Психология в понятиях, образах, переживаниях

Занятие 1.

n Личность – «это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют её биологические особенности, всё же определяющими факторами развития (её сущностным основанием) являются не её природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые – взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности» [5, с.222–223].

n Личность (научная позиция Константина Константиновича Платонова).В структуре личности учёный выделил четыре подструктуры. Первая подструктура, получившая название «направленность объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные черты. В её состав входят убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Важную роль в её становлении и развитии играет воспитание. Вторая подструктура – «опыт» – включает знания, умения, навыки, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения. Третья подструктура – «особенности психических процессов» – объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, принимаемых как формы психического отражения. В качестве её составляющих учёным названы воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Данная подструктура формируется главным образом путём упражнений. Четвёртая подструктура, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и её так называемые «органические» изменения. Огромную роль в становлении и развитии этой подструктуры играет тренировка. К.К. Платонов отмечал, что не только каждая из этих четырёх подструктур имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Саму структуру он назвал динамической,

подчеркнув тем самым, что личность находится в постоянном развитии [3].

n Роберт Семёнович Немов подчёркивает, что в структуру личности традиционно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. Он определяет личность как «совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность» [2, с. 664].

n «Я-концепция» предстаёт как соединение личностной и социальной идентичности. Личностный компонент затрагивает нравственные, интеллектуальные и физические черты, а социальный позволяет идентифицировать личность соответственно полу, этносу, классу, культуре [4].

n .Ирина Александровна Баевапредложила свой подход к лучшему пониманию психологических понятий, добавив их варианты в образах и переживаниях [1]. На основе её предложений можно составить сводную таблицу (таблица 1)

Таблица 1

Психология в понятиях, образах, переживаниях

Категория Личность Индивидуальность Я-концепция
Определение Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей. Своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе
Краткое содержание Имеет определённую структуру, устойчива Единичность, относительная независимость от других Целостный, хотя и не лишённый внутренних противоречий, образ собственного «Я»
Образ Качан капусты с кочерыжкой Луковица Коллекция, созданная на одну тему
Переживание «Я могу быть» «И вместе мы врозь» «Таким меня никто не знает»

Литература

1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): Учеб. пособие для учителя-психолога и ученика. – М.: ЦГЩ, 1996. – 96с. – (Гуманитарное образование в России).

2. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Кн. 1. – 688 с. – С. 664

3. Платонов К.К. Структура и развитие личности – М. : Наука, 1986.

4. Психология саморазвития (изучение, анализ и развитие рефлексивных процессов) : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т.А. Симакова. – Рязань, 2002. – 4

5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с. 8 с.

Занятие 2

n Способности

n Темперамент

n Характер

Способности
Б.М. Теплов и его последователи рассматривают способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. С точки зрения учёного, под способностями «разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идёт о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [4, с.10].В работе «Проблемы индивидуальных различий» Б.М. Теплов отметил, что в основе развития способностей находятся задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности. Он подчеркнул, что, приняв за основу утверждение «способности существуют в развитии», следует принять и другое утверждение: развитие осуществляется в теоретической и/или практической деятельности.

С.Л. Рубинштейн обозначил задатки наследственно закреплённой предпосылкой, исходным моментом развития способностей и указал, «что по мере того, как человек на материале определённой системы знания по-настоящему осваивает приёмы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накапливаются определённые умения, но формируются определённые способности»[3, с. 642].Сами же способности он трактовал как пригодность к определённой деятельности.

Под способностями понимают психические особенности личности, которые, имея в основе природные задатки, сами врождёнными не являются, а выступают результатом развития. Способности обнаруживаются в конкретной деятельности, а та в свою очередь не может осуществляться без их наличия.

Классификация способностей.Способности подразделяются на биологически обусловленные, то есть природные (естественные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Способности, влияющие на жизнь и социальное развитие человека, можно, в свою очередь, подразделить на общие, способствующие достижению личностью успехов в самых разных областях жизнедеятельности, и специальные, имеющие выход в специфические виды деятельности (музыкальные, художественно-творческие, лингвистические и т. п.). Часто общие и специальные способности существуют и развиваются, дополняя и обогащая друг друга [2, с. 376].Кроме того, к данной паре добавляют индивидуальные (единичные) способности, характерные для отдельного человека.

В другой классификации способностей они подразделяются на теоретические и практические способности. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям [2, с.376]

В другой классификации способности подразделяют в зависимости от содержания деятельности способности на:

· интеллектуальные способности (определяют возможности человека познавать и понимать предметы и явления окружающей действительности)

· художественные (или экспрессивные) способности (проявляются в музыкальном, художественном, литературном творчестве, эстетическом вкусе)

· социальные (выражаются в характере и успешности взаимодействия и общения с людьми)

· инструментальные (обуславливают прикладные навыки, умения искусно обращаться с инструментами и материалами)

· физические (предполагают успешность физического труда, занятий спортом) [1, с. 43]

Важнейшими способностями современного педагога принято считать следующие способности:

· дидактические

· организаторские

· перцептивные

· суггестивные

· аналитические

· рефлексивные

· коммуникативные

· творческие (креативные)

· научно-познавательные (научно-исследовательские)

· актёрские

Темперамент –динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, интенсивности и других характеристиках[2. с. 680].Влияет на жизнь и индивидуальный стиль деятельности человека.

Наши рекомендации