Самость как путешественник по волнам и потокам

Если вы прямо сейчас присмотритесь к самому себе — просто отметите, что же вы называете собственным «Я» — вы, возможно, заметите по меньшей мере две части этого «я сам»: во-первых, есть наблюдающее «я сам» (внутренний субъект или свидетель); во-вторых, есть наблюдаемое «я сам» (некие объективные вещи, которые вы в себе видите или знаете — я отец, мать, доктор, служащий; я вешу столько-то, у меня светлые волосы и т. д.). Первое переживается в опыте как «Я», второе — как «я» косвенное (англ. me) или даже как нечто «мое» (англ. mine). Первое я называю непосредственной самостью (поскольку она ближе ко «мне»), а второе — периферической самостью (поскольку оно воспринимается как более удаленный «объект»). Вместе взятые, они, наряду с другими источниками самоотождествления, составляют то, что я называю совокупной самостью.

Эти разграничения очень важны, поскольку, как замечали многие исследователи — от Шри Рамана Махарши до Роберта Кигана— в процессе психологического развития «Я» одного этапа становится «я» (косвенным) следующего этапа. Иначе говоря, то, с чем человек отождествляет себя (или во что он полностью включен) на одной стадии развития (и что он, следовательно, переживает очень близко как свое «Я»), на следующей стадии он, как правило, превосходит (разотождествляется с этим, дистанцируется от этого) и, таким образом, может видеть это более объективно и отстраненно. То есть, субъект одной стадии становится объектом следующей стадии.

Например, новорожденный младенец вначале отождествляет себя исключительно со своим телом — тело и есть «Я» ребенка или субъект (непосредственное «Я»), и потому ребенок не может отстраниться и объективно наблюдать свое тело. Просто его тело и есть его «Я», и, будучи Я-телом, он смотрит на окружающий мир. Но когда у ребенка начинает появляться вербальный и концептуальный ум, он начинает отождествлять себя со своим умом — ум становится самостью или субъектом (непосредственным «Я»), и тогда ребенок впервые может начать объективно воспринимать свое тело (как периферический объект или «я» косвенное) — теперь тело становится объектом нового субъекта, ментальной самости. Таким образом, субъект одной стадии развития становится объектом следующей.

(И, как добавляют представители вечной философии, на самых верхних уровнях спектра сознания, ваше индивидуальное «Я» — ваша отдельная самость или внутренний субъект — становится объектом высшего «Я», которое представляет собой не что иное, как сияющий Дух и вашу собственную подлинную Самость. Согласно мистическим учениям, вы составляете нераздельное единство с Богом как высший Субъект или Чистое Сознание — чистая Пустота, которую, как абсолютного Свидетеля, «Я»-«Я», или Видящего, невозможно увидеть, хотя она парадоксальным образом существует как Все Сущее, доступное взору: Дух, который превосходит все — и который потому невозможно увидеть — и включает в себя все — и, таким образом, является всем, на что вы смотрите в данный момент. Мы будем обсуждать это в главе 8).

И значит совокупная самость — это соединение всех этих «самостей», которые присутствуют в вас в данный момент: непосредственной самости (или «Я»), периферической самости («я» косвенное) и, на самых задворках вашего осознавания — высшего Свидетеля (трансцендентальной Самости изначальное «Я», или Я-«Я»). Все эти «Я» входят в ваше ощущение бытия собой в данный момент, и все они важны для понимания развития или эволюции сознания.

Именно потому, что совокупная самость содержит в себе несколько различных потоков (а также все разновидности субличностей, о которых мы поговорим далее), она не демонстрирует последовательного или постадийного развития. Тем не менее, современные психологические исследования убедительно показали, что по крайней мере один аспект самости претерпевает относительно последовательное, постадийное развитие, и это — непосредственная самость.2 Например, Джейн Левинджер в ряде авторитетных исследований, которые неоднократно воспроизводилось (в том числе, в не-западных странах), обнаружила убедительные свидетельства того, что «эго-развитие» проходит примерно через двенадцать стадий (вплоть до того, что я называю кентавром; см. таблицу 1а). То, что Левинджер называет «эго-развитием», во многом сходно с тем, что я обозначаю как «развитие непосредственной самости».3 А развитие непосредственной самости, по моему мнению, находится в самом центре эволюции сознания. Потому что именно непосредственная самость путешествует по базовым волнам Великого Гнезда Бытия.

Сами по себе базовые структуры или базовые волны не обладают ощущением самости. Это четко продемонстрировали представители вечной философии от Плотина до Васубандху и от Падмасамбхавы до Святой Терезы. Базовые структуры — это просто волны бытия и познания, которые доступны самости в ходе ее развития в направлении своих высших потенциальных возможностей. Каждый раз когда самость сталкивается с новым уровнем Великого Гнезда, она сначала отождествляется с ним; затем она разотождествляется с ним (трансцендирует его, дистанцируется от него); затем она включает его в себя и интегрирует его со следующего, более высокого уровня. Другими словами, самость проходит через поворотный пункт или веху своего развития. Эти основные вехи развития самости исследованы такими выдающимися учеными как Джеймс Марк Болдуин, Клэр Грейвз, Джейн Левинджер, Джон Бротон, Эрик Эриксон, Сьюзан Кук-Гройтер, Дон Бек и Роберт Киген. (Опять же, эти исследователи изучали не идентичные потоки, но просто потоки, которые текут рядом друг с другом в Великой Реке и поэтому обладают определенным сходством — сходством с чертами в природе ощущения непосредственной самости).

Однако, если мы говорим, что самость отождествилась с определенной волной Великой Радуги, это не означает, что самость жестко закрепляется на этом уровне. Напротив, самость иногда может быть «повсюду сразу». В определенных пределах, самость может временно бродить по всему спектру сознания — она может регрессировать, или двигаться вниз по холархии бытия и познания; она может двигаться по спирали, повторно сливаться с каким-то уровнем и возвращаться к нему. Более того, поскольку самость на любом этапе своего развития имеет неустойчивый доступ к великим естественным состояниям сознания (психическое, тонкое, каузальное и недвойственное), она может испытывать временные пиковые переживания любой из этих надличностных сфер, таким образом, кратковременно «перепрыгивая» на эти высшие уровни реальности.

И все же, эмпирические данные убедительно показали, что центр тяжести самости (если можно так выразиться) имеет тенденцию в любой данный момент оставаться в пределах одного базового уровня сознания. Это значит, например, что если вы проводите тест на развитие эго у пяти человек, то около 50 процентов их ответов будут связаны с одним уровнем и около 25 процентов ответов будут связаны с предыдущим или следующим уровнем. На мой взгляд, это объясняется тем, что каждый раз, когда самость отождествляется с каким-либо уровнем сознания, она переживает утрату этого уровня как смерть — буквально, как своеобразную смертельную судорогу, поскольку сама жизнь самости отождествляется с этим уровнем.4 Поэтому отказ от этого уровня переживается лишь с огромным трудом. На самом деле, я полагаю, что каждая из главных вех развития самости отмечена трудной борьбой жизни и смерти, включающей в себя смерть каждого уровня (или разотождествление с ним или его превосхождение), что зачастую может быть весьма травмирующим событием (см. таблицу 1а; мы будем рассматривать эти вехи или поворотные пункты в развитии самости в главе 8).5 Единственная причина, по которой самость, в конце концов, принимает смерть данного уровня, заключается в том, что жизнь следующего, более высокого уровня оказывается более соблазнительной и, в конечном итоге, удовлетворяющей. Поэтому самость разотождествляется со своим наличным уровнем (или дистанцируется от него), «умирает» для исключительной тождественности с этим уровнем и отождествляется с жизнью следующего, более высокого уровня (или включается в нее), до тех пор пока она не примет смерть и этого уровня. (И, согласно вечной философии, когда все смерти пройдены, результатом может быть только Бог или пробуждение к тому, что суфии называют Высшим Тождеством души и духа.)

Таким образом, непосредственная самость — это путешественник по волнам (и потокам) великой Реки Жизни. Она является главным источником самоотождествления, и это самоотождествление расширяется и углубляется по мере того как самость движется от эгоцентричной волны к социоцентричной и далее к мироцентричной и теоцентричной волнам (или от доконвенционального к конвенциональному и постконвенциональному уровням общего развития) — это самоотождествление, которое переходит от материи к «оно», к эго, и к Богу.

(Кстати, когда мы говорим, что самоотождествление расширяется, скажем, от эгоцентричного до социоцентричного и к мироцентричному, это не означает, что тот, кто находится на мироцентричном или постконвенциональном уровне развития совсем не имеет эго; напротив, тот, кто находится на мироцентричном уровне, обладает очень зрелым эго. Это просто означает, что человек может принимать множественные точки зрения, более не будучи ограничен только собственным эго, и потому может выносить моральные суждения, основанные на соображениях честности, справедливости и заботы, вне зависимости от расы, цвета кожи, пола или вероисповедания. Он по-прежнему действует в своих интересах там, где это уместно, однако сфера его рассмотрения неизмеримо расширилась, и его собственные интересы все в большей степени включают в себя интересы других людей, поскольку они попадают в сферу его расширенного самоотождествления. См. главу 9, раздел «Мораль».)

Будучи главным путешественником через Великое Гнездо, самость представляет собой центр таких важных функций как самоотождествление (что называется «Я»), воля (или способность совершать выбор, который является свободным в рамках ограничений данного уровня),6 защитные системы (которые формируются иерархически),7 метаболизм (который преобразует состояния в свойства)8 и, что важнее всего, интеграция (самость ответственна за уравновешивание и объединение всех элементов, присутствующих в данный момент).9 (См. примечание 10 относительно буддийских возражений против [понятия] самости).10

Вывод

То, что каждый из нас называет собственным «Я» (непосредственная самость), является одновременно постоянной функцией и потоком развития. Это значит, что самость имеет несколько функциональных инвариантов, которые составляют ее основную деятельность — это центр самоотождествления, воли, метаболизма, ориентации, защитных систем и интеграции (здесь я перечислил только наиболее важные функции). И эта самость (со своими функциями) также претерпевает свое собственное развитие, проходя через базовые волны Великого Гнезда (стадии этого процесса мы будем рассматривать в главе 8: от материальной самости к телесной самости, ментальной самости, душевной самости и неэгоистичной Самости). Особенно важен тот факт, что, будучи центром интеграции, самость ответственна за уравновешивание и объединение всех уровней, линий и состояний человека.

Короче говоря, самость, как навигатор, жонглирует всеми элементами, с которыми она встречается в своем необычайном путешествии от подсознательного к самосознанию и сверхсознанию — и это путешествие мы вскоре проследим подробно.

Наши рекомендации