Расскажите об основных идеях представителей школы поведенческих наук в управлении
(40-50 гг. ХХ века). Трансформировалась из школы человеческих отношений.
Подход с точки зрения человека получил развитие вместе с такими науками как психология и социология. Начало этому направлению положил Ч.Барнард, который в 1938 году опубликовал работу «Функции администратора». Среди наиболее поздних исследователей можно назвать К.Аджириса, Т.Лайкерта, Ф.Герцберга, А.Маслоу.
Идея: эффективная работа — это положительная реакция на хорошее вознаграждение (материальное или моральное), выступающее как стимул.
Основной целью школа поведенческих наук ставила повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Большое внимание исследователи этой школы придавали налаживанию межличностных отношений. Задачу менеджмента видели в создании условий, способствующих развитию актуальных способностей человека, обеспечении активного подключения рабочих к задачам организации.
Вклад:
1. сформулированы мотивационные теории потребностей и поведенческие теории лидерства
2. разработаны методы мотивации и программы гуманизации труда
3. предложены методы установления психологической совместимости и профилактики конфликтов
44. Расскажите об основных особенностях управления в банковских учреждениях. В чём заключается главная особенность управления в кредитных организациях?
Особенности управления в той или иной отрасли общественного производства, прежде всего, зависят от специфики деятельности, применяемых технологий, требований предъявляемых к персоналу и многих других факторов.
Важнейшими отраслевыми особенностями в банковском секторе экономии являются:
1.многообразие банковских услуг (широкая номенклатура, совершаемых операций, определяемая функционированием большинства банков одновременно на нескольких финансовых и иных рынках – фондовом, ссудных капиталов, ипотечном и др.)
2.узкая предметная специализация при широком диапазоне номенклатуры банковских услуг;
3.наличие разветвленной филиальной сети;
4.острая конкурентная борьба среди ком. банков, умение строить доверительные, партнерские отношения с клиентами;
5.наличие коммерческой тайны;
6.высокая ответственность за результаты работы;
7.прямая зависимость банков от конъюнктуры не только собственных рынков, но и состояния национальной экономики;
8..объективная необходимость управления преимущественно заемными финансовыми ресурсами;
При организации работы с персоналом необходимо учитывать те изменения, которые произошли в банковской системе запоследнее десятилетие, а именно:
· банковский труд стал более сложным: внедряются новые технологии, современная оргтехника, осуществляется компьютеризация банковского дела;
· происходит быстрое устаревание прежних знаний и методов работы;
· повышаются требования к качеству труда;
· сегодня достигнут высокий уровень информационного обеспечения деятельности;
· расширяются международные контакты, происходит переход на мировые стандарты в учете. Отсюда необходимость постоянного повышения деловой квалификации….
Банковская деятельность сопряжена с высокой ответственностью, дисциплиной, коммерческой тайной – все это не может не отражаться на менталитете и психике банковских служащих. Труд банковского работника носит стрессовый характер ( а в системе Банка России - групповой, коллективный характер).
Важной особенностью современного банковского менеджмента является то, что никакой, даже талантливый руководитель, не может один принимать все решения: ему необходима команда, это тот инструмент, с помощью которого можно и нужно подходить к проблеме управления современным банком.