Инновационное управление персоналом

Управление персоналом–это самостоятельный вид деятельности менеджеров, главной целью которой является повышение производственной, творческой отдачи и активности сотрудников предприятия.

Инновационный тип производства предъявляет особые требования к персоналу. Сегодня от работника требуются высокий профессионализм, гибкость и подвижность мышления, эффективная система восприятия, способность работать в команде. В этой связи в современном производстве усиливается значение кадрового менеджмента.

Управление персоналом – одна из ключевых функций современного менеджмента. Эффективное управление «человеческими ресурсами» является одним из главных факторов экономического успеха. Не случайно многие преуспевающие фирмы сегодня взяли на вооружение девиз: «Люди – наш главный ресурс».

Качественное управление персоналом обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются многие личные способности, люди получают удовлетворение от выполняемой работы и общественного признания своих достижений.

Суть эффективной кадровой стратегии предприятия можно выразить в виде следующей формулы: «Нужный человек в нужное время на нужном месте». Иными словами кадровый менеджмент подразумевает искусство правильного подбора и расстановки кадров, а также обеспечение трудовой дисциплины, порядка, творческой атмосферы и предпринимательского духа в организации.

Таблица 21.5. Тест на соответствие качествам, требующимся от инновационного менеджера

Качества Оценка в баллах
 
1. Инициативность Ищет дополнительные задания. Активный, открытый. Проявляет находчивость и смекалку при выполнении основного задания. Выполняет необходимый объем работы без дополнительных указаний. Безынициативный, пассивный. Ждет указаний.
2. Лидерство Сильная личность. Внушает доверие и уверенность. Умело отдает эффективные приказы. Ведет рутинные дела. Ведомый.
3. Коммуникабельность, отношение к сотрудниками Позитивное, дружелюбное отношение к людям. Приятный, тактичный в обхождении Иногда замкнут, труден в общении. Сварливый, замкнутый, некоммуникабельный.
4. Ответственность Проявляет ответственность при выполнении любых поручений. Соглашается с поручениями. Неохотно соглашается с поручениями. Уклоняется от любых поручений.
5. Организаторские способности Прекрасный организатор, умеет убеждать, строить логические доказательства. Хорошие организационные способности. Средние организационные способности Плохой организатор. Неспособен убеждать и доказывать.
6. Решительность Точный, уверенный, оперативный. Основательный, осторожный, осмотрительный. Решительный, но делает много ошибок. Сомневающийся и боязливый.
7. Упорство в достижении цели Целеустремленный, не боится преодолевать трудности. Достаточно настойчив в достижении цели. Средний уровень упорства. Упорство практически отсутствует.

Основные функции управления персоналом:

1) планирование ресурсов (разработка планов кадрового обеспечения всех задач и функций данной организации);

2) вербовка и набор персонала, ориентированные на кадровое обеспечение деятельности организации и создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;

3) отбор кадров (оценка кандидатов на вакантные места и отбор наиболее подходящих из них);

4) управление трудовой мотивацией (установление привлекательных для работников уровней заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала организации);

5) профориентация и адаптация работников, ориентированная на максимально быстрое введение нанятых работников в организацию и их знакомство с требованиями и традициями организации;

6) оценка работников и их трудовой деятельности (разработка методик и критериев оценки трудовой деятельности и доведение их до всех сотрудников организации);

7) повышение, понижение, перемещение работников по должностным ступеням;

8) подготовка руководящих кадров (разработка программ, ориентированных на развитие способностей управления, повышение уровня знаний управленческих работников и т.д.).

Следует подчеркнуть, что все перечисленные выше функции не ходят в компетенцию традиционных служб управления персоналом (отделов кадров). Их реализацией в настоящее время обычно занимаются инновационные менеджеры.

Эффективными и апробированными многими успешно развивающимися предприятиями способами решения кадровых проблем являются:

Ø занятие руководящих должностей в организации прежде всего сотрудниками своего предприятия;

Ø забота о качестве выпускаемой продукции (услуг) и воспитание у сотрудников гордости за достигнутые результаты;

Ø обеспечение благоприятных условий труда и окружающей среды;

Ø поощрение открытого делового общения, участия работников в принятии решений;

Ø увязка увольнения сотрудников с попытками найти им другую работу;

Ø обучение работе в команде и формирование соответствующей культуры;

Ø обеспечение участия работников в прибыли предприятия;

Ø создание условий для повышения квалификации работников.

Общую тенденцию развития инновационного менеджмента в отношении к персоналу можно сформулировать следующим образом: движение от управления кадрами как пассивными исполнителями к управлению «человеческими ресурсами», активно участвующими в решении проблем обеспечения устойчивого функционирования организации. При этом главной задачей инновационного менеджера становится выявление и максимальное использование профессионального и творческого потенциала каждого работника в интересах предприятия и отдельной личности.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Дайте определение инновационного менеджмента. Какую роль он играет в современном развитии производства?

2. Как Вы считаете, всегда ли инновационный менеджмент связан с кризисом в управляемой системе?

3. Что такое «инновация»? Перечислите основные виды и признаки инноваций.

4. Назовите основные этапы (стадии) инновационной деятельности.

5. Приведите примеры известных Вам инноваций в экономике, на железнодорожном транспорте, в сфере образования.

6. Перечислите основных субъектов инновационного менеджмента.

7. Назовите основные цели и задачи инновационного менеджмента.

8. В чем заключается стратегия инновационного менеджмента?

9. Какими качествами должен обладать инновационный менеджер?

10. Охарактеризуйте основные особенности инновационного управления

Наши рекомендации