В каком случае нечто можно назвать «НЛП»?
Роберт Дилтс, Джудит Делозье
НЛП-2: поколение Next
Посвящение
Мы с любовью и уважением посвящаем эту книгу:
Основателям НЛП
Ричарду Бэндлеру и Джону Гриндеру,
побудившим нас начать это невероятное путешествие и поощрявшим в нас уверенность, смелость и творчество в нашем исследовании структуры субъективного опыта.
Творческому гению
Милтона Эриксона,
Вирджинии Сатир,
Фрица Перлза и
Грегори Бейтсона,
на собственном примере показавшим нам, что значит быть на переднем крае исследований человеческого потенциала.
НЛП-практикам,
мастерам и тренерам
во всем мире,
создавшим плодородное и генеративное поле, на котором рождаются новые поколения НЛП.
Предисловие
В заключении к нашей книге «НЛП, том I» («NLP: Volume I» (1980)) мы, ее авторы (Дилтс, Гриндер, Бэндлер и Делозье), пообещали написать продолжение, «НЛП-2», где будут представлены более конкретные методы применения концепций, принципов и дистинкций, которые мы описали в томе первом введения в НЛП. Мы писали, что во второй книге «более подробно исследуем, как можно применять методы нейро-лингвистического программирования в работе и повседневной жизни».
По разным причинам книга «НЛП, том II» так и не была написана. Отчасти из-за того, что мы, авторы, были очень заняты, активно разрабатывая и испольуя на практике те методы, о которых обещали написать. Время шло, и каждый из нас двигался своим путем. Мы больше никогда не собирались все вместе – так, как в те давние времена, и проект НЛП-2 «затерялся по дороге».
Кроме того, поле НЛП развивалось так быстро, что было сложно выбрать отдельную группу процессов, которые бы, с нашей точки зрения, лучше всего характеризовали историю и потенциал НЛП. Новые вызовы и возможности заставляли нас искать ресурсы и решения, которые постоянно создавали бы инновации, затрагивающие самые основания поля.
Все мы, четверо авторов «НЛП-1», путешествуем по всему миру, преподаем НЛП и содействуем эволюции и развитию этой практики. Но мы (Роберт и Джудит) поддерживаем близкие личные и рабочие отношения и каждый год встречаемся во время летних программ в университете НЛП, в Калифорнийском университете, Санта-Круз.
Мы часто вспоминаем об обещании написать «НЛП-2», данном много лет назад, и размышляем о ви́дении этой книги. А люди, находящиеся в поле НЛП, продолжают спрашивать: «Где же „НЛП-2“?» Несколько раз мы пытались выполнить это обещание, в разных формах. За эти четыре года мы написали «Энциклопедию системного НЛП и Нового кода НЛП» («Encyclopedia of Systemic NLP и NLP New Coding»), посвященную самым разным моделям и методам НЛП, а также интеллектуальной истории захватывающего поля НЛП. В этой книге мы старались сохранить дух компании студентов, которая когда-то в горах Санта-Круз начала исследовать и разрабатывать НЛП в небольших группах под руководством Бэндлера и Гриндера.
Четыре года назад мы решили, что пришло время наконец выполнить обещание и написать второй том. В результате родилась книга, которую вы держите в руках.
В последние годы эта книга пережила несколько стадий эволюции, и ее бы не было без энергии и поддержки Деборы – преподавателя практики «5 ритмов», психотерапевта, тренера по психосинтезу и переводчика. Она внесла важный вклад в разработку нескольких новых методов, представленных в последних главах.
Знакомство Деборы с НЛП началось в 1994 году, когда она была переводчиком Джона Гриндера в Париже, где жила с начала 80-х годов. С тех пор она была переводчиком многих других тренеров НЛП, в том числе Дэвида Гордона, Чарльза Фолкнера, Линн Конвелл, Роберта Макдональда и, конечно же, Роберта и Джудит.
Начиная с 2005 года Дебора и Роберт разрабатывают программы, объединяющие опыт Деборы в сфере телесно-ориентированных трансформационных методов, например «5 ритмов», и принципы НЛП. (В 2008 году Дебора и Роберт поженились.) Они преподают свои новые методы на семинарах и тренингах по всему миру, а также, вместе с Джудит, в Университете НЛП в Калифорнии.
Сотрудничество между нами (Робертом, Джудит и Деборой) проникнуто энтузиазмом, богатством идей, творчеством, взаимным уважением и открытостью. Мы надеемся, что эти качества отразились в этой книге и они помогут читателю еще раз по достоинству оценить глубину, богатство и потенциал НЛП.
Роберт Дилтс
Джудит Делозье
Дебора Бэкон Дилтс
Август 2010 года
Санта-Круз, Калифорния
НЛП нового поколения
Предпосылки и обзор НЛП
Эта книга посвящена новым, знаковым разработкам в сфере нейро-лингвистического программирования. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – это подход к пониманию человеческого поведения, а также набор точно описанных навыков и техник, созданных на основании этого подхода. НЛП было разработано в 70-х годах Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером и посвящено исследованию паттернов «программирования», возникающих в процессе взаимодействия нервной системы («нейро-») и структурами языка («лингвистическое»), а также влиянию этих элементов на наше тело и поведение. С точки зрения НЛП именно это взаимодействие приводит как к эффективному, так и к неэффективному поведению и формирует процессы, лежащие в основе и человеческого совершенства, и патологии.
Бэндлер и Гриндер определяли нейро-лингвистическое программирование как изучение структуры субъективного опыта.
Слово изучение подразумевает постоянные исследования и новые вопросы. В поле НЛП это происходит преимущественно с помощью моделирования поведения. Многие навыки и техники НЛП были созданы на основании наблюдений паттернов совершенствования, которые демонстрируют выдающиеся профессионалы в разных сферах – в психотерапии, бизнесе, искусстве, науке, юриспруденции и образовании. Цель подобных наблюдений – обнаружить различия, создающие отличия между плохими, посредственными и выдающимися результатами и достижениями.
Понятие структура указывает на внимание к процессу в противоположность содержанию. То есть процессы моделирования в НЛП направлены прежде всего на то, чтобы обнаружить, как люди делают то, что делают, а не на то, как они описывают то, что делают. НЛП не слишком интересует, какие решения люди принимают, чему они учатся или что создают. НЛП интересуют процессы — то, как мы принимаем решения, учимся и что-то создаем. Фактически один из основателей НЛП Джон Гриндер утверждал, что все техники и форматы НЛП, по сути, возникли благодаря двум вопросам: «Как вы это знаете?» и «Как вы это делаете?» Дистинкции[1] НЛП позволяют заглянуть за содержание поведения – за то, что люди делают, – и увидеть менее заметные силы, лежащие в основе поведения; структуры мышления, убеждений и эмоций, позволяющие людям эффективно действовать или препятствующие эффективности. НЛП содержит набор процедур и дистинкции, позволяющих точно идентифицировать важнейшие паттерны мышления, мотивации и поведения таким образом, чтобы их можно было использовать на практике и проверить результаты на личном опыте.
Основа процесса моделирования в НЛП – внимание к структуре субъективного опыта (то есть к мыслям, убеждениям, эмоциям, внутренним репрезентациям и т. д.) в противоположность «объективной реальности». В основе НЛП лежит пресуппозиция о том, что «карта – не территория». То есть наши внутренние карты и модели мира, в соответствии с которыми мы живем, всегда отличаются от мира, который они изображают (точно так же, как карта города – это не город, а меню – не еда). Внутренние репрезентации, которые мы создаем с помощью своей нервной системы и паттернов языка, в самой своей основе содержат обобщения, опущения и искажения той «реальности», которую они должны отражать. Однако именно эти внутренние карты и модели на самом деле определяют то, как мы воспринимаем окружающий мир и реагируем на него.
Исследование структуры субъективного опыта, следовательно, основано на нашем личном, текущем сенсорном опыте (что и как мы на самом деле видим, слышим, чувствуем, какие запахи и вкусы ощущаем), а не на теориях и идеях о внешней «реальности». Например, в исследовании духовного опыта НЛП не стремится создать теорию, философию или систему убеждений о духовности, скорее НЛП исследует структуру субъективного духовного опыта людей, то есть то, как мы узнаём, что мы – часть чего-то большего и каковы последствия таких переживаний?
Процесс моделирования в НЛП сосредоточен на практических вопросах. Например: как можно повлиять на определенный субъективный опыт? Как этот опыт использовать? Как сделать так, чтобы этого опыта было больше или меньше? Какие типы процессов способствуют или препятствуют этому субъективному опыту?
В целом НЛП – это подход к изучению человеческого поведения. Он обеспечивает:
1. Эпистемологию – систему принципов и определений, позволяющую организовать знания о нас и о нашем взаимодействии с миром.
2. Методологию — процессы и процедуры для сбора и применения этих знаний.
3. Технологию — инструменты, позволяющие применять эти знания для достижения тех или иных результатов.
Эволюция НЛП
Ведущие разработчики НЛП – Джон Гриндер (лингвист по образованию) и Ричард Бэндлер (получивший математическое образование и имевший подготовку в сфере гештальт-терапии). Первоначально они стремились создать точные модели человеческого совершенствования. В их первой книге «Структура магии» (1975, 1976) описаны вербальные и поведенческие паттерны психотерапевтов Фрица Перлза (создателя гештальт-терапии) и Вирджинии Сатир (знаменитого семейного психотерапевта). Их вторая книга, «Паттерны гипнотических техник Мил-тона Эриксона» (1975, 1976), посвящена вербальным и поведенческим паттернам Милтона Эриксона, основателя Американского общества клинического гипноза (American Society of Clinical Hypnosis) и одного из самых известных и самых успешных психотерапевтов мира.
В результате этой ранней работы Гриндер и Бэндлер создали формальные описания своих методов моделирования и своих собственных открытий и объединили их под названием «Нейро-лингвистическое программирование». В этом названии они хотели отразить взаимоотношения нервной системы и языка и влияние этих взаимоотношений на наш опыт, психологию и действия.
С точки зрения НЛП базовые процессы изменения включают в себя:
1) идентификацию текущего состояния человека, команды, организации или системы и
2) внесение необходимых ресурсов, позволяющих перевести этого человека, команду, организацию или систему в
3) желаемое состояние.
Текущее состояние + необходимые ресурсы = желаемое состояние
Дистинкции и техники НЛП организованы таким образом, чтобы помочь выявить и определить текущее состояние и желаемое состояние разных типов и уровней, а затем получить доступ к необходимым ресурсам и внести их в ситуацию так, чтобы достичь эффективных и экологичных изменений в направлении желаемого состояния.
Постепенно в рамках НЛП были разработаны очень мощные инструменты и методы коммуникации и достижения изменений в самых разных профессиональных сферах: коучинге, консультировании, психотерапии, образовании, здравоохранении, творчестве, юриспруденции, менеджменте, сфере продаж, лидерстве и педагогике.
Задача любой техники нейро-лингвистического программирования – усилить или создать одну из трех составляющих эффективного поведения.
1. Наличие достаточно богатой модели мира, в частности, в связи с желаемыми результатами.
2. Полный доступ ко всему сенсорному опыту.
3. Гибкость внутренних реакций и внешнего поведения.
Огромное множество точных техник и процедур, из которых состоит поведенческая технология НЛП, описано в постоянно растущем количестве книг, видео, аудиозаписей и семинаров, отражающих развитие поля нейро-лингвистического программирования. Кроме того, множество техник еще не изложены в письменном виде или в форме видеопрезентаций и еще столько же находится в процессе исследования и разработки.
НЛП уже около тридцати лет остается полем исследований и с момента своего создания в начале 70-х годов значительно эволюционировало. Мы пишем эти строки ровно через тридцать лет после выхода в свет книги «НЛП, том I» (Дилтс, Гриндер, Бэндлер, Делозье, 1980). За эти годы НЛП приобрело поистине всемирную известность и затронуло жизнь миллионов людей. Каждый год в наших программах в Университете НЛП в Калифорнии квалификацию НЛП-практика, мастера и тренера получают люди более чем из 35 стран мира. Еще тысячи людей каждый год учатся в специализированных институтах НЛП по всей планете.
Сегодня мы приветствуем уже третье поколение разработчиков НЛП, тренеров и практиков; вместе с тем пришло время оценить и признать НЛП нового поколения. Для этого нужно ответить на два фундаментальных вопроса:
1. Почему мы говорим о НЛП «нового» поколения, а не просто о развитии НЛП нынешнего поколения? (Похожий вопрос задают биологи: что делает растение или животное новым биологическим видом, а не просто разновидностью уже существующих видов.)
2. Что дает нам основание предположить, что открытия или структуры, предложенные этим новым поколением, – «часть» НЛП, а не чего-то другого? Иначе говоря, что отличает модель или метод НЛП от моделей и методов других подходов и теорий?
В каком случае нечто можно назвать «НЛП»?
Для начала мы ответим на такой вопрос: «Когда нечто (технику, формат, модель или набор дистинкций) можно назвать НЛП?»
Процессы и процедуры НЛП охватывают впечатляющий спектр тем и вопросов. Например, в нашей «Энциклопедии системного НЛП и Нового кода НЛП» (Дилтс, Делозье, 2000) перечислены такие темы: лечение фобий, травм и эмоциональных расстройств; техники для изучения иностранных языков, обучения правописанию, скорочтению, алгебре, писательскому мастерству и т. д.; навыки лидерства и менеджмента; методы стратегического планирования, создания команд и организационного развития; форматы, связанные с физическим исцелением, творчеством, разрешением конфликтов, мотивацией и множеством других сфер. НЛП содержит намного больше методик, чем другие психологические и поведенческие подходы – психоанализ, гештальт-терапия, транзактный анализ, психосинтез и даже когнитивная психология.
Очевидно, НЛП не ограничено какой-то одной определенной сферой или темой. Учитывая широкий спектр техник и моделей НЛП, было бы очень интересно попытаться определить, что делает нечто частью НЛП. Это фундаментальный вопрос «эпистемологии». Термин «эпистемология» происходит от древнегреческих слов эпи («сверху», «над»), хистанаи («множество» или «место») и логос («слово» или «знание»); то есть «то, на чем основано (или расположено) знание». Таким образом, эпистемология – это фундаментальная система определений и допущений, на которой основаны и из которых происходят наши знания. Вот определение Грегори Бейтсона:
Эпистемология – это история происхождения знания; иначе говоря, как мы узнаём то, что знаем.
Начиная с вопросов о том, что мы можем знать и как мы узнаем то, что, как мы думаем, мы знаем, эпистемология переходит к следующему вопросу: «Как мы вообще что-то знаем?»[2]
Бейтсон продолжает:
Философы определяют и отделяют друг от друга два типа проблем. Первый тип – проблемы, связанные с тем, чем являются вещи, что такое человек и каков этот мир. Это проблемы онтологии. Второй тип – это проблемы того, как мы что-то распознаём, точнее, как мы узнаём, каков этот мир и что мы за создания, способные что-то знать (или ничего не знать) о нем. Это проблемы эпистемологии.
НЛП – это и способ бытия («онтология»), и способ знания («эпистемология»). В основе НЛП как онтологии лежит набор фундаментальных пресуппозиций, связанных с коммуникацией, свободой выбора, изменениями и намерениями нашего поведения. В основе НЛП как эпистемологии лежит моделирование — непрерывный процесс расширения и обогащения наших карт мира благодаря осознанности, любопытству и способности синтезировать множество точек зрения и множество описаний.
И онтология и эпистемология НЛП начинаются с той пресуппозиции, что «карта – не территория». НЛП учит, что ни одна карта не более реальна или правильна, чем любая другая, но при этом наша способность эффективно действовать и эволюционировать, выходя за границы текущего состояния, зависит от наличия карты, дающей нам наибольшую возможную свободу выбора. Таким образом, НЛП, по сути, предпочитает гибкость и открытость жесткости и неподвижности.
Как мы уже сказали, НЛП не интересует содержание субъективного опыта, который оно исследует. В основе эпистемологии НЛП лежит манера, в которой исследуется этот субъективный опыт и в которой он представлен.
Например, в последние годы некоторые НЛП-практики и даже тренеры утверждают, что таким темам, как «духовность», «любовь», «прошлые жизни» или «реинкарнация», нет места в НЛП. С другой стороны, эти темы очевидно отражают мощный субъективный опыт, который переживают многие из нас. Как субъективный опыт эти темы, конечно же, могут быть предметом исследования НЛП.
Точно так же как любая форма языка может быть объектом изучения лингвистики (изучения языка), любая форма субъективного опыта может стать объектом исследования в рамках НЛП.
Конечно, НЛП не будет интересовать конкретное содержание этого субъективного опыта и то, соответствует ли он «объективной реальности». НЛП задаст другие вопросы: как люди переживают эти субъективные феномены, как отличают их от других субъективных феноменов? Каковы последствия этого субъективного опыта? Этот опыт создает ресурсные или проблемные реакции и состояния? Способствует или препятствует структура этого опыта эффективной деятельности? Наши отношения с этим опытом увеличивают или уменьшают наше чувство личного удовлетворения? То, как мы его переживаем, расширяет наш выбор или создает ощущение беспомощности и зависимости?
Иначе говоря, НЛП-практик, или коуч, работая с человеком, который начинает говорить о воспоминаниях, связанных с «прошлой жизнью», не станет спорить о «реальности» этого опыта. Скорее, НЛП-практик проявит интерес к структуре и последствиям этого субъективного опыта и к тому, как он сочетается с другими аспектами субъективной модели мира этого человека.
С самого начала Бэндлер и Гриндер утверждали, что НЛП – не просто еще одна модель человеческого поведения, но скорее «мета-модель». То есть НЛП – это модель того, как люди создают свои модели мира.
Таким образом, чтобы определить, является ли какой-то феномен частью НЛП, нужно обращать внимание не на содержание, но на подход к тому, как он исследуется, и на форму, в которой организованы основанные на нем структуры.
В итоге, независимо от того, к какой сфере относится тот или иной субъективный опыт, НЛП разбивает структуру или процесс, лежащие в основе этого опыта, на конкретные дистинкции и шаги, включающие в себя сенсорные репрезентации (образы, звуки, тактильные ощущения и так далее), паттерны языка и физиологические реакции. Все ключевые дистинкции и форматы НЛП основаны на сочетании этих трех аспектов структуры человеческого опыта.
Соответственно, чтобы что-то было признано частью «нейро-лингвистического программирования», это «что-то» должно быть воспринято и описано как нечто фундаментально нейро-лингвистическое.
Нейро-компонент НЛП относится к нервной системе. Во многом НЛП связано с пониманием и использованием принципов и паттернов нервной системы. Согласно НЛП, мышление, память, воображение, принятие решений, желания, воля, суждения и все остальные когнитивные, эмоциональные или поведенческие процессы являются результатом программ, «записанных» в нервной системе человека. Таким образом, человеческий «опыт» – это продукт информации, которую мы получаем, синтезируем и создаем посредством своей нервной системы. На практике любой опыт связан с чувственным восприятием мира – зрением, слухом, осязанием, обонянием и ощущением вкуса.
Поэтому, с чем бы ни был связан субъективный опыт, который мы исследуем, – с мотивацией, памятью, космосом, религией, искусством, политикой, образованием и так далее, – НЛП интересуется тем, как этот аспект человеческого опыта организован в нервной системе.
С точки зрения НЛП язык, несомненно, является продуктом человеческой нервной системы. Однако язык при этом вызывает и стимулирует активность нервной системы. Определенно, язык – одно из основных средств активации или стимуляции нервной системы, доступных человеку, – и своей собственной, и других людей. Субъективный опыт и формируется, и выражается с помощью языка. Следовательно, чтобы какой-то феномен был признан частью НЛП, он должен быть основан на паттернах языка, которые естественно и спонтанно проявляются в паттернах человеческой коммуникации, и вербальной, и невербальной.
Аспект программирования в НЛП основан на той идее, что влияние нашего опыта на такие процессы, как обучение, запоминание, мотивация, творчество или любые другие виды деятельности, – это функция программ: нейро-лингвистических программ, функционирующих с большей или меньшей эффективностью и позволяющих нам достигать тех или иных целей или результатов. На практике это означает, что мы, люди, взаимодействуем с окружающим миром посредством внутреннего программирования в нашей нервной системе. Мы реагируем на проблемы и подходим к новым идеям в соответствии с типами внутренних программ, которые создали, – и не все программы одинаковы. Для достижения определенных результатов одни программы более эффективны, чем другие.
В этом смысле один из самых важных аспектов НЛП – акцент на практическом применении процесса моделирования. Концепции и тренинговые программы НЛП подчеркивают интерактивный, эмпирический контекст обучения, в котором принципы и процедуры можно легко воспринять и понять. Более того, так как процессы НЛП выведены из эффективных человеческих моделей, ценность и структуры, лежащие в их основе, часто интуитивно понятны людям, даже не имеющим большого личного опыта.
В целом со времени своего возникновения НЛП занимается исследованием структуры субъективного опыта; «структуры», нейро-лингвистической по самой своей природе. Таким образом, можно сказать, что частью НЛП является любой феномен, который:
• Делает акцент на процессе и структуре в противоположность содержанию.
• Ищет основания процессов и дистинкции в анатомии и функциях человеческой нервной системы.
• Позволяет легко идентифицировать и изменить эти дистинкции и процессы посредством естественных и спонтанных паттернов вербальной и невербальной коммуникации.
• Организует результаты исследования в практические упражнения, техники, инструменты и практики, которые можно использовать, чтобы повлиять на человеческий опыт или поведение.