Отношение аудитории к вам как к оратору

Ваша третья цель — предугадать, как воспримет

вас аудитория. Насколько успешно вы сможете про

информировать и убедить аудиторию, вероятно, за

висит от ее уверенности в надежности сообщаемой

вами информации. Доверие базируется на том, ка

жется ли человек знающим (есть ли у него необхо

димая информация для произнесения этой речи),

можно ли ему доверять (честный ли оратор, нрав

ственный ли, можно ли на него положиться) и обая

телен ли он (проявляет ли он энтузиазм, сердечность,

дружелюбие и интерес к другим людям в группе).

Установки аудитории по отношению

К вашей теме

Ваша окончательная цель — составить прогноз, как

группа отнесется к вашей теме. Такая оценка особен

но важна, если ваша цель — попытка изменить пред

ставление или подтолкнуть аудиторию к действию.

Установки аудитории обычно выражаются в мнениях.

Нельзя сказать совершенно точно, как отнесутся слу

шатели к вашей речи, если не спросить их об этом,

однако вы можете сделать довольно точные оценки на

основании демографических данных. Например, на

встрече отделения организации «Право на жизнь»

люди отнесутся к теме аборта иначе, чем на встрече

членов Национальной организации за права женщин.

Чем больше у вас информации о вашей аудитории и

чем больше опыта в анализе аудитории, тем выше

ваши шансы на то, что вы точно оцените установки

аудитории.

Доверие — показатель того, насколько

аудитория воспринимает оратора как челове

ка знающего, обаятельного и честного.

Рубрика: Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Анализ аудитории

В рабочей тетради под пунктом 12.2 заполните

бланк для анализа аудитории, приведенный на

рис. 12.3.

Бланк для анализа аудитории

Данные

1. Образовательный уровень аудитории __ средняя школа ____ колледж ____ образование после кол

леджа.

2. Возраст от_ до _. Средний возраст, приблизительно____________

3. Среди слушателей приблизительно ____процентов мужчин и _____процентов женщин.

4. По моим оценкам, уровень дохода аудитории ____ ниже среднего ____ средний ____ выше среднего.

5. Аудитория в основном состоит из людей ______одной расы, _______разных рас.

6. Слушатели в основном ___ одной веры, ______разной веры.

7. Слушатели в основном _______одной национальности ____ разных национальностей.

8. Слушатели преимущественно из ___ одного штата ____ одного города ___ живут в одном районе ___

в разных местах.

Прогнозы

1. Аудитория, скорее всего, отнесется к данной теме с большим интересом ___ с умеренным интересом___

не проявит интереса____, потому что______

2. Аудитория воспримет тему _____с большим пониманием, ________кое что поймет, ________ничего

не поймет, потому что____

3. Аудитория, скорее всего, отнесется ко мне как к оратору ____позитивно, ___нейтрально, ___ нега

тивно, потому что_____

4. Отношение аудитории к моей теме будет ___позитивным, ____нейтральным, _____негативным, по

тому что ______

Рис. 12.3. Анализ аудитории

7*

1. Рядом с заголовком «Прогнозы» запишите

тему вашей первой речи.

2. Заполните бланк, включая данные об аудито

рии и прогнозы реакции на ваше выступление.

3. Сохраните этот бланк. Вы можете использо

вать эти данные для более эффективного вы

ступления перед данной аудиторией.

ОБСТАНОВКА

Место проведения вашей речи, или обстановка,

подскажет вам, как лучше оправдать ожидания слу

шателей и какую выбрать манеру произнесения речи.

Если вы планируете выступать перед своей группой,

то ваша задача облегчается: поскольку ваша группа

встречается регулярно в одно и то же время в одной

и той же ситуации и обстановка для вас будет знако

мой. Однако при выступлении в других условиях вам

потребуется время, чтобы приспособиться к обста

новке. Давайте посмотрим, на какие вопросы важнее

всего ответить в связи с обстановкой, в которой вам

предстоит выступать.

Насколько большой будет аудитория? Если вы

предполагаете, что аудитория будет маленькой (до 50

человек или около того), то вы сможете стоять к слу

шателям довольно близко, чтобы говорить нормаль

ным голосом и чувствовать себя раскованно. И на

оборот, если аудитория, перед которой вы будете

выступать, большая, вероятно, вам понадобится мик

рофон, и вы вряд ли будете передвигаться по поме

щению.

В какое время суток вы планируете выступить?

Совершенно разного подхода требуют речи, которые

произносят ранним утром и сразу после ленча или

вечером. Если, например, по расписанию вы должны

произносить речь после еды, то слушатели могут

расслабиться, вести себя апатично и даже задремать.

В результате у вас появится желание привлечь к себе

больше внимания (предоставить слушателям больше

примеров, иллюстраций и историй), чтобы преодо

леть возможный недостаток внимания.

Когда по программе вы должны выступать? Если

ваше выступление единственное или основное, то у

вас есть очевидное преимущество — внимание будет

приковано к вам. Однако в ситуации, когда произно

сится много речей, ваша очередь может повлиять на

то, как вас примут. Например, если вы выступаете

первым, вам может потребоваться «разогреть» слу

шателей и подготовиться к тому, что слушатели бу

дут отвлекаться, когда придут опоздавшие. Если вы

произносите речь последним, то вы должны учиты

вать, что слушатели, как правило, устают после того,

как прослушают несколько речей подряд.

Сколько времени вам отведено? Для речи в сту

денческой аудитории, как правило, отводится мало

времени, так что не следует перегружать речь инфор

мацией. «Три основные причины ухудшения окружа

ющей среды» можно описать за пять минут, а вот

«историю влияния человека на природу» вряд ли.

Проблема ограниченности времени на выступление

Часть 4 · Публичное выступление

характерна не только для речей, произносимых пе

ред учащимися. Любая обстановка накладывает яв

ные или неявные ограничения на время выступле

ния. Например, воскресная проповедь в церкви мо

жет длиться в пределах 20–30 минут.

Чего ждут слушатели? Каждый случай, в связи с

которым произносится речь, создает конкретные

ожидания. Например, на воскресной проповеди в

епископальной церкви паства ждет, что священник

будет говорить на религиозные темы. Что касается

речей в студенческой группе, то аудитория ждет, что

речь будет соответствовать заданию. Если задание

для речи определено (нужно предоставить информа

цию или убедить), ясна форма (демонстрация или

описание) или тема (анализ на основании книг или

рассказ о текущих событиях), то ваша цель должна

отражать характер этого задания.

Где вы должны произносить речь? Поскольку

аудитории бывают разного размера, в них не одина

ковое освещение и сиденья разной формы, то на все

эти факторы перед презентацией вам нужно обратить

внимание. Если вы будете делать доклад в длинном

узком помещении, то вам придется говорить гром

че обычного, так, чтобы вас слышали задние ряды.

В комнате с плохим освещением убедитесь, что свет

включен и что жалюзи и ставни открыты, так чтобы

помещение стало как можно светлее.

Если вы будете произносить речь в незнакомой

аудитории, то условия могут оказаться самыми раз

ными. Выясните все накануне и перед тем, как про

износить речь попросите предоставить информацию

о вместительности помещения, его форме, количе

стве рядов, характере освещения, наличии сцены или

трибуны, расстоянии между выступающим и первым

рядом и т. д.

Какое оборудование вам требуется, чтобы произно

сить речь? Для некоторых речей вам понадобится

микрофон, доска, проекционный аппарат и экран.

В большинстве случаев ораторам предоставляется

трибуна. Но вы поступите мудро, если не будете на нее

рассчитывать. Если человек, поручивший вам выступ

ление, может внести изменения в обстановку, обяза

тельно объясните ему, что вам нужно, но всегда имей

те запасной вариант на тот случай, если вам не удаст

Планируя речь, учитывайте место и время и выбирай

те подходящее содержание речи и тон голоса.

 

Глава 12 · Определяем цели

ся выступить в желаемых для вас условиях. Так, вы

можете почувствовать сильное разочарование, если,

запланировав показать слайды, вдруг увидите, что вам

некуда воткнуть вилку проекционного аппарата!

Обстановка — место выступления.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ РЕЧИ

Когда вы выбрали тему, проанализировали ауди

торию и обстановку произнесения речи, вы продол

жаете подготовку к выступлению и определяете об

щую цель, которой вы собираетесь достичь, и затем

определяете конкретную цель речи.

Общая цель — цель речи (развлечь, проин

формировать, убедить).

Рубрика: Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Наши рекомендации