Развитие самосознания в подростковом возрасте.
Самосознание есть самая последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Дарвиш, с. 124). Высокий уровень его развития позволяет человеку в значительной мере влиять на различные аспекты жизни.
Условно можно говорить о двух мирах, в которых живет человек: о мире внутреннем и мире внешнем. Содержание внутреннего мира человека наряду с переживаниями, мыслями определяется также образами, создаваемыми осознанно или неосознанно. Внешний мир — это то, что происходит во внешнем плане (наблюдаемые события, поступки, дела). Эти «миры» — две грани жизни человека. Если доминирует одна грань, то жизнь человека становится дисгармоничной.
Осознанное и созидательное строительство своей личности начинается с осознания внутреннего видения, образа желаемой жизни, образа личности. Это и есть работа самосознания. Его высокий уровень позволяет подростку начинать осознанно ставить и отвечать на такие вопросы, как «Кто я?», «Какую жизнь я хочу прожить?», «Какой я есть, и каким я хочу быть?» и т. п. Понятно, что подобные вопросы и у многих взрослых вызывают сложности. У подростков же, находящихся вначале осознанной жизни и не имеющих жизненного опыта, подобные вопросы очень часто вызывают многочисленные противоречия. Но без попыток самостоятельного поиска ответов невозможно подлинное взросление.
Самосознание определяет «теоретическое творение», которое существует в виде идей, представлений, образов. Одной из следующих задач, которую предстоит решать молодым людям, является практическое воплощение своего видения жизни и своей личности в реальных делах и отношениях.
В реальной жизни мы можем часто наблюдать, что гармония между указанными выше «мирами» встречается редко, а чаще наблюдается то, что одни люди предпочитают большую часть времени «проводить», фокусируясь на внутреннем мире, а другие, наоборот, — на внешнем. Это согласуется с мнением немецкого психолога Ю. Куля, который пришел к выводу, что у человека может преобладать либо ориентация на состояние, либо ориентация на действие: «Люди, сориентированные на состояние, испытывают трудности, принимая даже довольно простые и не очень важные решения (например, при покупке подарка). Они склонны к сомнениям и бесконечному взвешиванию вариантов, чрезмерно зацикливаются на прошлых неудачах, вновь и вновь мысленно возвращаясь к ним. Часто их отвлекают от действия мысли: «Кому все это нужно?», «Зачем я это делаю?», «Имеет ли это смысл?». Причем вопросы такого рода лезут в голову не только на стадии подготовки к деятельности, но и в ее процессе, что, конечно, не дает как следует сконцентрироваться на содержании работы, окунуться в нее с головой, увлечься.
Ориентированные на действия, напротив, быстро принимают решения, легко отвлекаются от раздумий о былых провалах и просчетах. Берясь за что-то, они не тратят время на размышления о смысле, необходимости и ценности занятия, а полностью сосредоточиваются на содержании дела» Таким образом, благодаря самосознанию человек в подростковом возрасте впервые в жизни имеет возможность начинать осознанно и осмысленно строить свою жизнь. И так как это первый шаг, то он является очень важным для всей последующей жизни. Во многом от того, смогут ли подростки начать самостоятельно мыслить, определять жизненные приоритеты, зависит их социальное и духовное взросление.
Тема 1.5.6. Психическое и личностное развитие в юношеском возрасте
Вопросы лекции
1. Общая характеристика психического развития и особенности социальной ситуации развития в ранней юности.
2. Ведущая деятельность и межличностные отношения старшеклассников.
3. Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте.