Возрастно-психологические особенности студенчества
Для успешной организации образовательного процесса необходимо учитывать биологические и психологические основы развития и обучения студентов, психологические особенности юношеского возраста. Важно учитывать, что на личностном формировании несомненно сказываются изменения, происходящие как в обществе в целом, так и с молодым человеком в отдельности.
Студент вуза претерпевает некоторые социально-психологические изменения, ведущие к изменению его жизни. Во- первых, происходит изменение социального статуса; во-вторых, происходит перестройка уровня притязаний и самооценки; в третьих, меняется представление и изменение жизненной перспективы. Однако основной особенностью студентов является их интеллектуальное развитие. В вузе, как известно, учатся люди в возрасте 17—25 лет. Исходя из исследований физиологов и психологов (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Н. Соколов, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ананьев и др.), можно считать основным критерием интеллектуального развития взрослого человека не просто способность усвоить сумму определенных знаний (это критерий интеллектуального развития младших школьников, как показали исследования Д.В. Эльконина и В.В. Давыдова), а способность аналитически, самостоятельно и творчески мыслить при оперировании накопленными знаниями.
Возраст ранней юности – один из самых сложных и наиболее важных периодов в плане формирования личности. Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. В поисках смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей.
И.В.Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Так, основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое, а психологическую готовность к самоопределению /87/.
Жизненный мир юноши расширяется не только за счет своих предметных границ, сферы отношений, в которые молодой человек вступает, но и во времени. Для юности характерно расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в социальную перспективу общества в целом). Однако для того, чтобы стать подлинным субъектом труда, познания и общения, отмечает И.С.Кон «индивид должен, прежде всего, осознать свое социальное положение, определить жизненные цели и идеалы, и найти способы их предметной реализации» /88, 327/.
Исследование компонентов, относящихся к различным уровням и сторонам развития личности при структурном изучении этого развития, обязательно сочетается с исследованием различных видов взаимосвязей между этими компонентами.
А.И.Спиркин понимает мировоззрение как «предельно обобщенный, упорядоченный взгляд на окружающий мир, на явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждений, социально-политические, нравственные и эстетические идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий» /91, 26/. Другие авторы предпочитают рассматривать мировоззрение как сложное системное образование, включающее не только знания и взгляды, но и оценки, убеждения, идеалы личности. По мнению Б.И.Додонова, мировоззрение представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиций которых он осуществляет свою общую «…рекогносцировку действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий» /50, 40/.
Становление профессиональной направленности личности проходит несколько стадий, включающих процессы самоопределения, выбора профессии, формирования системы мотивации, образования системы «человек-профессия», совершенствование компетентности, профессиональное саморазвитие и т.д. Весь этот процесс проходит несколько стадий, определяющих уровни развития профессиональной направленности личности.
Профессиональная составляющая Я-концепции включает в себя как осознанные (отрефлексированные) когнитивные компоненты, так и неосознаваемые ценности и смыслы, придающие эмоциональную окраску отдельным профессиональным актам и всей профессиональной деятельности в целом. Ее формирование необходимо для успешного самоопределения и предполагает постоянную работу субъекта по формированию и детализации внутреннего образа профессиональной деятельности. Этот процесс противоречив и сложен и по ходу его учащиеся сталкиваются с рядом проблем, такими, как субъективная картина профессиональной деятельности и субъективное восприятие профессиональной подготовки. У студентов младших курсов зачастую эти представления недостаточно структурированы, диффузны и даже нереалистичны. По мере обучения, в связи с личностным ростом, происходят изменения в ценностно-смысловой сфере, уточняются текущие и перспективные планы. Решение этих проблем либо содействует личностному и профессиональному росту, либо приводит к глубоким личностным кризисам.
Зрелая личность - это самовоспитывающаяся система, осуществляющая переход от объекта воспитания к субъекту воспитания, осознающая себя целостностью, включенной в систему общества, в систему деятельности.
Зрелость начинается с этапа юности.
I. Юность (18-23 года) можно охарактеризовать следующими особенностями:
1) социальную ситуацию развития можно назвать порогом взрослой жизни. Именно с этого возраста начинается развитие личности как настоящее саморазвитие, как сознательное самосовершенствование;
2) это возраст реализации потребности в самореализации, но не в таком обобщенном виде, как у подростков.
Эпоха юности делится на два периода:
На первом этапе происходит преимущественное личностное самоопределение через установление дружеских связей, поиск "alter ego", слияние своего "я" с "ты" в межличностном общении. На втором этапе ведущей деятельностью является конкретное профессиональное самоопределение: выбор специальности, места работы. Основной смысл этого периода - самоопределение, поиск своего места в жизни.
II. Молодость (24 - 30 лет). Первый этап - "время путешествий", поиска себя, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, переход от "кочевого" образа жизни к "оседлости" (женитьбе), то есть ко второму периоду.
Ведущая деятельность - профессиональная. Профессиональная деятельность ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В более сложных ситуациях человек решает профессию, вуз.
Переход к расцвету (около 30 лет) характеризуется у ряда авторов как сильнейший нормативный кризис). На этом этапе представления о жизни, сложившиеся между 20 - 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь перестает казаться легкой и понятной, иногда рушатся основы образа жизни, перестраивается вся личность.
Социологические данные свидетельствуют, что если молодой человек не найдет в достаточно ограниченный период времени супруга, то позже это сделать будет намного труднее (повышается требовательность к другому, появляется привычка к одиночеству и т. п.).