Мотивационно-гигиеническая теория
Первая попытка решить проблемы, связанные с техническим подходом к проектированию труда, связана с расширением объема работы путем добавления задач к рабочим обязанностям сотрудника. Этот подход назван расширением труда. Добавленные задачи по сложности и уровню ответственности нередко похожи на - выполняемые сотрудником прежде. Однако уже первые исследования показали, что расширение труда дает лишь незначительные успехи, вероятно, из-за того, что при добавлении рутинных задач не учитывались негативные последствия стандартизированного характера работы. Позднее усилия включали в себя расширение и содержания, и объема работы, давая сотрудникам больше возможностей для принятия на себя личной ответственности и для контроля своей работы. Этот подход, названный обогащением труда, при проведении многочисленных исследований показал себя более эффективным. По данным исследований можно было заключить, что обогащение труда часто в результате приводит как к росту производительности, так и к удовлетворенности сотрудников (Davis and Taylor, 1972). Однако первым попыткам использовать подход обогащения содержания работы не хватало ясного теоретического обоснования. Эта ситуация в корне изменилась в конце 1960-х гг., когда Фредерик Герцберг[3] и его коллеги (Herzberg et al, 1966) разработали определенный подход к обогащению труда, названный мотивационно-гигиенической теорией, или двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцберга.
В наиболее общем виде эта теория предполагает, что первоначальными определяющими факторами мотивации и удовлетворенности сотрудников трудом являются признание и одобрение результатов работы, продвижение по службе, высокая степень ответственности, успех и возможность творческого и делового роста, т. е. факторы, присущие самому характеру и сущности работы. Они называются мотиваторами, так как мотивируют сотрудников достигать большинства из них посредством повышения эффективности деятельности. С другой стороны, неудовлетворенность работой может быть вызвана гигиеническими факторами, находящимися за пределами собственно труда работника. К ним относятся политика компании, заработная плата, межличностные отношения с коллегами и практика контроля работы. Согласно теории Ф. Герцберга, изменения в направлении обогащения работы усиливают мотивацию и производительность только в том случае, если в работе обеспечены мотивирующие факторы. Предполагается, что изменения, связанные только с гигиеническими факторами, снижают неудовлетворенность трудом, но не повышают мотивацию сотрудников.
Фактически значимость теории Ф. Герцберга определяется тем, что она способствовала проведению большого числа исследований и послужила основанием для создания множества проектов успешных изменений (Herzberg, 1976). Результаты реализации этих проектов для различных видов деятельности и организаций показали, что рост привлекательности труда благодаря наличию в его содержании мотиваторов, например таких, как признание и одобрение результатов, ответственность и успех, приводит к многочисленным полезным результатам как для тех, кто занимается данной работой, так и для организации, нанявшей сотрудников. Более того, Ф. Герцберг разработал систему пошаговых процедур для внедрения программы обогащения труда, которая и сейчас служит ориентиром для многих проектов изменений.
Однако, несмотря на привлекательность и выгоды применения теории Ф. Герцберга, существует ряд трудностей, снижающих ее применимость. Во-первых, ряду исследователей не удалось сохранить базовый принцип теории — дихотомию мотивирующих и гигиенических факторов (House and Wigdor, 1967). Оказалось, что многие аспекты рабочей среды в одних случаях могут быть мотивирующими, а в других гигиеническими факторами. Например, повышение оплаты труда теоретически относится к классу гигиенических факторов, однако на практике может служить мотиватором в случае, когда оно преподносится в форме признания успехов сотрудника. Неопределенность различия между мотиваторами и гигиеническими факторами создает существенную проблему, так как неясно, в каких ситуациях какие решения необходимо принять в части конкретных изменений, которые следует ввести для обогащения труда. Во-вторых, Ф. Герцберг не определил механизма для оценки наличия или отсутствия мотиваций в данном виде деятельности. Таким образом, систематически возникают трудности при определении статуса работы в части мотивирующих факторов перед введением рабочих изменений или при оценке влияния проектирования труда на результаты работы после того, как изменения выполнены. Наконец, теория не устанавливает различий в том случае, когда люди реагируют на обогащение работы, в которой наличие мотиваторов и так уже достаточно высоко. Согласно теории Ф. Герцберга, все люди реагируют одинаково положительно на наличие мотиваторов на рабочем месте. Однако многочисленные исследования показали, что одни сотрудники реагируют на работу, требующую большей ответственности и творческого подхода, содержащую больше вызова, позитивнее, чем другие.