь. Перечень, в целом, сходен с образом Я-реальное, за исключением качества стремление к успеху,

98 здесь отсутствующего, что делает Предпочитаемого, хотя и весьма сходным

с Я-реальным, однако представляет его позицию как относительно более

страдательную, пассивно готовую к принятию сотрудничества со стороны

самого субъекта.

Качества, признанные наименее характерными для Предпочитаемого, также весьма сходны с наименее характерными качествами Я-реального: мягкий, авторитетный, открытый, трудолюбивый, щедрый, ответственный. Отличие состоит в том, что здесь не представлено качество честность, названное среди наименее характерных качеств Я. То есть, хотя у себя респонденты этого качества не признают и не считают его желательным, у Предпочитаемого это качество не является столь нежелательным. В то же время, интересно, что качество воспитанный также оказалось одним из наименее характерных для Предпочитаемого, что, видимо, свидетельствует, что фактически оно не относится к числу особенно ценимых молодыми людьми человеческих качеств.

У Отвергаемого наиболее высоко оценены: стремление к успеху, уверенность в себе, самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие и ум. То есть это набор качеств весьма сходный с качествами атрибутируемыми Я-идеальному и описывающими образ сильного, уверенного и упорного победителя — такого человека, каким хотел бы быть сам субъект. Однако, по собственному признанию, не являясь таким, он отвергает тех, кто наделен этими качествами.

Наименее выражены, у Отвергаемого преданность, порядочность, готовность понять и помочь, справедливость, щедрость. То есть, наиболее неприемлемыми оказываются люди, проявляющие аморальность в межличностных отношениях, непорядочные, могущие предать, несправедливые, неспособные понять другого и прийти на помощь. Обращает на себя внимание, что примерно сходный список качеств представлен среди наименее желательных качеств Я-идеального. То, за отсутствие чего порицают других, не хотят иметь и сами, при этом

открытость и доброта занимают в списке качеств, атрибутируемых Я-

идеальному даже относительно более низкие ранговые места. Справедливости ради следует заметить, что списки Я-идеального и Отвергаемого не идентичны, и они отличаются, прежде всего, оценками выраженности качеств. Если качества, атрибутируемые Я-идеальному, находятся в диапазоне от сильной выраженности в верхней части списка до невыраженности в конце (от +2 до 0), то значения в списке качеств Отвергаемого располагаются от признания выраженности указанных качеств в верхней части списка до выраженности противоположного качества в нижней части (от +1 до -1). Однако, признавая эти количественные различия, и не абсолютизируя сходство списков, мы обращаем внимание на значительные совпадения рассмотренных образов.

Среди качеств свойственных Большинству, в верхней части списка представлены: стремящийся к успеху, общительный, способный к сотрудничеству, умный, уверенный в себе, целеустремленный. Это перечисление достаточно сходно с качествами Я-реального (и, соответственно, Предпочитаемого), однако, наличие таких качеств как уверенный в себе и целеустремленный сближает образ Большинства также и с Я-идеальным (и, соответственно, Отвергаемым). Среди качеств наименее характерных для Большинства, таких как, преданный, щедрый, мягкий, честный, справедливый, трудолюбивый, также представлены качества, сближающие это образ с различными составляющими образа Я. Различие здесь состоит, главным образом, в том, что отсутствие преданности подчеркнуто настолько же отчетливо, как и для Отвергаемого. С точки зрения респондентов, большинство окружающих объединяет свойства практически всех других оцениваемых, как различных сторон образа Я, так и предпочитаемых и отвергаемых людей, что достаточно естественно. В то же время, большинство оказывается более активным, уверенным и целеустремленным, нежели Я-рельное и Я-социальное и Предпочитаемый,

100 более коммуникативно ориентированным нежели Я-идеальное и

Отвергаемый.

Следует заметить, что такие качества как честность, мягкость, открытость, справедливость, щедрость, во всех ранговых списках оказались на последних местах, что говорит об уверенности современных молодых людей в невыраженности этих качеств у всех окружающих, включая их самих. Эти качества, по мнению наших респондентов, с одной стороны, неразвиты практически у всех современных людей, но с другой стороны, явная выраженность противоположных качеств делает человека неприемлемым для окружающих, то есть, отвергаемым.

Для того, чтобы проверить наши интуитивные догадки относительно соотношения отдельных составляющих образа Я и образов других людей, рассмотрим результаты корреляционного анализа (см. рис. 3.1.3).

Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим у современной молодежи. - student2.ru

Рис. 3.1.3. Корреляционная плеяда ранговых корреляций Спирмена между ранговыми рядами качеств. Все корреляции положительные (одинарная линия - корреляция р<0,01, двойная линия -корреляция р<0,0001)

Расчет ранговых корреляций Спирмена между ранговыми рядами

качеств показывает, что центральное место среди всех оцениваемых образов

101 занимает Я-реальное. Именно представление о себе реальном организует все

пространство представлений о себе и других людях. В теснейшей связи с Я-

реальным находятся представления о Я-социальном, Предпочитаемом

другом и Большинстве. Эти четыре образа создают основную устойчивую

конструкцию представлений о себе и окружающих людях. При этом образы

Я-рельного, Я-социального и Предпочитаемого оказались прямо не

связанными с образами Я-идеального и Отвергаемого.

Вторым центром плеяды является представление о Большинстве людей. Это образ оказался связан со всеми исследовавшимися образами. Он объединяет и конституирует различные подплеяды. Именно представление о том, что представляет собой большинство людей, позволяет человеку объединять разрозненные и противоречивые образы своих представлений в единую композицию.

Вторая подплеяда объединяет, кроме образа Большинства, также образы Я-идеальное и Отвергаемый. Последние два образа оказались наиболее близки друг к другу. Как следовало и из нашего предварительного анализа ранговых рядов, Я-идеальное и Отвергаемый оказались поразительно близки по последовательности степени выраженности атрибутируемых качеств. В них прослеживается та же логика соотношения отдельных моральных черт. Эта логика, с одной стороны, отвергается, с другой (пусть при иной степени выраженности отдельных качеств) - признается желательной для себя самого.

В этом, судя по всему, проявляется маргинальность и амбивалентность моральных представлений современной молодежи: С одной стороны, им нравятся качества, высоко оцененные у Предпочитаемого, Я-реального, Я-социального, и они признают себя (возможно с некоторой переоценкой) носителями этих качеств. С другой стороны, композиция качеств, отмеченная у Отвергаемого, оценивается как наиболее предпочтительная для самого себя (Я-идеальное). Видимо, это отражает распространенной мнение о необходимости следовать народной мудрости «с волками жить...», то есть

102 адаптироваться к неблагоприятным окружающим условиям, следуя установкам потенциальных противников в конкурентной борьбе. В то же время, они признают, что не обладают такими установками и даже не рассчитывают, что создали у окружающих иллюзию, что ими обладают. Также здесь прослеживается некое самолюбование современного молодого человека. Он как бы утверждает: нужно быть сильным, жестоким и зубастым, но я-то не такой, я - высоко моральный и духовный и оттого страдаю. Что, надо полагать, действительности не совсем соответствует, однако, имеет позитивный потенциал - признание морали как высшей ценности. Предполагается следующий дискурс: признавая отсутствие качеств силы, упорства и агрессивности, необходимых в конкурентной борьбе, наши испытуемые считают себя и тех, кого они предпочитают, носителями большего достояния - морали.

Рисунок 3.1.4. Средние значения оценок Я реального в исследованиях 1985 и 2000 годов.

В аналогичном исследовании 15 лет назад нами были получены результаты, значительно отличающиеся от рассмотренных. Средние значения оценок Я реального в исследованиях 1985 и 2000 годов представлены на рисунке 3.1.4. и в таблице 9 Приложения 3.

Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим у современной молодежи. - student2.ru

103 Сравнение средних оценок Я-реального, полученных в исследовании

1985 года со средними оценками рассматриваемого исследования 2000 года

показывает, что за 15 лет произошли значимые изменения в самооценке и

самоотношении. Так, отмечается больший разброс средних значений.

Диапазон разброса средних значений 1985 г. составляет 0,62 единицы,

современных данных - 1,19 единиц. Если раньше молодые люди отмечали

примерно одинаковое развитие своих положительных качеств, то

современные молодые люди стали оценивать себя более

дифференцированно.

Значимо выше по критерию t стали оцениваться целеустремленность, ответственность и общительность (р<0,01), значимо ниже - трудолюбие, готовность помочь, честность (р<0,01) и доброта (р<0,05). Можно заключить, что 15 лет назад молодые люди значимо выше оценивали внутреннюю готовности к позитивному взаимодействию с другими людьми, а также готовность трудиться. В то время как они значимо ниже оценивали свою коммуникативную направленность и устремленность к достижению цели.

Сравнение ранговых рядов качеств 1995 и 2000 годов показывает, в общем, те же тенденции (см. таблицу 10 Приложения 3). Значительно снизилось ранговое место честности, готовности помочь и доброты. Ранговые места общительности, целеустремленности, открытости и ответственности повысились. Это показывает, как изменились приоритеты в представлениях о себе молодых людей. Современные молодые люди считают себя более коммуникативно искушенными, большая открытость взаимодействию сочетается у них с относительно меньшей честностью и готовностью помогать другим.

Нам представляется, что отмеченное изменение в приписывании себе качеств различной степени выраженности показывает, как молодежь приняла смену общественного идеала. От требования быть добрым, помогающим произошел переход к требованию быть социально успешным. Отношение к окружающим воспринимается уже не как самоцель, а как средство

104 достижения иных целей. В качестве позитива можно отметить, что в качестве

такого средства рассматривается доброжелательность, сотрудничество,

понимание, а не агрессия или какое-либо подобное отношение.

Заметим, что относительно невысокая оценка собственного трудолюбия и волевых качеств характерна как для тогдашних, так и для нынешних молодых людей. Эти качества замыкают ранговые списки. Отмеченное выше значимое понижение оценки трудолюбия показывает, что раньше молодые люди считали себя умеренно трудолюбивыми, а теперь для них свойственно оценивать у себя это качество более низко. Это связано, с одной стороны, с большей дифференцированностью оценок современных молодых людей, с другой - с отмечавшейся тенденцией занижать оценку своих усилий и, соответственно, трудолюбия, в качестве защитной меры для оправдания возможных неуспехов.

Отношения к окружающим у молодых людей также претерпели значительные изменения. Средние значения оценок Предпочитаемого в исследованиях 1985 и 2000 годов представлены на рисунке 3.1.5. и в таблице 9 Приложения 3. Из рисунка видно, что современные молодые люди стали оценивать Предпочитаемого другого, в целом, выше, чем это делали их сверстники 15 лет назад. Значимо выше по критерию t стили оцениваться большинство качеств, а особенно воля, общительность, целеустремленность, способность понять другого (р<0,01). Не отмечается различий в оценках ума, честности, открытости, трудолюбия, а качество мягкость стало оцениваться в тенденции ниже (р<0,05). То есть, нынешние молодые люди стали выше оценивать предпочитаемых других, особенно в отношении высоко ценимых волевых и деловых качеств.

Напомним, что современные молодые люди склонны признавать превосходство Предпочитаемых над собой по развитости большинства положительных качеств. Молодые люди 1985 года склонны признавать превосходство Предпочитаемого над собой в отношении ума, честности, открытости и трудолюбия (р<0,01), как это следует из таблицы 10

Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим у современной молодежи. - student2.ru 105

Приложения 3. По другим качествам значимых различий не обнаружено. Это показывает, что современные молодые люди склонны, скорее, завышать оценки тех, кто им нравится.

5,00

,щ - ♦■-■-.. ...--♦-..

4 "--* ■-'*- -

щ.------ а -♦.......... ж ,♦■

4,50

4,00 3.50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00

- - ♦ • ■ 2000

-*- 1985

|

Рисунок 3.1.5. Средние значения оценок Предпочитаемого в исследованиях 1985 и 2000 годов

Сравнение ранговых рядов качеств, приписываемых Предпочитаемому в 1985 и 2000 годах, показывает, что значительно повысились ранговые места качеств общительный, целеустремленный и волевой. Особенно это касается качества общительность. Оно перешло с последнего рангового места на второе. При этом понизились ранговые места доброты, честности и открытости. Такая соотносительная представленность качеств показывает, что современные молодые люди стали относительно меньше внимания обращать на собственно моральные характеристики предпочитаемых других. Более приоритетными для них стали коммуникативная направленность и волевые качества. Предпочитаемый для них, тем самым, становится не задушевным другом, а удобным деловым партнером и собеседником. Таков запрос современных молодых людей, им требуется товарищ для борьбы за

106 успех и для приятного поверхностного общения, доброта, честность и

открытость настоящего друга оказываются не столь востребованными.

Заметим, что общительность отмечалось как наиболее выраженное

качество Отвергаемого в исследованиях 1985, как это видно из рисунке 3.1.6,

показывающего средние значения оценок Отвергаемого в исследованиях

1985 и 2000 годов. Также они представлены в таблице 9 Приложения 3.

Повышенная общительность была качеством, которое наиболее претило в

окружающих молодым людям 15 лет назад. Теперь, как мы знаем,

общительность оценивается весьма положительно. Поэтому имеется

значимое снижение среднего значения оценки общительности Отвергаемого

у современных молодых людей. Значимо выше у Отвергаемого стали

оцениваться мягкость, трудолюбие, воля и ответственность (р<0,01). Это

свидетельствует об относительно большей терпимости к окружающим у

современных молодых людей, по крайней мере, в отношении данных

качеств.

5,00 4.50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00

"-■♦-/

/ \ / \

/ \

1 \ - - ♦ - -2000

М \ * — -О - 1985

I

Рисунок 3.1.6. Средние значения оценок Отвергаемого в исследованиях 1985 и 2000 годов

Сравнение ранговых рядов качеств, приписываемых Отвергаемому в 1985 и 2000 годах, показывает, что значительно повысились ранговые места

107 качеств трудолюбивый и мягкий и снизились ранговые места готовности

помочь и понять другого. Это показывает, что у современных молодых

людей относительно снизилась нетерпимость к отсутствию у других любви к

труду и проявлений мягкости. Трудолюбие, как и мягкость, как мы заметили,

для них не является ценимыми качествами, и они не стремятся осуждать

других за их отсутствие. В то же время, относительно больше внимания

обращается на качества, проявляющиеся в социальном взаимодействии -

готовность помочь и понять другого.

Данные наблюдения показывают, что по сравнению с молодыми людьми 15-летней давности, современные молодые люди имеют существенно иные образы себя и значимых других.

Приведенный анализ позволяет заключить, что предлагаемый метод обладает достаточной чувствительностью и позволяет с необходимой точностью и достоверностью фиксировать особенности самоотношения и отношения к другим у респондентов рассматриваемой возрастной группы. Также, полученный обобщенный образ современного молодого человека, в том числе, в сравнении с поздне-советским молодым человеком, служит удобным основанием для рассмотрения особенностей самоотношения респондентов с различными моральными установками.

Наши рекомендации