История развития психологии труда в Республике Беларусь
Василейский возгл 1. психотехнич лабор, кот б созд при БГУ в Минске. Вместе с ним работали Гайворовский и Вержболович. Они заним ?ми профориент, профотбором и соотв-ми методами исслед-я. Позже лаб-я переехала в Инстит охраны ТР, что позвол ей расшир-ся. ПС ТР б связ с др ораслями ПС и кооринировала свои усилия с физиологией и гигиеной ТР, инжен ПС, эргономикой, дизайном, технич науками, педагогикой. Обширн исслед-я в обл ПС ТР б начаты в Бел филиале Всесоюзного научно-исследовательского института технич-й эстетики. Тут б созн многопрофильный отдел эргономики, в кот работали инженеры, медики, физиологи, решая разичн приклад задачи по научн организации ТР на многих предприят-х. Позже он был переобразов в Бел инстит дизайна. Тут добавилась лаборатор ПС ТР операторов автоматизир-з сис-м управл-я и контроля мобильной техники. В 1995 на базе этих лаб-й б созн Бел НПО по ПС ТР и эргономики (Вайнштейн), выполняющ многочисл научн исслед-я и промышл-е разраб и активно сотрудничавшее с крепн предприятиями МТЗ, МАЗ, БелАЗ.
- Общая характеристика психологических и эргономических исследований и их методов.
В эргон использ методы исслед, сложивш в соцгии, ПС, физиолог и гигиене ТР и др. Эргономич подход к изуч и оптимиз деят имеет свою специф. В методич отнош это выраж в: 1.напрность эргон на проектир деят и ее комптов требует примя не только эксперх, но и априорн проектиров методов. 2.Использ в эргон обобщенных показателей активности, напряжсти и комфортн деят предпол прим процедур получя интегральн критериев на основе сисмы частных показй. Методы исслед в эрг условно м.б. разд на 2гр: аналитич (описате) и эксперимент. Постановка экспер предпол проверку истинности выдвинут гипот\сисмы гип, кот в эрг в отдельном случ отраж опред представл о харре связи и взаимод некот группы факторов. Выдвиж и обоснов гипотез д осущся в ходе предвар анализа проблемы.
- Методы наблюдения. Метод опроса. Экспериментальные методы.
Наблюд-это преднамер, систематизир и целенапр восприятие внешн повед чела с целью его последующего анализа и объяснения без к-л преднамер вмешательства со стороны наблюдателя. Научное НА харся систематичностью и провод на осн опред плана с целью получ объект картины. НА в ПС предпол не только полное и точное опис наблюдх явл, но и их психологич толкование. В этом заключ главн цель псих НА: оно д, исходя из фактов, раскрыть их психолог содние. НА в ПС выступ в 2х формах: самонабл и объективное НА.
Предмет НА: действия и поступки чела, его высказ и сопровождающие их мимика и жесты. Осн достоинство метода: НА провод в естеств ситуации; оно не изменяет обычного повед наблюдаемых лиц. Виды НА: стандартизир (провед строго в соотв с намеч прогой); свободн (не имеющ заранее установл рамок); включе (исследователь становится непосредств участником проца, за кот ведет НА). Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с щелью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Методы опроса — это методы, предполагающ ответы испытуемых на конкретные ?ы исследователя. В зависимости от цели исследования, от привлекаемого к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают: письменные, когда ?ы зад-ся на бумажном носителе или в электр-м виде, устными, когда ?ы ставятся устно.
- Хронометраж. Метод матричного исследования.
Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения. Вместе с тем, использование этого приема требует от психолога большой осторожности и такта. Дело в том, что на предприятиях часто проводится производственный хронометраж, который ставит своей целью пересмотр нормативных показателей, обычно в сторону их увеличения. Поэтому присутствие человека с секундомером за спиной у работника может вызвать отрицательное отношение к проводимому психологическому обследованию. Поэтому психолог должен перед проведением хронометража объяснить цели и задачи будущего исследования и постараться снять негативные установки у работников.
- Механография. Циклография. Оценка рабочей позы. Биомеханический метод.
Циклография - первоначально метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек (лампочек накаливания, неоновых лампочек и др.), укрепленных на движущихся частях тела (предложил Марей в XIX в.). Н. А. Берн-штейн усовершенствовал Ц. и предложил ряд модификаций: кимоциклографию для изучения сложных движений, съемку на передвигающуюся пленку и зеркальную кимоциклографию для анализа перемещений тела в 3 плоскостях, т. е. одновременную съемку движущегося объекта и его отражения в зеркале. По циклографическим записям можно восстановить траектории и величины амплитуд движений отдельных точек тела, пределы изменения суставных углов. На основе анализа циклограмм - циклограмметрии - строятся кривые зависимости линейных и угловых скоростей, ускорений движущихся частей тела от времени. Зная массы перемещающихся частей тела, можно вычислить величины сил, обусловливающих данное движение. Современные технические возможности таковы, что исследователь практически без собственного труда может получать сложную информацию о движении еще в ходе его выполнения, тогда как Бернштейн и его предшественники прилагали титанические усилия на измерения и расчеты.
Метод биомеханики в наиболее общем виде имеет в своей основе системный анализ и системный синтез действий с использованием количественных характеристик, в частности моделирование движений.
- Моделирование. Методы изучения групповой деятельности.
Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Модель - объект произвольной природы, который отражает главные, с точки зрения решаемой задачи, свойства объекта моделирования. Моделирование - создание, применение, использование модели.Главные функции модели - упрощение получения информации о свойствах объекта; передача информации и знаний; управление и оптимизация объектами и процессами; прогнозирование; диагностика.
Оценка функционального состояния. Динамометрия. Динамография. Треморография. Миография. Методы регистрации движения глаз. Методы изучения функционирования сердечно-сосудистой системы.
Динамометрия - измерение силы отдельных мышечных групп человека с помощью специальных устройств — динамометров медицинских. С помощью кистевых динамометров измеряют силу мышц, сгибающих пальцы, с помощью станового динамометра — силу мышц, выпрямляющих туловище («становая» сила), и т.д. Динамометрические показатели могут быть выражены в абсолютных величинах (кгс) и в относительных, например по отношению к массе (весу) тела человека. Данные Динамометрия учитываются в антропометрии, профессиональном отборе, в физиологии и гигиене труда и спорта, медицине, используются как дополнительный признак для оценки степени физического развития человека. Динамография — метод исследования мышечной деятельности, основанный на графической регистрации силы и скорости сокращения мышц. Треморография (Т) - метод иследования дрожания тела. Запись с помощью сейсмодатчика (СПЭД-56М) на одноканальном электрокардиографе. Т позволяет в комплексе с другими данными подой-ти к оценке эмоционального состояния, составить суждение об утомлении, наблюдать за динамикой функционального состояния. Достоверность Т возрастает при динамических наблюдениях. Исследование проводится в положении сидя или стоя. В положении сидя правая рука спортсмена свободно лежит на плоскости стола, а на концевой фаланге указательного пальца подвешивается сейсмодатчик, соединенный с регистрирующим устройством (электрокардиограф). Через несколько секунд после принятия исходного положения (кисть расслаблена) включается лентопротяжный механизм регистратора. Запись дрожания пальца проводится в течение 5-6 сек. Анализируются форма кривой, амплитуда и частота. Амплитудной характеристикой считается длина кривой за последние 2 сек. записи (10 см бумажной ленты при скорости записи 50 мм/сек). За частоту тремора принимают сумму зубцов (осцилляции) за 2 сек. (10 см) записи. Для определения частоты тремора в 1 сек. полученную цифру делят на 4. При утомлении и эмоциональном возбуждении, при стартовой лихорадке, заболеваниях амплитуда и часто-та тремора увеличиваются. Улучшение тренированности (общей и специальной выносливости) сопровождается, как правило, снижением величины тремора. Т имеет выраженные индивидуальные особенности. Миография - регистрация сократительной деятельности мышцы. Простейший способ графической регистрации мышечного сокращения — механическая запись с помощью рычага, свободный конец которого пишет на ленте кимографа соответствующую кривую — миограмму. Помимо таких механических миографов, используются и оптические, регистрирующие работу мышцы на светочувствительной плёнке или бумаге. Миографы разных конструкций обеспечивают регистрацию изотонических или изометрических сокращений мышц. Наиболее совершенным является метод измерения колебаний напряжения мышцы с помощью датчиков, преобразующих механические изменения в электрические, регистрируемые на осциллографе. Таким способом удаётся регистрировать сокращения отдельных мышечных клеток. Метод Миография в сочетании с другими физиологическими методами позволил изучить основные закономерности сократительной функции мышц.
Трудовая деятельность человека. Классификационные признаки трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: по содержанию труда, по средствам труда, по условиям труда, по организации труда, по требованиям к субъекту труда.
Труд был и остается важнейш производств фактором. Когда преоблад ручной труд, использовался преимущ-но энергетич подход, в основе кот б исслед в обл физиологии ТР.Бурное развит научно-технич прогресса послуж значит-м импульсом для развит ПС ТР. Это связ с тем, что появл сложной техники предъявило новые требования к исполнителям и прежде всего к психич процам в орг-ме чела. Труд – это важн усл жизнед-сти индивида и обo-ва, люб организации, предприятия. Труд – явление соц-ное. В проце труда формир опред сис-ма соц-трудовы отнош-й, кот явл стержнем обществ-х отнош на люб ур-не (нар хоз, фирма). Труд-я деят-сть – это особ сис-ма, сост из осн компонентов? Предмет ТР, ср-ва ТР, чел как субъект ТР. Труд деят-сть=Субъект ТР (чел)+усл ТР(сов-сть эл-тов произ-ной среды, оказыв влияние на функ-ное сост чела, его здоровье,все стороны его развит)+Содерж ТР(проц и способы выполн труд-х задач)+ Ср-ва ТР(вещь\сов-сть вещей,кот чел помещ м\у соб и предметом ТР,кот служат для него в кач-ве проводника возд-я на этот предмет в целях получ необзодимых матер-х благ)+Организац ТР+Предмет ТР(вещ-во природы, вещь\комплекс вещей, на кот чел возд-т в проце труда при помоще ср-в ТР с целью приспособл их для уд-ния личных и проиводственных ПТ. Если предметы ТР образ материальн основу продукта – осн материалы; а если способств процу ТР\ придают основному материалу новые св-ва – вспомогат материалы). Субъект ТР –активно действующий, познающий и преобразующий, облаающий сознанием и волей индивид\соц группа. Виды труд деят классифиц по: 1.По харру раб нагрузки субъекта ТР и его усилий по реализац труд задач выдел: а)физичй; б)умствй труд. 2. По хар-м цели ТР, рабоч нагрузки, содерж трудового проца умственный труд подраздел: а) оперативный (управляющий); б) операторский (информационное взаимодействие с техникой); в) творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др); г) нестандартный (научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.); д) эвристический (изобретательство). 3.По организац ТР раздел: а) динамический; б) статический; в)однообразный (монотонный); г) разнообразный (по содерж, темпу). 4.По ср-вам ТР: ручной, механизир-й, автоматич-й, автоматизир-й.