Цели психологического консультирования

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Варианты определений

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинически нарушений, однако ищущих психологическую помощь. По этому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность уволь нения), неустроенность личной жизни и неурядицы веемы плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практик предлагает следующее определение: "Консультирование -это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks В. Stefflre (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют бо­лее двух человек. Цель консультирования — помочь клиен­там понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознан­ного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

Имеется много сходных определений, и все они включа­ют несколько основных положений:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и дей­ствовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучатьсяновому поведе­нию.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах при­нимать самостоятельные решения, а консультант создает ус­ловия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

5. Сердцевиной консультирования является "консульта­тивное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" тера­пии.

Основоположник клиент-центрированной терапии извес­тный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

а) б) каждая личность в состояниибыть ответственной засебя;

в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения психологического консуль­тирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Кон­сультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свобод­ного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать,что любое внушение или давление мешает клиенту принятьответственность насебя и правильно решать свои проблемы.

Цели психологического консультирования

Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, об­ращающихся за психологической помощью, и теоретичес­кой ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколь­ко универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столк­новении с новыми жизненными обстоятельствами и требо­ваниями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно на­учиться во время консультирования: самостоятельные по­ступки, распределение времени и энергии, оценка послед­ствий риска, исследование поля ценностей, в котором про­исходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межлич­ностные отношения. Общение с людьми занимает значи­тельную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных соци­альных навыков, будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать каче­ство жизни клиентов посредством обучения лучшему пост­роению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала лич­ности. По мнению Blocher (1966), в консультировании не­обходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окруже­ние и собственные реакции, провоцируемые окружением.

R. May (1967) указывает, что при работе с детьми кон­сультант должен добиваться изменения их ближайшего ок­ружения в целях повышения эффективности помощи.

Несмотря на некоторую общность целей психологическо­го консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании (см. табл.1).

Так имеет ли все-таки смысл говорить о каких-то уни­версальных целях консультирования, когда мы можем по­могать клиенту и в стремлении к свободе, и в преодолении эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведе­нию, и в поиске полноценного самовыражения? Возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультиро­вания составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоре­чии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значе­ние придается конкретным целям.

Цели консультанта и клиента в конечном счете сопри­касаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формули­ровка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от по­требностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходи­мо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожи­даете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен долж­ным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирова­ния. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен по­мнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Таблица 1. Современные представления о целях консультирования.

Направление   Цели консультирования  
Психоаналитическое направление   Перевести в сознание вытеснен­ный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; рекон­струировать базисную личность    
Адлерианское направление   Трансформировать цели жизни кли­ента; помочь ему сформировать со­циально значимые цели и скоррек­тировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства ра-­ венства с другими людьми    
Терапия поведения   Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению  
Рационально- эмоциональная терапия (A.Ellis)   Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и по­ мочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем  
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)   Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распо­знавания факторов, мешающих росту личности; поощрять от­крытость клиента опыту, уверен­ность в себе, спонтанность    
Экзистенциальная терапия   Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможно­сти; побуждать к принятию ответ­ственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блоки­рующие свободу факторы    

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Распределение этих двух сфер психологической помощи — сложная задача, поскольку в немалом числе случаев про­фессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Как в консультиро­вании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процеду­ры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консуль­тантом (психотерапевтом) и клиентом. Из-за трудности раз­деления этих двух областей некоторые практики используют понятия "психологическое консультирование" и "психоте­рапия" как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по ко­торым их можно было хотя бы частично разделить. Bramer и Shostrom (1982), говоря о соотношении консультирования и психотерапии, прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затра­гивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе — большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена об­ласть психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультирова­нием, так и психотерапией.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфи­ческие черты психологического консультирования, отлича­ющие его от психотерапии:

— консультирование ориентировано на клинически здо­ровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невроти­ческого характера, а также люди, чувствующие себя хоро­шо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего разви­тия личности;

— консультирование сориентировано на здоровые сторо­ны личности независимо от степени нарушения; эта ориен­тация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт: Myers с соавт., 1968);

— консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

— консультирование обычно ориентируется на краткос­рочную помощь (до 15 встреч);

— консультирование ориентируется на проблемы, возни­кающие во взаимодействии личности и среды;

— в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

— консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Наши рекомендации