Способы (индукцию и дедукцию)

Тверской государственный технический университет

О.Ф. Гефеле

В.А. Гусова

Е.В. Балакшина

Психология и педагогика

Учебное пособие

Издание первое

Тверь 2011

УДК 159.9+37(075.8)

ББК 88+74я7

Гефеле, О.Ф. Психология и педагогика: учебное пособие / О.Ф. Гефеле, В.А. Гусова, Е.В. Балакшина. Тверь: ТГТУ, 2011. 104 с.

Написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Психология и педагогика» для технических вузов.

Рассматриваются предмет, особенности и естественно-научные основы психологии, активность психики, психические процессы, состояния, поведение и деятельность, психология личности, социальная психология и межличностные взаимодействия. Излагаются основы психологии труда, инженерной психологии и психологии управления.

Характеризуются предмет и объект педагогики, цели образования и воспитания, средства и методы педагогического воздействия на личность, общие принципы дидактики, теория и практика обучения.

Рецензенты: зав. кафедрой психологии и педагогики ГОУ «Тверской областной институт усовершенствования учителей», доктор психологических наук, профессор Сиротюк А.Л.; ст. преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГОУ «Московский университет МВД России» Тверской филиал, кандидат психологических наук, подполковник милиции Фетисова М.М.

ISBN © Тверской государственный технический университет, 2011 © О.Ф. Гефеле, В.А. Гусова, Е.В. Балакшина, 2011

Введение

В современной образовательной системе дисциплина «Психология и педагогика» систематизирует базовые общечеловеческие, психологические и педагогические знания студентов по проблемам философии, психологии и педагогики. Рассматриваемая дисциплина предваряет курсы специализации, закладывая теоретико-методологические и методические основы для их качественного усвоения. Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития психики, сознания, личности, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др., представленных в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона, Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского и других выдающихся ученых - психологов и педагогов.

Тематическое поле данного предмета представляет собой междисциплинарную область знания. Вместе с этим, изучение дисциплины носит выраженную практическую направленность. Курс "Психология и педагогика" разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания, полученные в ходе изучения психологии и педагогики, помогут формированию целостного представления студентов о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию умения учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Психология и педагогика как дисциплина входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Предлагаемое учебное пособие реализует программу выпуска учебных пособий предназначенных для тех студентов, кто изучает психологию и педагогику в рамках обязательной программы высшего образования.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся в техническом вузе, и поэтому в нем излагаются как начала фундаментальной психологии, так и основы инженерной психологии, психологии труда и эргономики, психологии управления и других прикладных отраслей, которые возникли в ХХ веке. Их развитие обусловлено ростом научно-технической революции в связи с необходимостью учета так называемого «человеческого фактора» в обеспечении безопасности и надежности работы сложных технических систем.

Психология и педагогика изучают чрезвычайно многогранные и специфические явления и процессы. Для целостного осмысления данных науки нужна определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом. Особенно важно это при освоении учебных предметов. На это и ориентировано содержание и структура предлагаемого учебного пособия: сначала раскрываются предмет, задачи и теоретические основы психологии и педагогики, а затем дается общая характеристика их базовых феноменов и понятий.

Изучение дисциплины «Психология и педагогика» преследует цель формирование целостного представления о психических особенностях человека как факторе успешности овладения профессиональной деятельностью и основах педагогической науки, способствование развитию культуры умственного труда, самообразования, что позволит эффективно принимать жизненные решения с опорой на знание психологической природы человека.

В качестве базовых дисциплин, методологические подходы которых могут применяться при рассмотрении психологических явлений, выступают «Общая психология», «Психология личности», «Возрастная психология», «Психология деятельности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Психология управления и организационная психология», «Педагогика».

Учебное пособие состоит из двух разделов. Первый раздел пособия посвящен изучению психологии. Раздел состоит из частей, а части состоят из глав, где рассматриваются психология как наука, естественнонаучные основы психологии, психические процессы, психические состояния, мотивация и психическая регуляция поведения, психология деятельности, психология личности, социальная психология, психология труда и инженерная психология, психология управления.

Второй раздел позволяет изучить педагогику как науку и как единство образования и воспитания. Раздел состоит из глав, посвященных педагогике, где рассматриваются объект и предмет педагогики, понятие и сущность образования и воспитания, средства и методы педагогического воздействия на личность, общие принципы дидактики.

В конце учебного пособия помещен библиографический список.

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ

Часть I. Общая психология

Глава 1. Психология как наука

1.1. Методология научного познания

Психология выделилась в самостоятельную научную дисциплину в XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика; logos – знание, осмысление, изучение [12, с. 10]. Он употребляется в нескольких значениях, которые часто смешиваются в обыденном сознании: под ним могут понимать как научное, так и ненаучное психологическое знание.

Каждая научная дисциплина обладает собственным предметом и методом исследования, понятийным и методическим аппаратом, которые соответствуют определенным объяснительным принципам.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития, проявления и функционирования психики и сознания человека. Она изучает внутренние, скрытые от внешнего наблюдения структуры и процессы, знание которых необходимо для объяснения поведения и психологических особенностей как конкретного человека, так и групп людей.

Психология как многоотраслевая дисциплина включает в себя фундаментальную психологию, цель которой состоит в установлении фактов, механизмов и законов психической деятельности, прикладную, изучающую психические явления в естественной обстановке и использующую полученные в фундаментальной науке знания в конкретных ситуациях и условиях, и практическую, которая использует психологические знания для решения конкретных задач в медицине, педагогике, спорте, управлении и т.д.

В рамках ненаучного психологического знания можно выделить популярную психологию (поп-психологию), которая предоставляет фундаментальные и практические психологические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии, обыденную психологию, для которой характерно смешение научных терминов и бытовых, религиозных и оккультных понятий, парапсихологию, которая устанавливает сверхъестественные или выходящие за рамки научного познания возможности психики человека и т.д.

1.2. Предмет, задачи, особенности и методы психологии

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, рассматриваемой в качестве особой формы жизнедеятельности. И как каждая наука, психология имеет свой предмет, задачи и особенности.

Предметом психологии является структура субъекта и процессы его взаимоотношений с миром, среди которых:

психика (отечественная психология) – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Психика многообразна в своих формах и проявлениях, присуща не только человеку, поэтому в психологии всегда учитывается общность психики животных и человека;

сознание человека (психология сознания) – то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми, это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда;

бессознательное (психоанализ) – форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями;

личность(гуманистическая психология) – это человек с присущими ему индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями, занимающийся конкретной деятельностью;

деятельность (отечественная психология) – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов;

поведение (бихевиоризм) – внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.

Связь психологии с другими отраслями научных знаний. Современная психология находится на стыке общественных, естественных и технических наук. Развитие психологических знаний мыслится как расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ее самостоятельного предмета исследования.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач [13, с. 12]:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Выделяют следующие особенности психологии [13, с. 13]:

Психология – наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству. Одним из таких явлений является психика, а носителем психики является головной мозг – самый сложный по строению и закономерностям деятельности орган. Большинство законов психики до сих пор не изучено. Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, нежели чем-либо другим.

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние мира на нее. Данное слияние неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания.

Уникальность психологии как науки заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной.

Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявлять, что наибольшую сложность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их (проектов) реализации и эксплуатации.

Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.

Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем. Как исследователь представляет свой опыт, такие факты он и получает.

Методы психологических исследований – это те приёмы и средства, с помощью которых можно получить достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, возможности его применения, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, расчета и интерпретации полученных результатов, а также от объективности, т.е. независимости результатов исследований от личных качеств психолога.

Психологическая наука использует различные методы исследования, к которым обычно относят:

I. Организационные методы:

1) лонгитюдный;

2) сравнительный;

3) комплексный.

II. Эмпирические методы:

1) обсервационный: наблюдение (внешнее, внутреннее, включенное, невключенное, свободное, стандартизированное), самонаблюдение;

2) эксперимент: лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий;

3) психодиагностические методы изучения личности:

-беседа или интервью (интервью может быть структурированным и неструктурированным),

-опрос (письменный, устный, свободный, экспертная оценка),

-тесты (тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты),

-анкетирование;

4) праксиметрические или анализ трудовой деятельности (хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ, циклография);

5) моделирование (техническое, математическое, кибернетическое, логическое);

6) биографический.

III. Методы обработки данных:

1) количественный;

2) качественный.

IV. Интерпретационные методы:

1) генетические;

2) структурные.

Методы психологической практики:

1) психотерапия;

2) психокоррекция;

3) психотренинг.

1.3. Краткая история развития психологии как науки

Психология прошла длинный путь развития, менялось понимание объекта, предмета и целей. Отметим основные этапы:

Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Второй этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в ХХ в. Задачи психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Четвертый этап (современный) – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. При этом основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения. Для данного этапа характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-е года XIX в. Оно было связано с созданием психологических лабораторий и внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория была открыта В. Вундтом в 1879 г. в городе Лейпциге. В 1885 г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Основные направления зарубежной психологии: психоанализ (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.), бихевиоризм(Д. Уотсон, А. Вейс, У. Хантер и др.), гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и др.), функционалистский подход (У. Джеймс и др.), гуманистическая психология (К. Роджерс, Г. Оллпорт, А. Маслоу и др.), когнитивная психология (У. Найссер, А. Пайвио и др.), трансперсональная психология (С. Гроф и др.), интерактивная психология (Э. Берн).

Основоположником отечественной психологии считается И.М. Сеченов. Г.И. Челпанов создал в России психологический институт в 1912 г. Немаловажный вклад в развитие отечественной психологии внесли В.М. Бехтерев и И.П. Павлов. Позднее в отечественной психологии стали выделять деятельностный (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и личностный подход (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов и др.).

В деятельностном подходе психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей этого подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы, виды этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм. В личностном подходе личность рассматривается как саморегулируемая, динамическая, функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Глава 2. Естественно-научные основы психологии

2.1. Развитие психики

В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существа типа вируса и заканчивая человеком, это смена усложняющихся форм взаимодействия. Организм без внешней сре­ды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Без понимания изменений среды и ее влияния на ор­ганизм не может быть понято развитие психики человека ни в ее филоге­незе (развитие человека из животного мира), ни в онтогенезе (форми­рование личности человека).

В самом начале развития жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии организма и среды. Они и определили уже у одноклеточных организмов разделение всех живых существ на две основ­ные ветви: растений и животных. Взаимодействие организма и среды в его любой форме возможно по­тому, что даже самому простейшему организму свойственна физиологическая форма отражения среды – раздражимость.

Раздражимость представляет собой способность живого существа отвечать на непосредственные воздействия среды процессами, поддержива­вшими жизнь организма. Чувствительность – это свойство, приобретенное животными, на определенных этапах эволюции отражать воздействие среды. С помощью чувствительности организм всегда субъективно отражает воздействие среды. С ее появлением начинается эволюция психического отражения, высшей формой которого является сознание [22, с. 110].

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.

Инстинктами называют врожденные, сложные, биологически целесо­образные и потому наследственно закрепленные формы поведения.

Чем более высокоразвито позвоноч­ное животное, тем легче изменившиеся условия среды снимают устарев­шие инстинктивные формы поведения.

Навыками у животных называются приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифференцированное приспособление животного к меняющимся условиям среды. По своим ме­ханизмам навыки являются сложными условными рефлексами и осуще­ствляются с помощью высшей нервной деятельности.

В жизни навыки, развиваясь, приводили к возникновению наиболее сложной формы поведения животного – рассудочной. Рассудочные, их еще называют интеллектуальными, – это формы поведения, направленные на решение новых задач не путем унаследованных или ранее приобретенных в личном опыте способов, а на основе отражения существую­щих между предметами связей и отношений.

Известно, что рассудочное поведение – основная форма деятельности человека. Нам общи с животными все виды рассудочной деятельнос­ти: индукция, дедукция, абстрагирование, анализ незнакомых предметов. Развитие простейшего рассудочного по­ведения животных было связано с возникновением возможности пред­метного отражения их на основании комплекса ощущений. Так, шимпан­зе способны различать и запоминать треугольники, шары, пирамиды по их окраске и форме и использовать эти дифференцированные представ­ления в своем поведении.

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. Психика человека фор­мируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта.

Высшей формой психики является сознание человека, которое возникло, как мы уже отметили, в процессе общественно-трудовой практики. Со­знание неразрывно связано с языком и речью. Благодаря сознанию чело­век произвольно регулирует свое поведение.

2.2. Психика и мозг

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятель­ностью. Открытые И.М. Сеченовым, И.П. Павловым и их последовате­лями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естест­венно-научной основой современной психологии [22, с. 112].

Чтобы правильно понимать взаимосвязь психики и мозга, необходимо иметь представление о строении и функциях нервной системы человека.

Следует отметить, что основная функция нервной системы – это интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга, в котором различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое вещество, представляющее собой пучки нервных воло­кон, соединяющее одни клетки их группы с другими.

У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток орга­низма: на месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются.

2.3. Структура и функции психики

Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми [17, с. 86].

Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которое изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, воображение, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др. По уровню динамичности состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами. Основные характеристики состояний: эмоциональное (тревога, радость), активационное (уровень интенсивности психических процессов), тоническое (психофизиологический ресурс индивида), тензионное (уровень психического напряжения), временное (длительность состояния), знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности).

Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики; в современной термино­логии их можно описать следующим образом:

бессознательное – принципиально не доступное сознанию содержание, вклю­чающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;

подсознательное – эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;

досознательное – содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;

сознание – рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.

В современной психологической науке выделяют различ­ные состояния сознания, дифференцируемые как по харак­теру феноменальных переживаний, так и по совокупности по­веденческих и психофизиологических показателей [22, с. 122]:

бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реак­ции; проявления познавательных и эмоциональных процес­сов отсутствуют;

сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающих­ся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последователь­ностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;

бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное са­монаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осозна­ния – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания – качественный сдвиг в характере психологического функционирования: гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.) [22, с. 126].

Психика по отношению к поведению и деятельности человека и других людей выполняет три основные функции: познавательную (когнитивную), регулятивную (регуляция поведения и деятельности) и коммуникативную.

Глава 3. Психические процессы

Психические процессы – это процессы, происходящие в психике и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и пр.

Классификация психических процессов:

1. Ощущение, восприятие

2. Представление

3. Воображение

4. Внимание

5. Память

6.Мышление и речь

3.1. Психология ощущения, восприятия, представления и воображения

Ощущение– отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективного мира, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Ощущение – самое простое из всех психических явлений. Оно представляет собой осознаваемый или не осознаваемый, но действующий на поведение человека продукт переработки ЦНС значимых раздражителей, возникающих во внешней и внутренней среде. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения присущи только живым существам, имеющим головной мозг (кора головного мозга). Ощущения возникают на основе первичной раздражительности, возникающей в ответ на значимые воздействия среды изменением своего внешнего и внутреннего поведения.

С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из рецепторов, проводящих центростремительных (афферентных) нервных путей, центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов [13, с. 38].

Ощущениям присущи определенные свойства [13, с. 38]:

адаптация,

контраст,

пороги ощущений,

сенсибилизация,

синестезия,

последовательные образы.

Различают виды ощущений, исходя из свойств раздражителей, которые их вызывают и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители [13, с. 38]:

1) простые:

зрительные;

слуховые;

обонятельные (ощущения запаха);

вкусовые (модальность: сладкий, горький, соленый, кислый); тактильные (ощущения прикосновения);

температурные (для терморегуляции и теплообмена); вибрационные;

ощущения равновесия и ускорения;

осязательные (кожная чувствительность);

кинестетические;

субсенсорные (восприимчивость к неощущаемым сознательно раздражителям, например, для уточнения локализации звука – воспринимаем раздражители за нижним порогом чувствительности);

болевые;

статико-динамические;

2) сложные:

проприоцептивные – мышечно-двигательные ощущения, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела в пространстве, взаимном расположении всех его частей, движении тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п. Подкласс проприоцепции (чувствительность к движению) называется кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими;

интероцептивные (внутренние) – сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметные (за исключением болезненных), не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются ЦНС. Рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела, отражают состояние внутренних органов (болевые, равновесия, ускорения);

экстероцептивные (внешние) – отражают свойства предметов и явлений внешней среды и имеют рецепторы на поверхности тела: контактные (при непосредственном контакте – температурные, тактильные, вкусовые) и дистантные (от удаленного объекта – зрительные, слуховые, обонятельные).

Восприятие– отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Физиологические основы восприятия: вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи [13, с. 42].

К свойствам восприятия относятся [13, с. 42]:

избирательность,

предмет,

контур и фон,

апперцепция,

осмысленность,

константность

целостность.

В психологии различают [13, с. 42]:

в зависимости от форм отражения – восприятие пространства, времени, движения;

от цели – преднамеренное и непреднамеренное восприятие;

от степени организации – организованное (наблюдение) и неорганизованное восприятие;

от ведущих анализаторов – зрительное восприятие (рассмотрение картины, выставки), слуховое (слушание рассказа, концерта) и осязательное (отражение основной части предмета путем ощущения);

от интенсивной работы нескольких различных анализаторов – зрительно-слуховое восприятие (при просмотре TV), двигательно-зрительное восприятие (во время занятий физкультурой).

Восприятия могут быть неправильными, или искаженными. Такие восприятия называют иллюзиями. Иллюзии восприятия– неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Причины иллюзий: выработанные жизненной практикой приемы восприятия, особенности анализатора, изменение условий восприятия, образное предвосхищение увиденного, различные дефекты зрения, слуха, кожного покрова.

Представление – это психический познавательный процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии [13, с. 48].

Представления различают [13, с. 48]:

по видам анализаторов, которые в них задействованы – зрительные (образ человека), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), осязательные, двигательные;

по степени обобщенности – единичные и общие;

по степени проявления волевых усилий – непроизвольные, произвольные;

по продолжительности – оперативные, кратковременные и долговременные.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. В целом воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания временных связей, составляющие базу образов воображения [21, с. 110].

Различают несколько видов воображения [21, с. 110]:

непроизвольное (пассивное, непреднамеренное),

произвольное (активное, преднамеренное),

мечта (образ желаемого будущего),

творческое, воссоздающее (репродуктивное).

3.2. Психология внимания и памяти

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Физиологические основы внимания: обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях [13, с. 52].

К свойствам внимания относятся [13, с. 53]:

устойчивость (зависитот свойств нервной системы, психологических состояний, мотивации, внешних обстоятельств),

сосредоточенность (концентрация),

переключаемость,

распределение,

объем(равен объему кратковременной памяти – 7±2 единицы),

избирательность,

интенсивность,

отвлекаемость.

Различают виды внимания [13, с. 53]:

природное – врожденные способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны и основной механизм – ориентировочный рефлекс;

социально-обусловленное – складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты;

непосредственное – не управляется ничем, кроме объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека;

опосредованное – регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов;

непроизвольное – не связано с участием воли. не требует усилий, чтобы удерживать на чем-либо внимание;

произвольное – включает волевую регуляцию, требует усилий, связанных с борьбой мотивов, противоположно направленных интересов, каждый из которых может сам по себе привлечь внимание, человек осуществляет сознательный выбор;

постпроизвольное – по мере развития операционально-технической стороны деятельности, в связи с ее автоматизацией и переходом в операции действий, в результате изменений мотивации (сдвиг мотива на цель) возможно появление постпроизвольного (послепроизвольного) внимания. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением или истощением ресурсов организма), чувственное (связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре внимания чувственное впечатление), интеллектуальное (связано со сосредоточенностью и направленностью мысли, в центре сознания мысль).

Память – психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важной познавательной функцией и лежит в основе развития и обучения.

Экспериментально память стал изучать Эббингауз в конце XIX в. (в 1885 г. он исследовал количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоящих из бессмысленных слогов). В России память изучали такие русские психологи, как Корсаков, Бернштейн, Зейгарник, Блонский, Выготский, Леонтьев, Рубинштейн и др. На Западе память изучали Эббингауз, Рибо, Бергсон, Жане, Левин, Пиаже и др.

Память участвует в акте восприятия, т.к. без узнавания восприятие невозможно. Но она выступает и как самостоятельный психический процесс, не связанный с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

Павлов показал экспериментально, что память есть результат рефлекторной работы мозга (временные нервные связи – ассоциации) [13, с. 54].

Выделяют два рода ассоциаций:

1. Простые:

по смежности – объединение двух явлений, связанных во времени или в пространстве (при заучивании алфавита);

по сходству – связываются два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другой (название порта Австралии ассоциируется с женским именем Аделаида);

по контрасту – связываются два противоположных явления (особые зоны пустыни запоминаются по контрасту с зоной лесов).

2. Сложные:

смысловые – связываются два явления, которые в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний. Для образования ассоциаций требуется повтор, подкрепление на практике, т.е. применение того, что требуется запомнить в самостоятельном процессе усвоения.

Физиологической основой памяти являются следы происходивших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы [13, с. 54].

Выделяются виды памяти [13, с. 55]:

по критерию времени сохранения информации – мгновенная (иконическую, эхоическую), кратковременная (объем памяти составляет 7±2 единицы), оперативная, долговременная и генетическая;

по критерию преобладающего анализатора – зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая;

по наличию и характеру участия волевого компонента – непроизвольна и произвольная;

по критерию продуктивности – кратковременная и долговременная.

Продуктивность памяти включает в себя объем, быстроту, точность, длительность, готовность, которые в совокупности проявления характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности.

К основным процессам памяти относят:

запоминание (зависит от особенностей материала, контекста и повторения),

сохранение,

воспроизведение,

узнавание,

забывание (данный процесс объясняется законом интерференции или простым ослаблением ассоциаций с течением времени).

3.3. Психология мышления и речи

Мышление – психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Физиологическая основа мышления: процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга [13, с. 58].

Содержание мышления многообразно и проявляется через его:

опе­рации (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкрети­зация),

формы (понятие, суждение и умозаключение),

способы (индукцию и дедукцию).

Также содержание мышления проявляется в функционирова­нии его видов (наглядно-действенное, наглядно-образное и отвлеченное/абстрактно-логическое).

Кроме этого выделяют виды мышления:

по характеру решаемых задач(теоретическое и практическое),

по степени раз­вернутости(дискурсивное и интуитивное),

Наши рекомендации