Какую роль в раскрытии темы ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет образ Молчалина?

Одни из самых интересных, «самых ярких типов комедии» (по за­мечанию Ф.М. Достоевского), •неоднозначных» (по высказыванию \ С. Пушкина) героев является Алексеи Степанович Молчалин, сек­ретарь Фамусова, живущий у него в доме и числящийся «по архи­вам».

Из всех персонажей фамусовского круга Молчалин лучше осталь­ных может приспособиться к существующим условиям. Он обладает деловыми качествами. Первая его более или менее пространная реп­лика, относится к служебным обязанностям: бумаги, которые поручил ему Фамусов, «в ход нельзя пустить без справок, без иных. /Противуречья есть, и многое не дельно».

Молчалин относится к тому типу людей, которые, несмотря на свою незнатность, «безродность». добьются «степеней известных» благодаря своему упорству, умению находить обший язык с влия­тельными людьми. Он — незаурядный психолог, четко улавливаю­щий тонкие переливы настроений влиятельных особ, понимает, когда нужно выступить с кроткой любезностью

Ваш шпиц— прелестный шпиц; не более наперстка. Я гладил все его; как шелковая шерстка.

За это получает от Хлестовон: «Спасибо, мой родной!». Молчалин не ошибается в расчетах и не путается в ролях секретаря и любовника, учтивого собеседника и карточного партнера. Характеристика, данная автором своему персонажу («умеренность и аккуратность»), — это тонко выверенная стратегия и тактика поведения н ЖИЗНИ, это подчи­нение всего и вся медленному движению вперед, к поставленной цели — «...и награжденья брать, и весело пожить» (из монолога с Чац­ким). «Почести и знатность» — вот к чему тянется Молчалин. Стать «московским тузом»— вершина мечты.

Нехитрая мораль, усвоенная многими поколениями молчалнных, в мире Фамусовых приводит к успеху. Формула этого успеха такова:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить. Начальнику, с кем буду я служить. Слуге его, который чистит платья. Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Привычная маска почтения и послушания спасает Молчалина, ко­гда в финале комедии Софья слышит его исповедь Лизе. Молчалин, как опытный иллюзионист, умело вьпаскиваст в нужный момент из черного ящика своей души основной набор моральных ценностей «века минувшего»: почтение, послушание, заискивание, лицемерие, притворство, лесть, отсутствие собственною мнения.



!()

II

В чем бела и вина Софьи? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе ОТ ума»)

«Девушка, сама не глупая, предпочла дурака умному человеку», — писал А.С. Грибоедов о своей героине. «Софья начертана неясно», — от­зывался А.С. Пушкин, «...она грешит грехом неведения и слепоты», — замечал И.А. Гончаров.

Софья — натура страстная, живущая сильными чувствами. Мир поделен для нее на две части: Молчалин и все остальные. Но она пре­красно понимает, что Молчалин никогда не будет принят ее отцом («Кто беден, тот тебе не пара»).

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только пред­почла Чацкому бездушного подлого Молчалина, но и пустила слух о безумии любящего ее человека?

Софья не умеет думать — вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг. Жизнь она строит по общепринятым образцам («А все Кузнецкий МОСТ, и вечные французы, / Оттуда моды к нам, и авто­ры, и музы»), Софья зачитывается сентиментальными романами о не­равной любви бедного и безродного юноши и богатой знатной де­вушки. Так же. как и Татьяна Ларина. Софья чувствует себя героиней романа. Хуже другое — Софья не видит различия между романтиче­ским вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки.

Беда Софьи в том. что она строит свою жизнь в соответствии с об­щепринятой моралью. Для благополучия светской даме нужен «муж-мальчик, муж-слуга» — Молчалин просто идеально подходит на эту роль. Чацкий невольно угадал это: «Ведь нынче любят бессловесных». «Не человек, змея!» — бросает оскорбленная Софья. Чацкий мешает ей, оскорбляет того, кого она любит («Унизить рад, кольнуть...»).

Вся жизнь света построена на «кривизне души», полому так лег­ко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого («Любите вы всех в шуты рядить. / Угодно ль на себя примерить?»). При этом автор отмечает ремарки, сопровождающие реплики Софьи: «про себя», «помолчавши», «смотрит на T.N. пристально», «в сторо­ну», которые говорят о том. что это обдуманное решение. Слух, пу­щенный Софьей, стал сатетней, поддержанной обществом. «Безумен но всему!» — сделали вывод гости Фамусова. В том, что Чацкий объ­явлен сумасшедшим, есть и ее вина.

В финале комедии, видя наконец подлость и низость Молчалина, Софья испытывает свой «мильон терзаний». При этом ей хватает му­жества обвинить во всем себя («.. .я виню себя кругом»).

Безусловно, Софья — натура неординарная, при этом нельзя не видеть в ней «смесь хороших инстинктов с ложью». Эта внутренняя противоречивость делает героиню неоднозначной, не вписывающим­ся в рамки классицистической эстетики персонажем.

Наши рекомендации