Vi. активизация развернутой речи 6 страница

Сюжет игры. Логопед. Дети, прислушайтесь! Мне ка­жется, кто-то тихо плачет в уголке игрушек! Это плачет Зайка. Понятно. У него зубки разболелись! А кто это стонет? Медвежо­нок? Да-да. Он вчера очень много меду съел, не послушался маму. Теперь у него живот болит. А Котенок упал с дерева и ушиб лапку. Как помочь нашим зверюшкам? Вот и начнем игру «На приеме у доктора Айболита»!

Ход игры.

Логопед. Открыта больница для птиц и зверей. Идите лечиться в нее поскорей! Кто же будет добрым доктором? Он должен говорить ласково, обязательно четко. Так сумеет говорить Витя. Вот он и будет сегодня Айболитом. (Вывешивается вы­веска «Доктор Айболит». Логопед надевает Вите шапочку и повязку на руку, дает ему атрибуты врача.) Доктор, подго­товьтесь к приему, разложите все лекарства и рецепты. (Док­тор, вынимая из «докторского» чемоданчика каждый предмет, кладет его на стол, говорит о его назначении.) Кто будет по­могать доктору на приеме? Кто будет делать уколы? Кто сможет громко объяснить родителям, как принимать лекарство, которое назначил доктор? Кто сможет ласково и четко поговорить с больным? Хорошей медсестрой сможет быть Лена. (Надевает Лене повязку на руку.) Иди, медсестра, помоги доктору раз­ложить все по порядку. (Медсестра помогает и сопровождает свои действия речью.) В семье Зайчиковых у бедного ребенка зубки разболелись. (Дает одному ребенку для зайца косынку.) Перевяжи ему щеку, успокой его и звони Айболиту.

Мама (перевязывает зайцу щеку). Потерпи немного. Сейчас мы позвоним, и доктор нам поможет. (Снимает трубку, наби­рает номер телефона.) Попросите, пожалуйста, Айболита.

Айболит (снимая трубку). Я у телефона.

Мама. Доктор, помогите, пожалуйста! Мой Зайка грыз очень жесткую морковку. Теперь у него болят зубки.

Айболит. Приводите ребенка ко мне. Я положу ему на зуб лекарство, и ему станет легче.

Мама (ведет Зайку). Не плачь, сынок! Сейчас тебя доктор вылечит.

Приходят к Айболиту. Здороваются.

Айболит. Зай! Открой рот шире! Скажи: Ааа! Да-а! Зубы надо лечить! Я положу на зуб лекарство (кладет лекарство), а вы (поворачивается к сестре) сделайте укол в лапку. Ты ведь тер­пеливый. Чуть-чуть надо потерпеть, а потом боль пройдет.

Медсестра. Сейчас я возьму самую лучшую иголку, очень хороший шприц. (Берет шприц, наполняет его.) Давай, Зайка, лапку. Вот и все! (Делает укол, протирает ваткой. И т. д.)

Мама. Спасибо вам, доктор! Спасибо, сестричка! (Берет на руки зайца.) Теперь мой Зайчик здоров!

Аналогично возникают импровизированные диалоги с роди­телями Медвежонка и Котенка. Айболит просит медсестру погла­дить больному животик и объясняет родителям, как надо кормить ребенка. Айболит вместе с сестрой сам приезжает к больному Котенку. Он не может ходить, потому что упал.

Айболит. Что болит у вашего Котенка?

Мама. Я вам по телефону говорила — он упал с дерева, у него болит лапа.

Айболит. Кто ему перевязывал лапу?

Мама. Я сама.

Айболит. Вы перевязали слишком туго! Сестра, поправьте, пожалуйста! (Медсестра поправляет.) Вы прикладывали лекар­ство?

Мама. Я хотела смазать йодом, но Котенок очень каприз­ничал.

Медсестра. Сейчас мы смажем. (Строго — Котенку.) Ай-ай-ай! Ты шалун и капризуля! (Смазывает лапу и вновь перебинтовывает.)

Айболит. И чтобы лапа не болела, я выпишу лекарство. (Выписывает рецепт.) Вот, пожалуйста, рецепт!

Мама (берет рецепт). Спасибо вам большое! У вас мой ребе­нок сидит спокойно, не капризничает! И т. п.

В конце игры логопед оценивает речь и инициативу в игре каждого участника, награждает Айболита значком «Добрый доктор». Ребенок, который особенно старался говорить четко, назначается доктором на следующем занятии.

Игра проводится в течение нескольких дней. Дети меняются ролями, появляются новые «больные». (У Ослика заболели ушки, потому что упрямец в холодную погоду стоял на ветру; Щенку в глаз попали мячом и т. д.) На последующих занятиях речь детей становится более инициативной, так как, хорошо зная сюжет игры, они скорее придумывают новые ситуации и диалоги.

Игра «Аптека» может быть продолжением или частью преды­дущей игры. Родители приходят в аптеку, показывают рецепты, платят в кассу, берут таблетки, пузырьки, градусники, гор­чичники. Провизор говорит о назначении различных лекарств и о способах их применения.

2. «Прогулка». Под гото в к а к и г р е. По просьбе логопеда родители, гуляя с детьми по улице, обращают их внимание на общественные здания, рассказывают об их назначении, об увиден­ных исторических памятниках; о светофорах, милиционерах, ре­гулирующих движение. Знакомят детей с правилами уличного движения. Дома дети выполняют поделки: жезл регулировщика, светофор, шапку для милиционера, лепят фигурки, изобра­жающие памятники, монументы (например, танк на постаменте — защитникам города, ракета, летящая ввысь,— героям космоса и т. д.).

Оборудование. Светофор, шапка, свисток и жезл для ми-

Vi. активизация развернутой речи 6 страница - student2.ru лиционера, картинки с изображением общественных зданий (ма­газин, школа, поликлиника, аптека, театр, музей), машин; иг­рушечные машины; поделки детей (рисунки, лепка, склеенные макеты памятников, фонтанов и пр.).

Роли. Воспитатель детского сада, группа детей, шофер, заведующая детским садом (роль для логопеда).

Сюжет игры. Логопед. Ребята, вы с родителями были на прогулке и очень интересно о ней рассказали. Сегодня дожд­ливая погода, нельзя выходить на улицу, но мы сможем погулять прямо в нашей комнате. Тут будет улица. (Логопед показывает, как расставить стульчики в два ряда.) А это — здания, которые находятся на улице. (На стульчиках расставляются картинки и поделки детей.) О них будете рассказывать во время нашей прогулки. Эта машина ждет своего шофера. А у светофора встанет милиционер. Он будет следить, чтобы никто не нарушал правила уличного движения.

Ход игры. Логопед.

Начинается игра:

На прогулку, детвора!

— Сейчас я — заведующая детским садом. А воспитатель­ницей у нас будет Лена. Она ведь самая дисциплинированная, поэтому ее все будут слушаться. Елена Владимировна! Пост­ройте, пожалуйста, свою группу на прогулку. (Лена строит детей, логопед отбирает двоих, назначая их шофером и милиционером.)

Логопед. Елена Владимировна, пора на прогулку.

Воспитательница. Дети, одевайтесь быстрее! Посмот­рите на себя и. на своих товарищей. Все ли одеты аккуратно?

Ребенок. У Вовы не все пуговицы застегнуты!

Воспитательница. Вова, застегнись! Сегодня у нас про­гулка по городу. Встаньте парами! Идите не спеша!

Дети встают парами, идут по комнате, соблюдая правила уличного движения. Милиционер меняет сигналы светофора.

Воспитательница. Сейчас красный свет. Нам идти нельзя. Пропустим машины.

Шофер передвигает разные машины в одном и другом на­правлении. Одна машина продолжает движение на желтый сигнал светофора.

Милиционер (свистит, подзывает шофера). Почему вы нарушаете правила? Был желтый свет.

Шофер. Извините. Я не заметил!

Милиционер. Ваши права. Правил не знаете!

Шофер. Знаю!

Стой!

Заучи закон простой, Красный свет зажегся!

Желтый скажет пешеходу: «Подготовься к переходу!» А зеленый свет: «Иди! Нет препятствий впереди!»

Милиционер. Правила знаете, можете ехать! • Шофер. Спасибо! (Увозит свою машину.) Милиционер передвигает сигнал светофора, зажигается зеленый свет.

Ребенок. Елена Владимировна, смотрите! Зеленый свет!

Воспитательница. Не спешите! Все спокойно переходим улицу. Остановимся перед этим зданием. (Показывает на одну из картинок.) Какое это здание?

Ребенок. Это театр.

Воспитательница. Ты был в театре?

Ребенок. Да, с мамой! В театре есть большой зал. В нем сцена. На ней играют артисты. В зале много стульев. На них сидят зрители. Я смотрел сказку «Кот в сапогах». Мне она очень понравилась. Было интересно, больше всего мне понрави­лось, как большой людоед превратился в мышку. А кот съел мышку.

Потом все дети рассказывают о театре или о других общест­венных зданиях.

Далее возможны диалоги.

Воспитательница. (Обращается к милиционеру.) Скажи­те, пожалуйста, как нам пройти к музею.

Милиционер. Перейдите через дорогу. По той стороне улицы дойдете до угла и там увидите музей.

Воспитательница. Спасибо!

Милиционер (свистит). Ты куда бежишь? Почему нару­шаешь правила?

Ребенок. Я отстал. Мы гуляли всей группой с воспита­тельницей, а я засмотрелся. И т. п.

В конце игры логопед оценивает речь и исполнение ролей.

3. «День рождения».Подготовка к игре. На занятиях, предшествующих данной игре, проводится вопросо-ответная бе­седа. В ней выясняется: у кого когда день рождения, как от­мечаются такие праздники (преподносятся подарки, приглаша­ются гости, пекутся или покупаются торты). После этого дети рассказывают о своем дне рождения или о дне рождения своего друга, на котором они присутствовали. Затем логопед сообщает о том, что через несколько дней будет отмечаться день рожде­ния одного из ребят или какой-нибудь куклы. Перед игрой обсуждается, что можно подарить на день рождения. Дома дети (с помощью взрослых) готовят подарки: лепят из пласти­лина, вырезают забавные фигурки, делают аппликации или вы­шивки и т.д. Виновник торжества приглашает остальных детей





Vi. активизация развернутой речи 6 страница - student2.ru на день рождения — свой или своей куклы (дочки, сыночка, зайца, мишки).

Оборудование. Нарядная большая кукла, игрушечная чайная посуда, угощение — пирожные, праздничный торт, фрук­ты, конфеты (все это — настоящее или поделки из пластилина, бумаги, фольги), подарки.

Роли. Хозяйка дома, которая отмечает день рождения своей дочки, гости.

Сюжет игры. Логопед. Ребята, сегодня особенный день. Мы отмечаем день рождения куклы Светы. Пусть будет все как полагается: хозяйка накроет праздничный стол. Разные сладости мы уже приготовили (показывает на детские поделки — торты, конфеты, мороженое и т.д.). Придут гости к Свете. Каждый должен развернуть свой сверток и рассказать, как он сделал подарок. Хозяйка поблагодарит всех и будет угощать. А гости поедят да похвалят хозяйку за отличное угощение. А дочку Свету — за хорошее поведение.

Ход игры.

Логопед.

У куклы Светы день рожденья! Вот подарки, угощения...

— Таня, у твоей дочки день рождения. Ты ее нарядила? А теперь накрывай праздничный стол. Скоро придут гости.

Таня усаживает на стульчик нарядную куклу.

Таня (обращается к кукле). Светочка, у тебя сегодня день рождения! Сейчас придут гости. Посиди тихо! (Таня накры­вает праздничный стол: расставляет посуду, ставит на стол фрукты, пирожные, конфеты.)

Дети-гости выходят за дверь. Берут с собой завернутые в бумагу подарки — собственные поделки. Стук в дверь.

Таня. Войдите!

Первый гость. Здравствуйте!

Таня. Здравствуйте!

Гость. Поздравляю вас и вашу Светочку с днем рожде­ния! Я принес для нее подарок. (Подает подарок.)

Таня. Спасибо! Какой красивый букет.

Снова стук.

Таня. Войдите! Здравствуйте!

Гость. Здравствуйте. Я дарю Светочке рисунок. Эту собачку я рисовал сам. Сначала я нарисовал голову, потом туловище, лапы, а после хвостик. Затем я ее раскрасил. Я бы хотел, чтобы эта собачка была живая.

Таня. Спасибо. Рисунок очень хороший. Я его повешу на стену над Светочкиной кроватью.

Гостья. Поздравляю Свету с днем рождения! Я дарю ей

тюльпаны. Эти цветы я сделала сама. Сначала вырезала лепест­ки, цветка и склеила их. Затем из проволоки сделала стебель, обернула его зеленой бумагой, а к стеблю прикрепила цветок.

Таня. Спасибо! Тюльпаны совсем как настоящие.

Гостья. Давайте их поставим в вазу. И т.д.

Когда все гости вручили подарки, хозяйка приглашает к столу. Гости рассаживаются. Хозяйка разливает чай и расклады­вает угощение по тарелкам.

Таня. Попробуйте торт. Я его сама пекла.

Первый гость. Торт очень вкусный!

Вторая гостья. Я люблю торт с кремом. Здесь крем сладкий.

Третья гостья. Очень вкусное пирожное. И т.д.

Таня. Вам налить еще чаю?

Первый гость. Да, пожалуйста!

Вторая гостья. Нет, спасибо!

Таня. Возьмите яблоки, пожалуйста!

Гости оценивают каждое блюдо, благодарят за угощение хозяйку, желают здоровья ей и ее дочке и прощаются.

В конце игры логопед оценивает речь детей и исполнение ролей. Игру можно провести на нескольких занятиях: сначала просто как игру с угощением из пластилина, а затем можно отмечать день рождения кого-нибудь из детей. Таким образом, детям предоставляется возможность и в реальной ситуации вос­пользоваться новым речевым навыком.

4. «Магазин «Игрушки».Подготовка к игре. За не­сколько дней до начала игры проводится экскурсия в магазин игрушек. Там ребенок в присутствии взрослого самостоятельно покупает игрушку, обращаясь к кассиру и продавцу. На занятиях дети рассказывают, как они покупали игрушки, как говорили (громко, четко, уверенно)...

Образец. «Я с мамой ходил в магазин. Там есть отдел игрушек. Мама спросила: «Что ты хочешь купить?» Я выбрал не игрушку, а игру «Настольный хоккей». Мама сказала: «Ты большой, вот тебе деньги. Иди в кассу и заплати. Только го­вори четко и громко, а то тебя никто не поймет». Я заплатил. Я взял чек, подошел к продавцу и попросил игру. Я говорил громко и хорошо».

На занятиях или за несколько дней до игры дети дома с помощью взрослых готовят поделки: кошельки из бумаги, деньги (вырезают из кассы для первоклассника или делают их сами), сумки для покупок, сшитые из ткани, и т. д.

Оборудование. Игрушки небольшой величины (пластмас­совые, металлические, пушистые, елочные и т.д.), игрушечный грузовик, поделки детей: «деньги», «кошельки», «сумки»; вы­веска «Игрушки», таблички: «Открыто», «Закрыто», «Директор»; «ключ» от магазина, два детских столика (прилавки); грамота.

Роли. Директор магазина, продавцы, покупатели, шофер, помощник директора (роль логопеда).

1 (л I6 Зак. 3168 И. Г. Вы годе к л я

Vi. активизация развернутой речи 6 страница - student2.ru Сюжет игры. Логопед. Перед праздниками люди делают друг другу подарки. Детям дарят игрушки. Их привозят в ма­газин с базы на специальных грузовых машинах или на обычных грузовиках. Товар привозит шофер. Принимает товар директор магазина. Потом директор раздает товар по отделам. Продавцы — каждый в своем отделе расставляют игрушки на витрине и на прилавке. Покупатели с кошельками, в которых находятся деньги, подходят к прилавку, рассматривают игрушки, советуют­ся с продавцом, спрашивают о цене игрушки, покупают (или отказываются от покупки). Продавцы благодарят за покупку. (Возможно и продолжение сюжета на последующем занятии: покупатель возвращается домой (на свой стул). Старшей сестре или маме рассказывает о том, какую удачную покупку он сделал для младшего братишки; или же вручает подарок; или рассказы­вает, как его выбирал...)

Ход игры. Логопед.

А сегодня так играем: Мы игрушки покупаем.

— Будем играть в... (открывает прикрытые тканью игрушки).

Дети. В магазин игрушек! (Логопед прикрепляет к спинке стула, который стоит перед детскими столами-прилавками, вывеску: «Игрушки», а ниже табличку «Закрыто».)

Логопед. К празднику у работников магазина очень много работы. Какой скоро праздник?

Дети. Новый год!

Логопед. Конечно, Дед Мороз принесет всем подарки. Но ведь вы и сами хотите подарить игрушки своим друзьям, братьям и сестрам. Кому ты хочешь сделать подарок? (Маме, братишке, подружке.) Что ты хочешь подарить? (Кошку, плюшевого миш­ку.) Очень интересно. Значит, нам нужно завезти в магазин много игрушек. Ну, а кто будет директором нашего магазина? Директором может быть только очень дисциплинированный и ответственный человек, который хорошо и четко говорит. Иначе его никто не будет слушаться. Вот Толя сейчас четко отвечал. Его и назначим сегодня директором. У всех директоров бывает помощник. Сегодня помощником буду я.

Логопед берет Толин стульчик, ставит его рядом со своим стулом, на спинку стульчика прикрепляет табличку «Директор». Логопед обращается к Толе: «Пожалуйста, директор, займите место в своем кабинете».

Логопед все время стимулирует речевую деятельность дирек­тора. Пошлите шофера на базу. Кто у нас шофер? Помните, что шофер должен говорить очень четко. Он ведь должен назы­вать все игрушки, когда будет получать их на базе. Если попросит тихо и быстро, его никто не поймет.

Директор. Шофером может быть Коля. Он вчера получил 162

5, потому что хорошо рассказывал о своей поделке «кошелек».

Логопед. Прекрасно. Коля, по какой улице ты поедешь — по Игральной или по Карусельной?

Шофер. Я поеду по Карусельной.

Логопед. Товарищ директор, вы забыли спросить у шофера, заправил ли он машину бензином, проверил ли ее исправность.

Директор спрашивает.

Шофер. Машина исправна. Я налил полный бак бензина. Можно ехать.

Директор. Поезжай за игрушками по Карусельной улице. Выбирай красивые игрушки и побольше, привези их быстрее в магазин.

Шофер едет на базу, кладет все игрушки в кузов, называя их.

Шофер. Я привез игрушки. Надо разгружать машину.

Директор. Спасибо. Сейчас разгрузим. Вы свободны. Идите отдыхайте. (Шофер садится на свое место.)

Продолжается распределение ролей.

Логопед. Товарищ директор, кто будет продавцом в отделе елочных игрушек? Помните, продавцом должен быть человек с четкой речью. (Количество отделов определяется в зависимости от количества играющих.)

Директор. Продавцом елочных украшений будет Оля. Выбирай, где будет твой отдел.

О л я. Я буду работать здесь. (Показывает на столик.)

Директор. Лида, ты будешь продавцом в отделе мягкой игрушки.

Лида. Я буду работать здесь. (Становится за свой при­лавок.)

Директор. Идемте разгружать машину и разбирать товар по отделам. Вот плюшевый мишка.

Лида. Плюшевого мишку дайте, пожалуйста, в мой отдел мягкой игрушки. (Так же распределяются все игрушки.)

Логопед. Можно открывать магазин. Покупатели уже ждут.

Директор. Добро пожаловать, магазин открыт!

Логопед. Я тоже хочу купить игрушку. Можно, я буду пер­вым покупателем? (Директор разрешает.)

Логопед (обращается к продавцу елочных украшений). Мне надо купить игрушку для мальчика, которому 2 года. Как вы думаете, ему можно купить этот шар или он его разобьет?

Продавец. Нет. Лучше купите что-нибудь в отделе мягкой игрушки.

Логопед. Спасибо за совет. (Переходит к другому при­лавку.) Скажите, пожалуйста, сколько стоит плюшевый мишка?

Продавец. Три рубля.

Логопед. Спасибо. Вот вам три рубля. Заверните его, пожалуйста.

Продавец. Пожалуйста, вот ваша покупка.

По образцу, данному логопедом, дети-покупатели беседуют с

6* 163

Vi. активизация развернутой речи 6 страница - student2.ru продавцом, советуются с ним, узнают цену игрушек и покупают понравившиеся им товары. И т. п.

Логопед. Товарищ директор, нам прислали значки для наград тем, кто сегодня хорошо работал, громко и четко го­ворил. Раздайте, пожалуйста, награды.

Директор. Оля была хорошим продавцом елочных игрушек, говорила четко. Вот тебе значок. (Директор раздает значки тем, кто хорошо работал.)

Логопед. Директору за хорошую работу прислали грамоту. (Берет свернутую в трубочку «грамоту», показывает детям и вручает директору.)

На следующем занятии дети меняются ролями.

В зависимости от речи, инициативности и находчивости детей диалоги во время игры могут меняться. Сюжет игры можно усложнить: во-первых, телефонными разговорами (директор зво­нит на базу и заказывает товар, заведующий базой ему отве­чает; потом шофер звонит директору и сообщает, что на базе есть новые игрушки, а тех, что заказаны,— нет); во-вторых, рассказами о своей покупке (описание покупки, рассказ о том, кому она предназначена).

Аналогично проводятся игры в магазины «Продукты», «Ово­щи — фрукты» и т. д. Для новых игр дети лепят из пластилина ово­щи, фрукты, сыр, колбасу, хлеб, торты, мороженое; клеят пакеты молока и кефира; делают конфеты и т. д. В заключение игры покупатели рассказывают, что они приготовят из купленных про­дуктов и кого угостят. Как задание для закрепления предла­гается провести игру дома с привлечением всех членов семьи и сделать небольшие самостоятельные покупки в настоящем магазине.

5. «Огород».Подготовка к игре. На предыдущих за­нятиях проводится беседа о работах на огороде, об овощах, о животных. В беседах и рассказах о животных дети отвечают на вопросы: кто вскапывал землю на огороде? (Кроты, поросята.) Кто любит капусту? (Козлики, зайцы.) Кто любит семечки, горошек? (Мышка.) Кто хотел работать лейкой? (Слоненок.) Кто хранит припасы в кладовочках? (Белка.) (См. сюжет I части игры.)

Занятие, непосредственно предшествующее игре, начинается с вопросо-ответной беседы.

Логопед (раскладывая игрушки или картинки). На следую -щем занятии будет игра... Какая?.. А этого пока я вам не скажу. Для начала угадайте ее участников. Разрыхляет огород, роет землю серый... Кто?

Дети. Крот.

Логопед. Подойди и возьми картинку-отгадку. Кто помогает кроту? Роет землю пятачком, ушки у него торчком, хвостик крючком. Кто это?

Дети. Это поросенок.

Логопед. Вскопает землю поросенок,-капусту вырастит... Кто?

Дети. Козленок.

Логопед. Морковь посеет угадай-ка? Длинноухий, серый...

Дети. Зайка.

Логопед. Семена, лопаты, лейки в кладовочке пушистой...

Дети. Белки.

З

огопед. В коробе под крышкой — горошек, семечки для... ети. Мышки!

Логопед. Поросенок, козлик, крот нам посадят...

Дети. Огород!

Логопед. Вот вы и угадали название новой игры. Кто ж из хобота польет наш зеленый огород?

Дети. Слоненок!

Логопед. Когда «в огород» играли другие ребята, они делали себе значки (показывает образец самодельного значка). Про­думайте, какой значок сделает каждый из вас. Посмотрите на свои картинки-отгадки.

Дети рассказывают, как они будут делать свои значки, ка­кими они будут по цвету, форме, как они. будут прикрепляться, что на значках будет изображено.

Логопед. Какой инвентарь понадобится огородникам? Чем вскапывают землю?

Дети. Лопатой.

Логопед. Чем можно собрать сор, камешки, разрыхлить землю?

Дети. Граблями. (Называют огородный инвентарь.)

Задание. 1) Подготовиться к «огородным работам»: сма­стерить или нарисовать, вырезать, склеить лопаты, грабли, лейки, лукошко, ведра, на маленьких карточках нарисовать семена моркови, семечки, горошек, рассаду капусты, огурцов. 2) Сделать значок. 3) Задание для ведущего (Белки) дается индивидуально (см. сюжет и ход игры).

Наши рекомендации