Вербицкий Андрей Александрович 7 страница

Мотивационный синдром понимается нами как система и как процесс. Как система он позволяет охватить всю сложность и мно­гообразие различных мотивационных компонентов в их единстве и взаимовлияниях, проанализировать структурные изменения мотиваци­онной сферы в ее развитии. Как динамический процесс мотивацион­ный синдром объединяет в себе разнообразные механизмы порождения, взаимопереходы и развитие мотивов. С опорой на понятие мотиваци­онного синдрома можно будет, очевидно, подойти и к решению акту­альной для психологии проблемы обоснования мотива как основной категории мотивационной сферы и единицы ее анализа, поскольку, как показано в литературе, наиболее плодотворным является анализ на уровне отдельных предметных мотивов (172).

Деятельности, как отмечал А.Н.Леонтьев, без мотива не быва­ет; мотивом выступает тот предмет, на который она направлена; "психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов" (95, с.196). Развитие потребностей означает раз­витие их предметного содержания, т.е. конкретных мотивов. В исс­ледовании Р.С.Вайсмана на примере конкретно-предметных мотивов анализируются также взаимосвязи и взаимопереходы мотивационных переменных и их изменения в процессе онтогенетического развития (31). Мысль о таких взаимосвязях и взаимопереходах стала одной из отправных при формулировании нами положения о мотивационном синдроме.

Представление о единице анализа тех или иных психологичес­ких феноменов в принципе традиционно для психологии. "Под едини­цей,- писал Л.С. Выготский,- мы понимаем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойс­твами, присущими целому, и которые являются далее неразложимыми живыми частями этого единства" (46, с. 15-16).

В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов отмечают, что выделение единиц есть начало, а не завершение анализа (70). Авторы систематизиро­вали требования к единице психологического анализа в следующих положениях: она должна быть связной психологической структурой; содержать в противоположном виде свойства целого; быть способной к развитию и саморазвитию, обладать порождающими свойствами ее трансформации в нечто иное по сравнению со своими исходными фор­мами; быть живой частью целого и в то же время единым, далее не­разложимым целым; быть выделена исходя из таксономического под­хода; позволять синтетически изучать свойства сложного единства (целого); позволять исследовать отношение изучаемой функции (или процесса) ко всей жизни сознания в целом.

Мотив как единица мотивационной сферы выступает базовой формой проявления в деятельности всех мотивационных переменных, поскольку в своей динамике они являются либо источниками порож­дения мотивов, либо формами их проявления в психике, либо после­дующими формами жизни мотивов в некоторой цепи взаимных перехо­дов друг в друга компонентов мотивации. Мотивационные компоненты представлены в мотивационном синдроме как разнообразные "симпто­мы", признаки (эмоции, желания, стремления, интересы и др.) ак­туализирующихся и развивающихся в процессе деятельности мотивов.

Наряду с широко известным представлением о действии как единице анализа деятельности человека во многих работах обсужда­ется интересующая нас идея анализа мотивационной сферы человека по единицам, однако отсутствует содержательный анализ соотноше­ния единицы анализа деятельности и единицы анализа мотивационной сферы, что могло бы стать плодотворным в плане раскрытия сложной динамики движения той или иной деятельности. Так, А.К.Маркова считает актуальным выделение единиц анализа мотивации учения в связи с необходимостью разработки и систематизации ее характе­ристик и параметров (105). А.Г.Асмолов, называя в числе принци­пов деятельности принцип ее психологического анализа "по едини­цам", упоминает о мотиве как системообразующем признаке деятель­ности, впрочем, содержательно его не раскрывая. Судя по контекс­ту работы автора, мотив фактически и выступает одной из таких "единиц" (14). Показано, что единицами ситуационного уровня ие­рархически организованной мотивационной сферы личности являются побуждения, а личностного уровня - мотивы (168).

Отмечая необходимость выхода за пределы единичной деятельности и побуждающих ее мотивов, А.М.Айламазьян считает актуаль­ной задачу выбора мотива деятельности при соотнесении субъектом собственных ситуативных мотивов с более широким контекстом, обусловливающим необходимость преодоления возникшего побуждения ради иных ценностей или мотивов. Такой выбор, являясь одним из центральных моментов личностной регуляции, выступает элементар­ной единицей активности личности. Ситуация выбора мотивов пред­полагает ориентировку субъекта в своих мотивах, характеризующую­ся временными ограничениями, определенным временным интервалом (2). Это созвучно механизму, отраженному в понятиях "отдаленное мотивационное поведение" (18) и "мотивационный процесс", понима­емый В.А.Иванниковым как порождение побуждения, произвольное придание субъектом дополнительного смысла осуществляемой им дея­тельности (73).

Таким образом, рассматривая мотив как единицу анализа моти­вационной сферы, мотивационный синдром и его трансформации, от­ражающие динамику этой сферы, необходимо удерживать и их времен­ные характеристики. Соответственно, выбор мотивов, формирование побуждений, ориентировка в собственных ситуативных мотивах, осознание их соотношения в связи с широким личностным контекстом как функции мотивационного синдрома (наряду с функциями, прису­щими самому мотиву) характеризуют его как процесс, развернутый во времени.

Мотивационный синдром как разворачивающийся во времени сложный психический процесс также представляет собой единицу анализа мотивационной сферы, но более крупную, нежели мотив. Мо­тив, выступая единицей анализа мотивационного синдрома, служит в то же время конкретным признаком ("симптомом") проявления и раз­вития этого синдрома в деятельности субъекта. Таким образом, мо­тивационный синдром отражает процессуальную сторону мотивацион­ной сферы, выступая системой взаимодействия мотивов и других мо­тивационных проявлений как ее компонентов.

Термин "мотивационный синдром" впервые использовал Ю.М.Ор­лов: "Существуют мотивы учебной деятельности, связанные с пот­ребностью в познании, которые вследствие этого образуют мотива­ционный синдром этой потребности" (127, с. 302). К таким мотивам автор относит мотивы развития умственных способностей, познава­тельные, привлекательности учебных предметов, мотивы радости познания нового, потребность в знании с точки зрения требований профессии. Отмечается факт "перекрещивания" мотивов потребности в познании с мотивами достижения, аффилиации, доминирования, позволяющий путем стимулирования одного мотива воздействовать на мотивы других потребностей. Таким образом, Ю.М.Орлов под "моти­вационным синдромом" подразумевает совокупность мотивов, соотне­сенных с той или иной потребностью.

Мотивационный синдром в нашем понимании - это, с одной сто­роны, способ теоретического осмысления мотивационной сферы как системы, в которой представлены и взаимодействуют все мотиваци­онные проявления; с другой - способ анализа реальных соотношений и взаимосвязей ведущих мотивов в общей иерархии мотивов учения субъекта. Одновременно понятие "мотив" становится единицей ана­лиза мотивационного синдрома как основной формы проявления в де­ятельности всех мотивационных переменных - не только собственно мотивов, но и ценностей, целей, желаний, влечений, побуждений и т.п.

Это означает, что в своей динамике все мотивационные компо­ненты выступают либо как источники порождения мотивов, либо пос­ледующие формы жизни мотивов в некоторой цепи взаимных перехо­дов, либо являются специфическими субъективными их проявлениями в психике. Мотивационные переменные, включая собственно мотив, являются конкретными "симптомами" актуализирующегося в деятель­ности мотивационного синдрома.

В качестве основной единицы анализа мотивационного синдро­ма как системы и процесса мотив в то же время - его ведущий ком­понент, в котором представлены и отмеченные выше его субъектив­ные формы (в этом смысле мотив - тоже сложная система). Как под­черкивает Я.А.Пономарев, система обнаруживает себя во взаимо­действии с другими системами и получает свою определенность не только через соотношения своих компонентов, но и в характеристи­ках процесса и продукта этой системы (137). Это справедливо и по отношению к единице анализа мотивационного синдрома, и по отно­шению к нему самому, выступающему одновременно некоторой целост­ной системой, компонентом мотивационной сферы субъекта как более широкой системы, единицей ее анализа, процессом взаимодействия мотивационных переменных и его продуктом.

Будучи системой взаимодействия разнообразных мотивов деятельности субъекта и других мотивационных проявлений как компо­нентов этой системы, мотивационный синдром отражает сущность со­держательной и процессуальной сторон мотивационной сферы.

Представление о мотивационном синдроме позволяет проследить теоретические взаимосвязи между понятийными областями различных психологических школ и направлений, исследующих мотивационную сферу человека, именно потому, что мотив выбран в качестве еди­ницы его анализа. Ведь мотив, как было показано в первом разде­ле, - понятие, используемое практически во всех исследованиях мотивации, проводимых в разных направлениях и с разных теорети­ческих позиций: в теориях установки, отношений, потребностей, диспозиций личности, интересов, направленности личности, влече­ний и т.п. При всем разнообразии подобных областей это понятие как бы пересекает их и служит своеобразным теоретическим мости­ком, объединяя исследования мотивационной сферы в единую систему знаний о ней, на осмысление которой и ориентировано понятие мо­тивационного синдрома.

Будучи теоретической абстракцией, позволяющей осмыслить взаимосвязи различных мотивационных переменных, мотивационный синдром отражает в то же время и вполне определенную психическую реальность, наполняемую конкретным содержанием, выраженным в предметной отнесенности входящих в него мотивов.

Познавательные и профессиональные мотивы выступают, в соот­ветствии с развиваемой нами позицией, одними из основных форм проявления мотивационного синдрома. Поэтому имеет смысл рассмат­ривать познавательный и профессиональный мотивационные синдромы и как относительно независимые образования, и как составляющие более широкого - общего мотивационного синдрома учения, отражаю­щего динамику их взаимных трансформаций. Таким образом, многооб­разие мотивов и мотивационных проявлений, побуждающих учебную деятельность субъекта, составляет общий мотивационный синдром учения, одними из основных форм проявления которого выступают познавательный мотивационный синдром (ПМС) и профессиональный мотивационный синдром (ПрМС).

Содержательное отличие профессионального мотивационного синдрома от познавательного идет по линии представленности в том или ином из них ведущего мотива - соответственно профессиональ­ного и познавательного. Безусловно, это некоторая теоретическая абстракция, поскольку, как уже было отмечено, невозможно выде­лить "чистую культуру" познавательных, профессиональных или лю­бых иных мотивов в едином мотивационном синдроме, побуждающем ту или иную деятельность человека (в мотивационный синдром учения могут входить, например, мотивы достижения, аффилиации и др.).

Одним из основных положений развиваемого нами подхода явля­ется то, что ПМС и ПрМС проявляются и формируются в учебной дея­тельности субъекта, с одной стороны, как относительно независи­мые системы мотивов, с другой - как взаимосвязанные в своем раз­витии составляющие мотивационной сферы учения. Взаимосвязи поз­навательных и профессиональных мотивов в их генезисе можно прос­ледить в условиях контекстного обучения.

Как подчеркивает Я.А.Пономарев, "предметом научного анализа может быть только взаимодействующая система" (137, с.19), в про­тивном случае исследование будет представлять собой описание то­го или иного компонента системы, не раскрывающее сущности самой системы. Мотивационный синдром представляют собой систему взаи­мовлияющих мотивационных переменных, взаимное влияние свойств и функций компонентов которой в динамике определяет способ взаимо­действия этих компонентов и видоизменяет его. В свою очередь, в результате изменения способа взаимодействия входящих в систему компонентов в рамках каждого из них происходят определенные трансформации их свойств и функций. Важно, при этом, выявить природу взаимодействующих систем. Взаимное влияние свойств и функций компонентов какой-либо системы в ее динамике определяет способ взаимодействия этих компонентов и видоизменяет его (там же). Это справедливо и по отношению к взаимодействующим системам ПМС и ПрМС (Рис.1). В результате изменения способа взаимодейс­твия входящих в систему компонентов в каждом из них происходят определенные трансформации их свойств и функций.

Мотивационная сфера субъекта, как и любая другая система, не представляет собой изолированно взятый объект, в связи с чем недостаточно ее изучение в отрыве от влияющих на нее более широ­ких систем, также развивающихся благодаря этому взаимодействию. Следовательно, исследуя профессиональные и познавательные мотивы студентов как взаимодействующие системы в целостном процессе их учебной деятельности, нужно учитывать, что развивается и сама учебная деятельность как более широкая система по отношению к познавательному и профессиональному мотивационным синдромам. Познавательные и профессиональные мотивы, являясь новообразова­нием учебной деятельности в результате взаимных трансформаций, обусловливают как дальнейшее развитие друг друга, так во многом и самой деятельности.

Мотивационный синдром А. В.
  А.1   В.1  
               
 
 
А.2   В.2  
 
                   

Рис. 1. Мотивационный синдром как система взаимодействия анализируемых мотивов

Условные обозначения:

А,В - анализируемые системы мотивов мотивационного синдрома

А.1, А.2, В.1, В.2 - компоненты анализируемых систем

Понятие мотивационного синдрома позволяет раскрыть взаимодействие не только познавательных и профессио­нальных, но самых разных видов мотивов в мотивационной сфере учения студента, что обозначается в литературе такими понятиями, как "перекрещивание мотивов" (Ю.М.Орлов) или взаимодействие "главных мотивационных линий" (А.Н.Леонтьев).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1. Кто из ученых впервые сформулировал принцип анализа психического «по единицам»?

2. Приведите аргументы в пользу мотива как единицы анализа мотивации.

3. Как Я.А.Пономарев раскрывает понятие «взаимодействующая система»?

4. Приведите примеры мотивационных переменных.

5. Как соотносятся понятия мотив и мотивационный синдром?

6. В чем специфика и взаимосвязь познавательного и профессионального мотивационных синдромов?

7. Какие мотивационные компоненты, на Ваш взгляд, составляют мотивационный синдром самоактуализации?

8. Какие мотивационные синдромы целесообразно привлечь для анализа профессиональной деятельности?

9. Попытайтесь ответить на предыдущий вопрос применительно к игровой деятельности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 2, 14, 18, 31, 46, 70, 73, 95, 99, 105, 116, 126, 127, 137, 146, 168, 172, 182, 185-187.

Наши рекомендации