Освоения дисциплины (к экзамену)

1. Развитие концепций управления и организационного поведения.

2. Производственная психология и школа человеческих отношений.

3. Школа поведенческих наук.

4. Современные проблемы менеджмента.

5. Понятие организационного поведения. Его сущность и содер­жание.

6. Характеристика организации как системы.

7. Общие типы организаций и их характеристика.

8. Современный подход к управлению организацией.

9. Жизненный цикл организации.

10. Ценностные различия механистического и органического ти­пов организации.

11. Поведенческие ресурсы управления.

12. Управление поведением клиента. Типы поведения по отноше­нию к клиенту.

13. Модели организационного поведения.

14. Основы представления о личности.

15. Модель формирования отношений.

16. Базисная модель человеческого поведения.

17. Теория атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.

18. Модель восприятия, характеристика блоков, ее составляющих.

19. Модель опосредованного научения.

20. Психологическая типология: типы людей в бизнесе.

21. Основные принципы типоведения.

22. Характерные черты, присущие экстравертам и интровертам, влияющие на эффективность их работы.

23. Подходы к сбору информации: сенсорный и интуитивный типы людей.

24. Процесс принятия решений: мыслительный и чувствующий, решающий и воспринимающий типы людей.

25. Факторы, определяющие успех карьеры.

26. Характеристика этапов карьеры.

27. Организационная социализация: характеристика основных этапов.

28. Профессиональная социализация.

29. Источники стресса.

30. Модель стресса.

31. Понятие «группа». Классификация групп. Группа и команда.

32. Основные этапы развития группы.

33. Влияние и подчинение в группе.

34. Сплоченность группы: сущность и содержание. Факторы, содействующие сплоченности. Последствия сплоченности.

35. Виды солидарного поведения.

36. Основы социального влияния.

37. Подражание, подчинение и приспособление. Рефлекторная ре­акция на власть.

38. Роль большинства и меньшинства в достижении социального консенсуса.

39. Власть в организации. Характеристика каналов власти.

40. Природа лидерства. Подходы к изучению лидерства.

41. Теория трансформирующего лидерства.

42. Теория вертикальной парной связи.

43. Ситуационное лидерство: модель П. Херши и К. Бланшарда.

44. Определение стилей лидерства на основе «решетки лидерства».

45. Нормативная модель лидерства Врума — Йеттона — Яго.

46. Заменители лидерства. Их источники.

47. Традиции организации и их значение для формирования организационной культуры.

48. Источники организационной культуры.

49. Области проявления организационной культуры.

50. Типы организационной культуры.

51. Управление организационной культурой.

52. Многоуровневая модель организационной культуры.

53. Особенности формирования организационной культуры ком­пании в условиях глобализации.

54. Учет национального аспекта в организационной культуре. Ис­следования Г. Хофстеда, О. Стивенса. Модель Г. Лэйна и Дж. Дистефано. Модель организации типа Z У. Оучи.

55. Учет национального фактора в международном бизнесе. Клас­сификация отношений между материнской и дочерними компаниями.

56. Стратегии управления межкультурными различиями.

57. Формирование глобальной корпоративной культуры. Культур­ная сегрегация.

58. Процесс возникновения и развития конфликта и его природа.

59. Оптимальный уровень конфликта в организации.

60. Условия и причины возникновения конфликтных ситуаций.

61. Модель индивидуальных типов реакции на конфликт.

62. Методы разрешения конфликтов.

63. Общая характеристику мотивационного процесса. Многоаспектность мотивации.

64. Содержательные теории мотивации.

65. Процессные теории мотивации.

66. Использование теорий мотивации для повышения эффектив­ности работы организации.

67. Базовая модель организационных преобразований.

68. Методы изменений индивидуумов и групп.

69. Организационное развитие.

70. Модель проведения изменений в организации.

71. Программы организационных изменении в компании.

70. Управление сопротивлением в организации.

Письменный контроль (экзамен), в рамках которого студенты решают письменное задание

Вариант спецификации письменного задания

1. Кафедра_______ Менеджмент и маркетинг_________________

2. Дисциплина _________Организационное поведение ___________

3. Общий рейтинг дисциплины – 50 баллов.

4. Семестр _______________

5. Структура задания:

1) Общая часть: 5 закрытых тестовых заданий на владение базовыми понятиями и категориями дисциплины.

2) Проблемная часть:

– ответ на 2 теоретических вопроса;

6. Оценка выполнения задания. Общая оценка – 30 баллов, проходной – 20 баллов.

– Общая часть: 5 баллов, проходной – 3 балла.

– Проблемная часть: 25 баллов, проходной – 10 баллов.

7. Время выполнения задания – 45 минут.

Вариант №-

I. Общая часть

Проставьте + или Ö в колонках, соответствующих правильному, по Вашему мнению, ответу

№ вопроса Ответы
а б в г д е
           
           
           
           
           
           
           
           

1. В соответствии с «решеткой лидерства» максимальное внима­ние к людям и минимальное внимание к производству характерно для следующего стиля:

а) авторитарного;

б) обедненного;

в) группового;

г) манипулирования;

д) не характерно ни для одного из перечисленных стилей.

2. В случае слабовыраженной готовности подчиненных следовать за лидером используется следующий стиль:

а) поддержки;

б) инструктирования;

в) привлечения;

г) делегирования;

д) ни один из перечисленных стилей.

3. Высокая устойчивость в условиях неопределенности, сильная подверженность влиянию внешних сил, индивидуализм характерны для следующего типа организации:

а) органического;

б) механистического;

в) ни для одного из указанных типов организации.

4. Высокая степень учета собственных интересов и пренебрежение интересами другой стороны характерно для следующего типа реакции на конфликт:

а) соревнование;

б) сотрудничество;

в) участие;

г) уклонение;

д) поиск компромисса.

5. В жизни человека отношения выполняют следующие функции:

а) обобщение;

б) восприятие;

в) усиление;

г) выражение ценностей;

д) самооправдание;

е) сглаживание противоречий;

ж) все вышеперечисленные.

6. Полная ответственность подчиненных за свои действия и сво­бода поведения присущи следующему стилю:

а) поддержки;

б) привлечения;

в) делегирования;

г) инструктирования;

д) ни одному из перечисленных стилей.

7. Низкая степень учета собственных интересов и интересов дру­гой стороны характерна для следующего типа реакции на конфликт:

а) соревнования;

б) сотрудничества;

в) поиска компромисса;

г) участия;

д) уклонения.

8. К рабочим факторам, являющимся источником стресса, отно­сятся следующие:

а) ролевой конфликт;

б) профессиональные факторы;

в) возможность участия;

г) ответственность за людей;

д) организационные факторы;

е) социальная поддержка;

ж) все вышеперечисленные.

II. Проблемная часть

Ответьте на вопросы:

1. Какие критерии могут быть использованы для установления непосредственной зависимости уровня оплаты труда и результатов деятельности сотрудника?

Главные критерии оценки – отражение в ответе параметров эффективности использования труда работников, способов оптимизации имеющихся показателей. Знание и корректное употребление основных терминов, понимание базовых категорий.

2.Какую из программ оплаты труда вы рекомендовали бы применить дляследующих видов работ:

· сотрудник небольшой, но быстрорастущей компьютерной компании

· служащий в офисе страховой компании

· механик по ремонту автомобилей

· швея на фабрике спецодежды

Главные критерии оценки – понимание сущности и принципов процесса мотивации и стимулирования, знание систем оплаты труда, корректность использования терминов и понятий.

Наши рекомендации