В. Проприорецеторы (висцерорецепторы).
1. Рецепторы пищеварительной системы:
а) органы обоняния;
б) орган вкуса (вкусовые почки на языке и в глотке);
в) сенсорные клетки голода в желудке;
г) сенсорные клетки жажды – слизистая глотки;
д) сенсорные клетки тошноты – желудок.
2. Рецепторы кровообращения.
3. Рецепторы дыхательной системы.
4. Рецепторы системы размножения.
Хотя каждый тип ощущения отличается своеобразием, есть общие свойства, характерные для всех видов ощущений:
- наличие порога ощущений – зависимость между силой раздражителя и интенсивностью ощущения, которое вызывается им, при этом минимальная величина раздражителя, который вызывает ощущение впервые, называется нижним абсолютным порогом ощущения, наибольшая сила раздражителя, при которой ощущение или исчезает, или качественно меняется (например, превращается в болевое при увеличении громкости звука), называется верхним абсолютным порогом ощущения; по существу, порог ощущений является характеристикой чувствительности анализаторов;
- адаптация ощущений – способность органов чувств менять свои свойства (чувствительность) при изменении условий; например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза может изменяться в десятки раз;
- взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражителей, действующих на другие органы чувств, когда стойкое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других и наоборот (сильные раздражители снижают чувствительность сопутствующих анализаторов).
Усиленное взаимодействие анализаторов может привести к тому, что под действием одного раздражителя могут возникнуть дополнительные ощущения, характерные для другого – синестезия (от гр. – совместное ощущение). Например, музыка может вызывать цветовые ощущения, некоторые цвета могут вызывать ощущение прохлады или тепла.
Повышение чувствительности анализаторов – сенсибилизация – в результате взаимодействия ощущений, а также социальных упражнений обусловливает возможность компенсации сенсорных деффектов, усовершенствования ощущений.
Восприятие.
В результате переработки информации органами чувств отдельные ощущения объединяются в целостные образы предметов и явлений окружающего мира. Процесс создания этих образов называется восприятием.
Восприятие –это целостное отражение предметов и явлений в форме психических образов при их непосредственном влиянии на органы чувств.
К основным свойствам восприятия относят:
- константность – неизменность образа восприятия при изменяющихся физических условиях.Например, цвет и форма знакомых объектов воспринимаются одинаково независимо от условий наблюдения. Благодаря этому человек может воспринимать и познавать мир стойких вещей, которые хранят свои основные признаки при малейшем изменении, например, освещенности или расстояния к воспринимаемому объекту;
- предметность – восприятие внешнего мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме обособленных в пространстве предметов; при этом воспринимаемая реальность разделяется на – образ предмета (фигуру) и образ окружающего пространства (фон). Интересно, что фигура и фон выделяют разные объекты в зависимости от прошлого опыта человека;
- целостность – независимость воспринимаемого образа от искажения и замены его компонентов. Например, можно сохранить портретное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и другими элементами. Восприятие фигур и их частей не отдельно, а в виде целостных
образов позволяет объяснить некоторые иллюзии восприятия, например иллюзию стрелы;
- категориальность – возможность правильного познания объекта и отнесения его к определенному классу независимо от его индивидуальных особенностей. Мы можем познать стол как таковой независимо от его формы, размеров и т. д.; прочитать любой текст независимо от особенностей шрифта или почерка. Данные свойства, не являются врожденными и развиваются в течение жизни.
Внимание. Память.
Внимание.
Отечественный психолог А.Г. Маклаков ссылается на научные разногласия, основанные на том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Р.С. Немов указывает, что внимание относится к феноменальным процессам, т.к. включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент.
Таким образом, внимание рассматривается одновременно как процесс и как состояние.
Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте при одновременной отвлеченности от других.
Внимание характеризуют:
- объём – показатель количества объектов, одновременно находящихся в поле внимания (у взрослого человека в среднем равен пяти-семи объектам);
- устойчивость – временная характеристика внимания, показатель длительности сохранения интенсивности внимания;
- концентрация – показатель степени сосредоточенности сознания на объекте;
- распределение – способность удерживать сознание на нескольких объектах одновременно, что даёт возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания;
- переключаемость – показатель скорости перехода от одного вида деятельности к другому.
В зависимости от условий возникновения выделяют разные виды внимания:
Вид внимания | Условия возникновения | Особенности проявления |
Непроизвольное | Действие сильного или значимого раздражителя | Осуществляется неосознанно, не требует волевых усилий; легко происходят переключение и прекращение |
Произвольное | Постановка и принятие задачи как пути решения проблемы | Требует: волевых усилий, сохранения контроля поведением, при длительной концентрации вызывает усталость |
Послепроизвольное | Увлеченность процессом решения задачи | Высокая сосредоточенность на решении задачи при снятии напряжения, не требует значительных волевых усилий |
Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием.
Факторы, способствующие привлечению внимания:
- характер раздражителя (новизна, контраст, физические характеристики - величина объекта и др.);
- отношение раздражителя к потребностям (то, что в большей мере отвечает потребностям человека, привлечет его внимание прежде всего).
Факторы, снижающие устойчивость внимания:
- монотонность и стереотипность производимых действий;
- однообразие и недостаточность информации;
- переживание определенных эмоций.
Рассеянность.
Рассеянностью обачно называют два разных явления. Прежде всего, – это результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой такой рассеянности является очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции. Подлинной рассеянностью называется состояние, при котором человек постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Причины: общее расстройство нервной системы, заболевание крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания.
Образы, возникающие в процессе восприятия, хранит и даёт возможность в дальнейшем работать над ними память человека – процесс запечатления, сохранения и возобновления прошлого опыта.
В развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, вызванного факторами внешней среды. Второй – этап школьного развития, обусловленный бурным развитием внутреннего внимания.
Память.
Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания. Это возможно благодаря памяти.