ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1-23 01 04 04 Педагогическая психология;

ПРОГРАММА

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

для специальности:

1-23 01 04 Психология;

специализации:

1-23 01 04 04 Педагогическая психология;

1-23 01 04 02 Социальная психология;

1-23 01 04 13 Спортивная психология

2013 г.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Н.Н. Дудаль, старший преподаватель кафедры психологии

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии УО «Гомельского государственного университета

им. Ф. Скорины»

(протокол № __ от ____________ 20___ г.)

Заведующий кафедрой

________________________Л.И. Селиванова

Кафедрой социальной и педагогической психологии УО «Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины»

(протокол № __ от ____________ 20___ г.)

Заведующий кафедрой

________________________Т.Г. Шатюк

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Методическим советом факультета психологии и педагогики УО «Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины»

(протокол №___ от _____________ 20__ г.)

Председатель

методического совета

____________________В.А. Бейзеров

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преддипломная практика студентов является важной частью профессиональной подготовки студентов-психологов и завершает их профессиональную подготовку, в ходе ее будущие специалисты должны актуализировать теоретические знания по специальности, научиться проявлять навыки экспериментального исследования, проявить знания в основных видах деятельности педагога-психолога.

Целью преддипломной практики является приобретение навыков проведения эмпирического психологического исследования, полученных в процессе обучения. В ходе практики студент должен самостоятельно разрабатывать или подбирать инструментарий, проводить исследование, обрабатывать результаты, используя методы статистической обработки и математического моделирования.

Задачами практики являются:

1. Углубление и совершенствование теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных при изучении специальных психологических дисциплин.

2. Формирование опыта профессионального взаимодействия и общения со специалистами других профилей и разными категориями клиентов (дети разного возраста, подростки, родители, люди, переживающие кризисные состояния и т.п.).

3. Формирование навыков и умений самостоятельной работы по основным направлениям профессиональной деятельности психолога (психологического просвещения, консультирования, психодиагностики, профилактической и коррекционно-развивающей работы) в различных учреждениях.

4. Формирование целостного представления о деятельности психолога на рабочем месте в учреждениях образования, социальной защиты либо иного конкретного учреждения.

5. Содействие адаптации студентов к условиям будущей профессиональной деятельности.

6. Формирование положительной мотивации к будущей профессии, культуры самоорганизации деятельности практического психолога и творческой активности будущего специалиста.

7. Построение модели исследования в соответствии с проблемным полем дипломной работы.

8. Подбор психодиагностического инструментария исследования.

9. Проведение исследования по дипломной работе, анализ и интерпретация полученных результатов.

Согласно требованиям к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника студент должен:

− понимать и анализировать существующие в обществе социальные проблемы;

− знать философскую и общенаучную методологию;

− знать основные принципы, теории и положения психологической науки;

− понимать концептуальные основы психологической теории;

− обладать знаниями в области организации и методологии психологической науки, экспериментальной психологии, основ психодиагностики, математической статистики, основ психометрики и методов социальной психологии;

− применять на практике психологические методы и техники.

Студент-практикант должен знать:

− специфику организации научного исследования в области психологии;

− основные методики, техники и процедуры научного исследования.

Студент-практикант должен уметь:

− проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою научную деятельность;

− планировать исследование в соответствии с основными этапами научного исследования;

− анализировать научную литературу и использовать ее для обоснования теоретической части исследования;

− модифицировать, адаптировать и разрабатывать методики исследования в соответствии с целями, предметом, объектом и гипотезами исследования;

− применять основные методы психодиагностики на практике;

− владеть методикой математической и статистической обработки данных с применением компьютера;

− составлять библиографический список;

− графически представлять полученные результаты;

− формулировать выводы и рекомендации;

Студент-практикант должен иметь представление:

− о специфике организации научного исследования в психологии;

− о методах психологического исследования;

− о возможностях применения компьютерной техники в научных целях.

Содержание преддипломной практики должно раскрывать теоретическую и практическую значимость научной работы студента. Организация работы предусматривает формирование модели эмпирического исследования, комплекса методов количественной и качественной обработки данных. Она проводится согласно ОСРБ 1-23 01 04 – 2008 на 5 курсе в 10-м семестре, общая продолжительность практики составляет 8 недель. Преддипломная практика проводится на кафедре психологии и социальной и педагогической психологии университета.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Объектами профессиональной деятельности психолога являются личность, ее индивидуальные особенности, психофизиологические и психические процессы, свойства, состояния, а также социально-психологические феномены, проявляющиеся в разных областях поведения, деятельности и взаимодействия людей.

Содержание преддипломной практики находится в прямой зависимости от содержательной деятельности специалистов психологической службы учреждения образования, в котором практикуется студент и которое способно обеспечить ему проведение исследовательской и экспериментальной работы для написания дипломной работы. Перед выходом па практику студент представляет научному руководителю обзор научной литературы по теме исследования, обнаруживая теоретическую компетентность в области изучаемой проблемы. Вместе с научным руководителем в соответствии с темой исследования подбирается психодиагностический инструментарий, формируется модель исследования, определяется выборочная совокупность, которую исследует студент в период преддипломной практики (это могут быть воспитанники детских дошкольных учреждений, учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, колледжей, техникумов, студенты вузов). В период преддипломной практики собранный в результате эмпирического исследования материал статистически обрабатывается и интерпретируется студентом. Полученные психодиагностические данные, а также вопросы, связанные с их количественной и качественной интерпретацией студент обсуждает с научным руководителем на консультациях.

Планируемые в ходе практики направления деятельности студента соответствуют основным видам психологической деятельности (психологическое просвещение, консультирование, психодиагностика, психопрофилактика и психокоррекция) и должны соответствовать теме дипломной работы.

Более конкретно содержание преддипломной практики в рамках основных направлений работы психолога можно представить в следующем виде.

Психопросвещение–это приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям, формирование у них психологической культуры. В этих целях студенты планируют:

- ознакомление педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

- занятия с учащимися и студентами по формированию потребности в психологических знаниях и овладению ими основами самопознания и саморазвития, а также по обучению умениям своевременно распознавать необходимость обращения за психологической помощью в критических случаях.

Психопрофилактика– это вид деятельности психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья человека на всех этапах дошкольного, школьного и студенческого возрастов. Она предполагает:

- своевременное выявление таких особенностей человека, которые могут привести к отклонениям в развитии эмоций и интеллекта, поведения и взаимоотношений с другими людьми;

- предупреждение кризисов Я человека в связи с переходом его на следующую возрастную ступень;

- заботу о соблюдении в образовательных учреждениях психологических условий для полноценного личностного развития учащихся.

Психоконсультирование как вид деятельности состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. В этой связи студенты-психологи:

- консультируют по проблемам психического развития, обучения, воспитания и профориентации администрацию учебных заведений, преподавателей, воспитателей, мастеров и самих учащихся;

- по запросу судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводят психологическую экспертизу личности и условий семейного воспитания ребенка, подростка, студента с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением их дальнейшей судьбы.

Психодиагностика в деятельности психологической службы учреждений образования направлена на:

- выявление наиболее важных особенностей учебной деятельности, поведения и психических состояний учащихся, которые должны учитываться в процессе обучения и воспитания;

- углубленное психологическое обследование так называемых проблемных детей и отличие нормы психического развития от патологии;

- дифференциальную диагностику учащихся, претендующих на обучение в профильных классах и школах;

- определение готовности детей к школьному обучению.

Психокоррекция и развивающая работа как виды деятельности психолога на­правлены на работу с проблемами обучения, поведения и личностного развития, выявленными у конкретных детей и подростков. Этот вид деятельности предполагает от студентов:

- составление коррекционно-развивающих программ, к участию в реализации которых привлекаются по согласованию с руководством учебных заведений различные лица (прежде всего учителя и воспитатели);

- диагностический контроль за производимыми изменениями в психике человека;

- индивидуальные и групповые занятия с психологом в русле составленной программы.

Задачи по каждому из видов деятельности педагога-психолога в учреждениях образования определяются в соответствии с целями и задачами научного исследования, положенными в основу дипломной работы. Совместно с научным руководителем разрабатывается и обосновывается задание на учебно-исследовательскую работу и программа мероприятий, обеспечивающих достижение этих задач. Для углубления знаний студенты используют психолого-педагогическую литературу, включенную в библиографический список дипломной работы. Для каждого из мероприятий составляется свой план, приводится отчет по форме, предложенной научным руководителем дипломной работы, и оценивается эффективность проведенного вида деятельности.

По итогам проведения программы учебно-исследовательских мероприятий (задания на дипломную работу) студентом готовится отчет, включающий статистическое описание и оценку результатов научно-практической деятельности. В нем также раскрываются достоинства и недостатки программы – как в части планирования, так и в части реализации.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Организация преддипломной практики

Перед началом практики (или за 1 – 2 дня до ее начала) для студентов проводится организационное собрание, в котором участвуют заведующий кафедрой, руководители практики. На собрании рассматриваются организационные вопросы практики, уточняются планы работ в соответствии с индивидуальными заданиями студентов, определяется форма и содержание отчетной документации.

Руководитель практики осуществляет консультирование студента по всем возникающим вопросам и контроль над качеством выполнения всех видов деятельности.

Оценка эффективности реализуемых студентом направлений деятельности по теме дипломной работы осуществляется в соответствии с критериями, определяемыми совместно с научным руководителем.

По итогам реализации исследования в период преддипломной практики студент готовит отчет, который включает количественную и качественную оценку результатов научно-практической деятельности.

Практика завершается защитой отчетов.

По результатам практики студенты могут представлять акты о внедрении моделей работы психолога с теми или другими проблемными категориями населения, коррекционно-развивающих программ и т.д.

По окончании преддипломной практики проводится итоговая конференция.

2. Методические указания для руководителей практики

Научно-методическое руководство практикой студентов обеспечивается соответствующей кафедрой факультета психологии и педагогики.

Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедр психологии и социальной и педагогической психологии (ответственными за прохождение практики), которые определяют условия работы студентов-практикантов в конкретных органах, контролируют, дают консультации, организуют прием и защиту практики.

В обязанности научного руководителя входит:

- проведение еженедельных консультаций студентов;

- утверждение индивидуального задания;

- оказание помощи в планировании и проведении научного исследования;

- проверка отчетов, оценивание результатов практики.

Отчет научного руководителя содержит констатирующую часть и обобщение предложений студентов по совершенствованию формы и содержания преддипломной практики. Отчет предъявляется на очередном заседании кафедры.

3. Требования к отчетной документации студентов

Отчетная документация по итогам преддипломной практики включает в себя:

1. Путевку и дневник с отзывом непосредственного научного руководителя о прохождении преддипломной практики с выставлением дифференцированной оценки (по 10-балльной системе).

2. Письменный отчет о преддипломной практике, который должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе. Текст отчета имеет аналитический характер, пишется в произвольной форме и кратко отражает выполнение студентом основных видов профессиональной деятельности психолога-практика в учреждении образования, избирательно реализованных в соответствии с замыслом дипломной работы. Отчет может содержать приложения, где размещаются анкеты, схемы, диаграммы, рисунки с результатами исследования, протоколы индивидуальных бесед с учащимися и родителями, программы коррекционно-развивающих занятий, фото- и видеозаписи. Также могут быть сформулированы предложения по совершенствованию организации преддипломной практики.

При оценке отчета учитывается степень выполнения практикантами учебно-исследовательских заданий и понимания ими их роли в общей структуре дипломной работы.

4. Права и обязанности студента во время прохождения практики

К преддипломной практике допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план теоретического обучения.

В период прохождения преддипломной практики студент имеет право:

– обращаться за разъяснениями и методической помощью к университетским руководителям;

– пользоваться учебно-методической литературой библиотек кафедр факультета;

– принимать участие в проводимых специалистами социально-психологической и педагогической службы мероприятиях по психологическому сопровождению детей и подростков;

– заниматься научно-исследовательской деятельностью в соответствии с темой дипломной работы;

– высказывать предложения по улучшению и совершенствованию организации и проведения преддипломной практики.

В период прохождения преддипломной практики студент обязан:

– изучить программу практики, получить направление на практику, индивидуальное задание, дневник практики, рекомендации руководителя практики, содержании и структуре отчета о практике;

– подчиняться действующим в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка;

– своевременно и качественно выполнять индивидуальные задания, выдаваемые руководителем практики, а также предусмотренные программой практики;

– регулярно заполнять дневник практики с изложением проделанной работы и представлять его руководителю от организации для подписи;

– представить руководителю практики отчет о ее прохождении с соблюдением всех правил его составления, отчет о выполнении индивидуальных заданий, заполненный дневник прохождения практики;

– в установленный срок пройти защиту отчета о практике и получить по ее результатам оценку в зачетную книжку.

Студент, не выполнивший программу преддипломной практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче отчета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время, если это возможно. В противном случае он отчисляется из университета. Студент имеет право быть направленным на практику повторно после восстановления в установленном порядке на учебу в университете.

Календарно-тематический план преддипломной практики

Название этапа   Сроки Содержание работы
Подготовительный 1 неделя практики Проведение организационного собрания, постановка практических и исследовательских задач, инструктаж по психодиагностическим методикам, подготовка методического обеспечения.
Ознакомительный 1 неделя практики Знакомство с организацией или учреждением, основными задачами и направлениями работы психолога в нем, рабочим местом психолога, конкретизация задачи практики и плана работы, исходя из конкретной ситуации.
Этап сбора, обработки и анализа диагностической информации 2-3 недели практики Проведение диагностического обследования с применением диагностических методик, математическая обработка и анализ диагностических данных
Этап интерпретации полученных данных, выработки практических рекомендаций и поиска практических решений 4-5 недели практики Формулировка диагностического заключения, исходя из полученных данных и поставленных исследовательских и практических задач. Выработка практических рекомендаций и поиск возможных способов их реализации.
Реализация одного из видов деятельности педагога-психолога, направленного на организацию психолого-педагогического воздействия 6-7 недели практики Диагностико-коррекционная, диагностико-развивающая, психопрофилактическая, психоконсультационная, психопросветительская, психореабилитационная и др. виды деятельности психолога, избирательно объединенные для достижения задач дипломной работы  
Заключительный 8 неделя практики Написание отчета о практике. Анализ своей работы во время практики, предложения по совершенствованию организации и содержания практики.

5. Перечень литературы

Основной

1 Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М., 1999. – 368 с.

2 Битянова, М.Р. Организация практической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

3 Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного обучения и воспитания) // Образование и право. – 2006. – 16 декабря. – № 12. – С. 2-4.

4 Ковалева Т.Н. Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Беларуси // Псіхалогія. – 2004. – № 2. – С.4-8.

5 Лытко, А.А. Психологическое обеспечение деятельности футболистов / Лытко, А.А. Зайцев Б.М. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2007. – 210 с.

6 Нормативные документы для педагогов-психологов // сб. ст. / автор-сост. А.Н. Сизанов. – Минск: НМЦ учебной книги и средств обучения, 2001. – 55 с.

7 Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 3. Психология образования / Р.С. Немов. – М., 1995. – 524 с.

8 Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ Сфера, 2000. – 528 с.

9 Практическое руководство к ознакомительной, научно-исследовательской и преддипломной практикам для студентов 2-5 курсов спец. 1-23 01 04 – Психология. Сост. А.А.Лытко, И.В.Сильченко. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2005. – 114 с.

10 Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1995. – 303 с.

11 Семаго, М. А. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения / М.А. Семаго // Школьный психолог. – 2002. – № 5. – С. 12-13.

Дополнительной

12 Нормативные документы для педагогов-психологов // сб. ст. / автор-сост. А.Н. Сизанов. – Минск: НМЦ учебной книги и средств обучения, 2001. – 55 с.

13 Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.

14 Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рекомендуемая форма отчета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

ОТЧЕТ

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

студента (ки) ____ курса факультета психологии и педагогики ____,

проходившего (ей) практику на кафедре психологии с ________ по ___________ .

Руководитель практики ______________________________________________

Гомель 20___

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Основные требования к содержанию отчёта по практике:

Введение:

− цель, место, дата начала и продолжительность практики;

− перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики.

Основная часть:

− описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики;

− перечень не выполненных заданий и не отработанных запланированных вопросов.

Заключение:

− описание навыков и умений, приобретённых за время прохождения практики;

− предложения по совершенствованию организации работы учреждения;

− индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведённого вида практики.

Наши рекомендации