Глава 7. Диалектические терапевтические стратегии
Терапевтические стратегии ДПТ – координированные виды деятельности, тактики и процедуры, применяемые терапевтом для достижения терапевтических целей, описанных в главах 5 и 6. Стратегии также определяют роль клинициста и терапевтическую направленность и могут относиться к координированным реакциям терапевта на определенную проблему, представленную пациентом. Термин «стратегии» в ДПТ имеет такое же значение, как термины «процедуры», «протокол» и «техники» в других терапевтических школах. Лично я предпочитаю термин «стратегии», потому что он подразумевает как план действий, так и искусность в реализации этого плана. Хотя каждый комплекс стратегий включает некоторое количество составляющих, далеко не все они бывают востребованы в определенной ситуации. Важно осуществить назначение определенной группы стратегий, а не жестко следовать описанным здесь принципам их применения. Итак, данная глава посвящена определению и описанию основных стратегий ДПТ.
Основные терапевтические стратегии ДПТ схематически представлены на рис. 7.1. Они объединяются в четыре крупные категории: 1) диалектические стратегии; 2) базовые стратегии; 3) стилистические стратегии; 4) стратегии индивидуального управления. (Специфические интегративные стратегии, основанные на различных комбинациях стратегий, относящихся к данным четырем категориям, обсуждаются в последних двух главах этой книги.) Диалектические стратегии «наполняют» всю терапию и придают ей диалектическую сущность. Базовые стратегии включают стратегии валидации и стратегии решения проблем; как подразумевает само название, эти стратегии вместе с диалектическими стратегиями образуют сердце ДПТ. Стилистические стратегии определяют межличностный и коммуникативный стили, совместимые с ДПТ. Стратегии индивидуального управления относятся к взаимодействию терапевта с социальной сетью, в которую включен пациент, а также к его реакциям на эти взаимодействия. В каждом конкретном случае определенные стратегии будут выходить на первый план и использоваться чаще, чем остальные; вполне возможно, что в некоторых из указанных стратегий потребность будет возникать лишь изредка. Не все стратегии могут быть необходимыми или подходящими для определенного психотерапевтического сеанса; для каждой новой ситуации может потребоваться новая комбинация стратегий.
Рис. 7.1. Терапевтические стратегии ДПТ
Стратегии, описанные в этой и следующих главах, во многих аспектах несомненно близки к другим современным подходам к психотерапии. Чем эффективнее различные модели терапии – т. е. чем глубже понимание клиницистами того, что в них действенно, а что нет, – тем больше точек соприкосновения с различными подходами к терапии подобных категорий пациентов и однотипных проблем можно обнаружить. Хотя формулировка того, как и почему определенный подход становится эффективным для терапии пациентов с ПРЛ, может отличаться в зависимости от теоретической ориентации, понимание действенного терапевтического поведения более универсально. Работая над этой книгой, я прочитала все пособия по терапии ПРЛ, которые только можно было найти, как поведенческие, так и других школ. Я также находила рекомендации начинающим клиницистам по поводу того, как им следует себя вести на терапии. Я стремилась узнать, какова специфика терапевтического поведения в других школах. Если я находила составляющие терапии или стратегии, подобные таковым в ДПТ, я старалась использовать похожие термины для их описания. Таким образом, бо́льшая часть настоящего пособия «списана» из других пособий. Когда я провожу практические занятия по ДПТ, терапевты (независимо от их теоретической ориентации) часто обращают мое внимание на то, что они уже применяют описанные мной стратегии в своей работе с пограничными индивидами. Я думаю, что и при чтении этой книги многие специалисты узнают собственное терапевтическое поведение.